МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 24 ноября 2003 г. N СД/14758
РЕШЕНИЕ
18 ноября 2003 года г. Москва
Комиссия Министерства Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о
нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - Статс-секретаря - заместителя Министра
С.Н.Дудкина, членов Комиссии - заместителя начальника Управления
контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной
конкуренции Е.С.Серебряковой, заместителя руководителя Правового
департамента - начальника отдела А.Б.Летина, заместителя
начальника отдела антимонопольного контроля деятельности органов
власти Правового департамента Е.Г.Корниловой, заместителя
начальника отдела реестров Управления информации, комплексного
анализа и реестров А.И.Меджидова,
при участии лиц:
представители Минобороны России
А.В.Кирилин;
А.В.Черножуков;
В.И.Вдовин;
К.Г.Горбунов;
представители ЗАО "Военно-мемориальная компания"
В.В.Панкратов;
А.А.Сирык;
С.И.Слипченко;
представители ООО "Военно-ритуальный комплекс"
П.И.Бондаренко;
А.В.Цветнов;
представители ЗАО "Кировская военно-мемориальная компания"
А.Н.Жук;
В.Л.Щенников,
рассмотрев дело N 1 08/149-03 о нарушении Министерством обороны
Российской Федерации (119160, г. Москва) и закрытым акционерным
обществом "Военно-мемориальная компания" (103031, г. Москва, ул.
Б. Лубянка, д. 11а, стр. 1) статьи 8 Закона Российской Федерации
от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках",
установила:
В МАП России поступили обращения ООО "Военно-ритуальный
комплекс" и ЗАО "Кировская военно-мемориальная компания" (далее -
Заявители), а также территориальных управлений МАП России,
указывающие на признаки нарушения антимонопольного
законодательства, выразившегося в заключении Министерством обороны
Российской Федерации (далее - Минобороны России) и закрытым
акционерным обществом "Военно-мемориальная компания" (далее - ЗАО
"ВМК") соглашения и совершении ими согласованных действий, имеющих
своим результатом недопущение, ограничение и устранение
конкуренции на рынке ритуальных услуг (услуг по изготовлению и
установке надгробных памятников) вследствие создания Минобороны
России благоприятствующих условий деятельности для ЗАО "ВМК" и ее
дочерних организаций в сфере оказания услуг по изготовлению и
установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим
по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими
деятельность на том же рынке.
Из обращений Заявителей следует, что на рынке ритуальных услуг
сложилась ситуация, при которой хозяйствующие субъекты, ранее
осуществлявшие деятельность по изготовлению и установке надгробий
умершим (погибшим) военнослужащим в общем порядке, в настоящее
время согласованными действиями Минобороны России и ЗАО "ВМК"
фактически устраняются с данного сектора рынка услуг. Это
происходит в том числе в связи с тем, что военные комиссариаты
(территориальные органы Минобороны России) отказываются возмещать
подтвержденные документами расходы по изготовлению и установке
надгробных памятников в случаях, если работы по изготовлению и
установке надгробного памятника погибшему (умершему)
военнослужащему выполнены не ЗАО "ВМК", ее обособленным
подразделением или дочерней организацией.
Обращения территориальных управлений МАП России
свидетельствуют, что подобная ситуация сложилась в целом ряде
субъектов Российской Федерации, в частности, в Республике Марий
Эл, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Татарстан,
Воронежской области, Кемеровской области, Костромской области,
Курганской области и т.д.
В ходе рассмотрения дела Комиссией МАП России Заявители
подтвердили изложенную в обращениях позицию, указав на
несоответствие заключаемых Минобороны России и ЗАО "ВМК"
соглашений и совершаемых ими действий антимонопольному
законодательству. В обоснование своей позиции Заявителями
представлены документы, свидетельствующие, что Минобороны России
созданы исключительно благоприятные условия длительности для ЗАО
"ВМК" и ее дочерних организаций в сфере оказания услуг по
изготовлению и установке памятников умершим (погибшим)
военнослужащим, в том числе документы, подтверждающие
предоставление указанным организациям помещений для организации
офисов и размещение информации о них на территориях военных
комиссариатов, факты отказов военными комиссарами возмещать
(компенсировать) расходы на оплату работ (услуг) по изготовлению и
установке надгробий умершим (погибшим) военнослужащим, выполненных
не ЗАО "ВМК", ее обособленным подразделением или дочерней
организацией, а также иные действия, ущемляющие интересы других
хозяйствующих субъектов.
Представители Минобороны России и ЗАО "ВМК" с доводами
Заявителей не согласились, указав на то, что указанные Заявителями
действия осуществляются ими в рамках исполнения обязательств,
принятых Минобороны России и ЗАО "ВМК" в соответствии с договором
от 03.06.2002, заключенным между ними по результатам проведенного
Минобороны России конкурса на размещение государственного заказа
на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных
памятников погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам,
призванным на военные сборы, участникам войны, ветеранам военной
службы и боевых действий. При этом представители Минобороны России
указали на то, что отдельные факты необоснованных отказов военных
комиссариатов оплачивать расходы по изготовлению и установке
надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим
свидетельствуют о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей
со стороны конкретных должностных лиц военных комиссариатов, а не
о нарушении требований антимонопольного законодательства со
стороны Минобороны России.
Также, по заявлению представителей Минобороны России,
принимаемые Минобороны России акты и совершаемые действия, в том
числе связанные с заключением договора на оказание услуг по
изготовлению и установке надгробий умершим (погибшим)
военнослужащим, направлены, прежде всего, на реализацию
государственной обязанности увековечения памяти погибших (умерших)
военнослужащих.
Выслушав объяснения заявителей, представителей Минобороны
России и ЗАО "ВМК", проведя анализ законодательства в данной сфере
и исследовав материалы дела, Комиссия МАП России установила
следующее.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О
погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), в
частности, определено, что оплата расходов на изготовление и
установку надгробия военнослужащим, гражданам, призванным на
военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной
противопожарной службы, органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибшим при
прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умершим в
результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в
мирное время, производится за счет средств министерств и иных
федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший
(погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
В пункте 5 статьи 11 Закона о погребении также определено, что
за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других
федеральных органов исполнительной власти, в которых
законодательством Российской Федерации предусмотрена военная
служба, возмещаются расходы, связанные с изготовлением и
установкой надгробия умершему участнику или инвалиду Великой
Отечественной войны. Аналогичные положения содержатся в
Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее -
Закон о ветеранах) (пункт 1 статьи 24).
Анализ указанных положений Закона о погребении и Закона о
ветеранах позволяет сделать вывод о том, что возмещение (оплата
расходов) за изготовление и установку памятников военнослужащим,
гражданам, призванным на военные сборы, погибшим при прохождении
военной службы (военных сборов, службы) или умершим в результате
увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, а
также умершим участникам или инвалидам Великой Отечественной войны
(далее - погибшим (умершим) военнослужащим) осуществляется за счет
средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны
Российской Федерации. При этом законодательными актами Российской
Федерации, в том числе Законом о погребении, конкретные лица,
которые имеют право получить возмещение (оплату) понесенных
расходов на изготовление и установку надгробных памятников
погибшим (умершим) военнослужащим, не определены.
Таким образом, в соответствии с Законом о погребении лица,
взявшие на себя расходы по изготовлению и установке надгробных
памятников погибшим (умершим) военнослужащим, вправе получить
возмещение (компенсацию) понесенных ими расходов из средств
Минобороны России в пределах норм, установленных Правительством
Российской Федерации, при условии документального подтверждения
указанных расходов.
Деятельность по изготовлению и установке надгробных памятников
является самостоятельным видом экономической деятельности (см.
раздел 9313000 Общероссийского классификатора видов экономической
деятельности, продукции и услуг, утвержденного Постановлением
Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (ред. от 01.02.2002). При
этом, поскольку в соответствии с Федеральным законом 08.08.2001 N
128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на
осуществление указанного вида деятельности получение лицензии не
требуется, то согласно статьям 23 и 49 Гражданского кодекса
Российской Федерации заниматься деятельностью по изготовлению и
установке надгробий могут любые лица с момента их регистрации в
качестве субъектов предпринимательской деятельности в
установленном порядке.
Анализ положений статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" (понятия "товар", "взаимозаменяемый товар",
"товарный рынок" и др.) позволяет сделать вывод о том, что
деятельность хозяйствующих субъектов по изготовлению и установке
надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим
представляет собой деятельность, осуществляемую в самостоятельном
сегменте рынка услуг по изготовлению и установке надгробных
памятников (далее - рынок услуг по изготовлению и установке
надгробий умершим (погибшим) военнослужащим). Аналогичный вывод
содержится в заключении Института экономики сервиса Московского
государственного университета сервиса от 24.09.2003 N ИЭС 12/13.
Учитывая изложенное, в соответствии с законодательством
Российской Федерации (в том числе пунктом 2 статьи 1 Гражданского
кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане
(физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют
свои гражданские права своей волей и в своем интересе), лица,
желающие увековечить память погибших (умерших) военнослужащих
посредством установления надгробия вправе выступить в качестве
заказчика работ (услуг) по изготовлению и установке надгробия
умершему (погибшему) военнослужащему. При этом указанные лица
свободны в выборе условий договора и конкретных лиц (хозяйствующих
субъектов), привлекаемых для выполнения таких работ (оказания
услуг), и законодательством Российской Федерации им гарантировано
возмещение (компенсация) понесенных расходов в пределах
установленных Правительством Российской Федерации норм за счет
средств Минобороны России.
Принимая во внимание изложенное, Комиссией МАП России
установлено следующее.
1. Взаимодействие Минобороны России и ЗАО "ВМК" в сфере
оказания ритуально-похоронных услуг осуществляется с 1997 года.
Соответствующие указания о необходимости сотрудничества с ЗАО
"ВМК" были даны органам военного управления Директивами Министра
обороны Российской Федерации от 08.07.1997 N Д-7 "О порядке
взаимодействия с Военно-мемориальной компанией по вопросам
организации и проведения военно-мемориальной работы, ритуально-
похоронного обеспечения и увековечения памяти погибших (умерших)
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы" и от
06.09.1998 N Д-27 "О дальнейшем совершенствовании работы по
организации ритуально-похоронного обеспечения и увековечению
памяти погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы".
Позднее, 21 декабря 1999 года, между Минобороны России и ЗАО
ВМК был заключен договор о сотрудничестве (далее - Соглашение), в
соответствии с которым Минобороны России приняло на себя, в
частности, следующие обязательства: "содействовать Компании (ЗАО
ВМК) и ее структурам"; "обеспечивать взаимодействие органов
военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил
Российской Федерации и военных комиссариатов с Компанией, ее
филиалами и дочерними предприятиями"; "способствовать
распространению среди личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации информационных материалов и деятельности Компании, в том
числе обо всем спектре оказываемых ее структурами услуг";
"содействовать Компании и ее структурам в заключении с органами
военного управления в субъектах Российской Федерации договоров по
вопросам организации ритуально-похоронного обеспечения и
увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих и военных
пенсионеров" и иные (пункт 2.1 Соглашения). Одной из целей
Соглашения является - "изготовление, доставка и установка
надгробных памятников, позволяющих достойно увековечить память
погибших (умерших) военнослужащих и военных пенсионеров" (пункт
1.2.11 Соглашения). Срок действия Соглашения - 5 лет (п. 6.2
Соглашения).
Во исполнение положений Соглашения была издана Директива
Министра обороны Российской Федерации от 22.12.1999 N Д-37 "О
сотрудничестве между Министерством обороны Российской Федерации и
Военно-мемориальной компанией", которой до сведения структурных
подразделений и должностных лиц Минобороны России доведена
информация о заключенном Соглашении и военным комиссарам субъектов
Российской Федерации было предложено осуществлять организацию
исполнения положений Соглашения (пункт 2 данной Директивы).
Статьей 8 Закона о конкуренции запрещается заключение в любой
форме соглашений, а также совершение согласованных действий между
федеральным органом исполнительной власти и хозяйствующим
субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место
недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление
интересов хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, по мнению Комиссии МАП России, реализация
положений Соглашения и совершение согласованных действий имеют
своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов,
осуществляющих деятельность на одном товарном рынке с ЗАО "ВМК", и
оказывают негативное влияние на состояние конкурентной среды на
рынке ритуальных услуг вследствие создания благоприятствующих
условий деятельности ЗАО "ВМК" и ее дочерним предприятиям на
указанном рынке, в том числе при реализации услуг по изготовлению
и установке надгробий умершим (погибшим) военнослужащим.
2. Законом о погребении (статья 11) и Законом о ветеранах
(статья 24) на Минобороны России возложена обязанность за счет
выделяемых ему бюджетных средств осуществлять возмещение
(компенсировать) понесенных третьими лицами расходов на
изготовление и установку надгробий умершим (погибшим)
военнослужащим. В то время как обязанность изготовить и установить
надгробия умершим (погибшим) военнослужащим указанные законы на
Минобороны России не возлагают. Кроме того, федеральным бюджетом
Российской Федерации средства на оплату заказанных Минобороны
России работ и услуг по изготовлению и установке надгробий умершим
(погибшим) военнослужащим не предусмотрены.
Однако, в соответствии с Директивой Министра обороны Российской
Федерации от 30.12.2001 N Д-38 "О совершенствовании работы по
ритуально-похоронному обеспечению и увековечению памяти погибших
(умерших) военнослужащих, участников войны, ветеранов военной
службы и боевых действий" (далее - Директива) Минобороны России
был организован и проведен конкурс по отбору организации для
оказания услуг по изготовлению и установке надгробий погибшим
(умершим) военнослужащим, победителем которого стало ЗАО "ВМК".
По результатам конкурса между Минобороны России и ЗАО "ВМК" был
заключен договор от 03.06.2002 на оказание услуг по изготовлению и
установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим,
гражданам, призванным на военные сборы, участникам войны,
ветеранам военной службы и боевых действий (далее - Договор).
В соответствии с условиями Договора ЗАО "ВМК" приняло на себя
обязательства исполнителя услуг (работ) по изготовлению и
установке надгробий погибшим (умершим) военнослужащим,
заказываемых Минобороны России.
Анализ хода реализации положений Договора позволяет сделать
вывод о том, что Минобороны России, хотя и поименовано в Договоре
как "Заказчик" работ (услуг) ЗАО "ВМК" по изготовлению и установке
надгробий погибшим (умершим) военнослужащим, на самом деле таковым
("Заказчиком") не является.
Представленные Минобороны России документы также
свидетельствуют, что де-факто и де-юре (по самостоятельно
заключаемым заинтересованными лицами договорам) заказчиками
оказываемых ЗАО "ВМК" услуг по изготовлению и установке надгробия
конкретному умершему (погибшему) военнослужащему являются иные
лица (не Минобороны России), преимущественно родственники умерших
(погибших) военнослужащих.
Минобороны России в складывающихся правоотношениях лишь
перечисляет (на условиях предварительной оплаты) ЗАО "ВМК"
денежные средства в размере стоимости оказанных непосредственным
заказчикам услуг по изготовлению и установке надгробия конкретному
умершему (погибшему) военнослужащему, но в пределах установленных
Правительством Российской Федерации норм. Указанное перечисление
средств осуществляется в порядке возмещения (компенсации) расходов
на изготовление и установку надгробия умершему (погибшему)
военнослужащему лицу, являющемуся непосредственным заказчиком
услуг ЗАО "ВМК".
Таким образом, и Минобороны России, и ЗАО "ВМК", ссылаясь на
заключенный по результатам конкурса Договор, в действительности
участвуют в фактически складывающихся правоотношениях не как
стороны по договору на оказание услуг (подряда), а как лица,
действующие в чужом интересе (в интересе лица, заинтересованного в
изготовлении и установке надгробия конкретному умершему
(погибшему) военнослужащему).
При этом сформированная в результате согласованных действий
Минобороны России с ЗАО "ВМК" система взаимодействия вынуждает
указанных заинтересованных лиц (преимущественно родственников)
обратиться за оказанием услуг (выполнением работ) по изготовлению
и установке надгробия конкретному умершему (погибшему)
военнослужащему именно к ЗАО "ВМК", одновременно уполномочивая ЗАО
"ВМК" на "получение (истребование) от его (заинтересованного лица)
имени" денежных средств, подлежащих в соответствии с Законом о
погребении и Законом о ветеранах возмещению Минобороны России.
Законодательством Российской Федерацией каких-либо ограничений
по кругу хозяйствующих субъектов, с которыми лица,
заинтересованные в изготовлении и установке надгробия умершим
(погибшим) военнослужащим, вправе заключить договор на оказание
таких услуг, не установлено.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Комиссией МАП России
заявителями, а также территориальными управлениями МАП России были
представлены документы, свидетельствующие о том, что Минобороны
России (его территориальными органами - военными комиссариатами)
совершаются действия, в результате которых создаются
благоприятствующие условия деятельности ЗАО "ВМК", ее обособленным
подразделениям и дочерним организациям на рынке услуг по
изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим)
военнослужащим по сравнению с другими хозяйствующими субъектами,
выполняющими работы (оказывающими услуги) на том же рынке (отказы
в возмещении (компенсации) расходов на оплату работ (услуг) по
изготовлению и установке надгробий умершим (погибшим)
военнослужащим, выполненных не ЗАО "ВМК", ее обособленным
подразделением или дочерней организацией; предоставление указанным
организациям помещений на территории военных комиссариатов для
размещения офисов; размещение на информационных стендах военных
комиссариатов информации только о ЗАО "ВМК" и ее дочерних
организациях и иные действия, ущемляющие интересы других
хозяйствующих субъектов).
В соответствии с Положением о военных комиссариатах,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999
N 1372, военные комиссариаты являются территориальными органами
Минобороны России и в своей работе руководствуются, в том числе,
нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской
Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Представленные Комиссии МАП России материалы позволяют сделать
вывод о том, что принимаемые территориальными органами Минобороны
России (военными комиссариатами) акты и совершаемые ими действия,
в результате которых ограничивается доступ отдельных хозяйствующих
субъектов на рынок услуг по изготовлению и установке надгробий
погибшим (умершим) военнослужащим и создаются исключительно
благоприятные условия деятельности ЗАО "ВМК" в сфере оказания
данных услуг, являются следствием реализации положений издаваемых
вышестоящими по отношению к военным комиссариатам органами
военного управления актов (в том числе указания Генерального штаба
Вооруженных сил Российской Федерации от 20.05.2002 N 328/539,
12.06.2002 N 314/8/1500 и от 27.01.2003 N 315/11/420, указания
Главного финансово-экономического управления Министерства обороны
Российской Федерации от 10.07.2003 N 180/4/4-1066 и другие).
Минобороны России, проведя конкурс в соответствии с Федеральным
законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд", по результатам которого победителем
признано ЗАО "ВМК", распространило действие заключенного по его
результатам Договора на услуги, которые не могут признаваться
услугами для нужд государства в понимании указанного Закона, а
также на дочерние организации ЗАО "ВМК" - самостоятельные
юридические лица, не являющиеся стороной по Договору.
В результате совершаемых под предлогом наличия заключенного по
результатам конкурса Договора согласованных действий между
Минобороны России (его территориальных органов) и ЗАО "ВМК" (его
структурными подразделениями) происходит разделение рынка услуг по
изготовлению и установке памятников посредством выделения на нем
самостоятельного сегмента, с четко ограниченным кругом
исполнителей услуг (ЗАО "ВМК" и его дочерние организации) и кругом
заказчиков - лиц, имеющих в соответствии с законодательством
Российской Федерации право на получение возмещения (компенсации)
расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой
надгробия умершему (погибшему) военнослужащему. Указанные
согласованные действия приводят к ограничению конкуренции
(ограничение доступа на рынок и необоснованные препятствия
деятельности хозяйствующим субъектам, благоприятствующие условия
деятельности ЗАО "ВМК") и могут привести к устранению конкуренции
на рынке услуг по изготовлению и установке надгробных памятников
умершим (погибшим) военнослужащим.
По мнению Комиссии МАП России, дальнейшее развитие сложившейся
системы взаимоотношений между Минобороны России и ЗАО ВМК может
привести к устранению конкуренции на рынке услуг по изготовлению и
установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим,
определению на данном рынке в качестве единственного исполнителя
указанных услуг ЗАО "ВМК" и, соответственно, устранению с него
иных хозяйствующих субъектов. Возможность и реальность наступления
таких последствий для данного товарного рынка подтверждается
многочисленными фактами создания благоприятствующих условий
деятельности на нем для ЗАО "Военно-мемориальная компания", ее
обособленных подразделений и дочерних организаций по сравнению с
другими хозяйствующими субъектами, выполняющими работы
(оказывающими услуги) на том же рынке на основании договоров с
заказчиками, имеющими в соответствии с законодательством
Российской Федерации право на возмещение понесенных расходов за
счет средств Минобороны России.
Вместе с тем, статьей 8 Закона о конкуренции запрещается
осуществление согласованных действий между федеральным органом
исполнительной власти и хозяйствующим субъектом, в результате
которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих
субъектов, в том числе согласованные действия, которые приводят
или могут привести к разделу рынка по объему продаж либо по кругу
продавцов или покупателей (заказчиков).
Учитывая изложенное, Комиссия Министерства Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по
рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона о конкуренции и пунктом
2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, утвержденных Приказом МАП России от 25.07.1996 N
91,
решила:
1. Признать Министерство обороны Российской Федерации и ЗАО
"Военно-мемориальная компания" нарушившими статью 8 Закона
Российской Федерации "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" в результате
заключения Договора о сотрудничестве между Министерством обороны
Российской Федерации и ЗАО "Военно-мемориальная компания" от
21.12.1999 и совершения согласованных действий, в том числе под
предлогом наличия заключенного по результатам конкурса Договора
(действия, связанные с организацией системы возмещения
(компенсации) установленных законодательством Российской Федерации
расходов на изготовление и установку надгробий умершим (погибшим)
военнослужащим взявшим на себя такие расходы лицам), имеющих своим
результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов иных
хозяйствующих субъектов, а также могущих привести к разделу рынка
услуг по изготовлению и установке памятников посредством выделения
на нем самостоятельного сегмента, с четко ограниченным кругом
исполнителей услуг (ЗАО "ВМК" и его дочерние организации) и кругом
заказчиков - лиц, имеющих в соответствии с законодательством
Российской Федерации право на получение возмещения (компенсации)
расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой
надгробия умершему (погибшему) военнослужащему.
2. Министерству обороны Российской Федерации и ЗАО "Военно-
мемориальная компания" выдать предписание об устранении допущенных
нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии:
С.Н.Дудкин
Члены Комиссии:
Е.С.Серебрякова
А.Б.Летин
Е.Г.Корнилова
А.И.Меджидов
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 24 ноября 2003 г. N СД/14759
ПРЕДПИСАНИЕ N 1 08/149-03
о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства
18 ноября 2003 года г. Москва
Комиссия Министерства Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о
нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - Статс-секретаря - заместителя Министра
С.Н.Дудкина;
Членов Комиссии - заместителя начальника Управления контроля
рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции
Е.С.Серебряковой, заместителя руководителя Правового департамента
- начальника отдела А.Б.Летина, заместителя начальника отдела
антимонопольного контроля деятельности органов власти Правового
департамента Е.Г.Корниловой, заместителя начальника отдела
реестров Управления информации, комплексного анализа и реестров
А.И.Меджидова,
на основании своего решения от 18 ноября 2003 года по делу N 1
08/149-03 о нарушении Министерством обороны Российской Федерации
(119160, г. Москва) и закрытым акционерным обществом "Военно-
ритуальная компания" (103031, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 11а,
стр. 1) статьи 8 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках",
предписывает:
1. Министерству обороны Российской Федерации и ЗАО "Военно-
мемориальная компания" прекратить нарушение статьи 8 Закона
Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
выразившееся в заключении ими соглашения (договора от 21 декабря
1999 года) и совершении согласованных действий, в результате
которых имеет место ограничение конкуренции и ущемление интересов
иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по
изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим)
военнослужащим в срок до 27 декабря 2003 года, расторгнув Договор
о сотрудничестве между Министерством обороны Российской Федерации
и Военно-мемориальной компанией от 21 декабря 1999 года.
1.1. Министерству обороны Российской Федерации в срок до 16
января 2004 года:
1.1.1. Отменить Директиву Министерства обороны Российской
Федерации от 22.12.1999 N Д-37 "О сотрудничестве между
Министерством обороны Российской Федерации и Военно-мемориальной
компанией".
1.1.2. Отменить Директиву Министра обороны Российской Федерации
от 08.07.1997 N Д-7 "О порядке взаимодействия с Военно-
мемориальной компанией по вопросам организации и проведения военно-
мемориальной работы, ритуально-похоронного обеспечения и
увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы".
1.1.3. Исключить абзац четвертый пункта 4 Директивы Министра
обороны Российской Федерации от 06.09.1998 N Д-27 "О дальнейшем
совершенствовании работы по организации ритуально-похоронного
обеспечения и увековечению памяти погибших (умерших)
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц,
уволенных с военной службы".
2. Министерству обороны Российской Федерации и ЗАО "Военно-
мемориальная компания" прекратить нарушение статьи 8 Закона
Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
выразившееся в осуществлении ими со ссылкой на наличие
заключенного по результатам конкурса Договора на оказание услуг от
03 июня 2002 г. согласованных действий, имеющих своим результатом
ограничение конкуренции и ущемление интересов иных хозяйствующих
субъектов, а также могущих привести к разделу рынка услуг по
изготовлению и установке памятников посредством выделения на нем
самостоятельного сегмента, с четко ограниченным кругом
исполнителей услуг (ЗАО "ВМК" и его дочерние организации) и кругом
заказчиков - лиц, имеющих в соответствии с законодательством
Российской Федерации право на получение возмещения (компенсации)
расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой
надгробия умершему (погибшему) военнослужащему.
2.1. Министерству обороны Российской Федерации и ЗАО "Военно-
мемориальная компания" прекратить распространение действия условий
заключенного между ними по результатам конкурса Договора на
оказание услуг от 03 июня 2002 г. на отношения, в которых
заказчиком (лицом, заинтересованным в изготовлении и установке
(надгробия) конкретному умершему (погибшему) военнослужащему,
участнику или инвалиду Великой Отечественной войны) услуг по
изготовлению и установке надгробия является не Министерство
обороны Российской Федерации, в том числе:
2.1.1. Министерству обороны Российской Федерации в срок до 16
января 2004 года внести соответствующие изменения в принятые
органами военного управления акты, исключив положения, позволяющие
распространять условия Договора на оказание услуг от 03.06.2002 на
отношения, складывающиеся в случаях, когда Минобороны не является
заказчиком услуг на изготовление и установку надгробия конкретному
умершему (погибшему) военнослужащему, участнику или инвалиду
Великой Отечественной войны. В частности, внести изменения в
следующие акты:
- Директиву Министерства обороны Российской Федерации от
30.12.2001 N Д-38 "О совершенствовании работы по ритуально-
похоронному обеспечению и увековечению памяти погибших (умерших)
военнослужащих, участников войны, ветеранов военной службы и
боевых действий" (абзац 3 и 4 пункта 2);
- Указания Генерального штаба Вооруженных сил Российской
Федерации от 20.05.2002 N 328/539 (в абзаце 2 пункта 2 исключить
слова ", ее дочерние организации", в абзаце 3 пункта 2 исключить
слова "а также технические условия и эскизы типовых образцов
предлагаемых памятников", исключить абзац 4 пункта 2);
- Указания Генерального штаба Вооруженных сил Российской
Федерации от 12.06.2002 N 314/8/1500 (в абзаце 3 пункта 1
исключить слова ", дочерних организациях", в абзаце 5 пункта 2
исключить слова "через приемные пункты Военно-мемориальной
компании и ее структурных подразделений с учетом пожеланий
родственников погибших (умерших) защитников Отечества по выбору
варианта памятника и содержанию надписей на нем", в абзаце 6
пункта 2 исключить слова "после проверки представленных документов
и установления права на льготы");
- Указания Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации от 27.01.2003 N 315/11/420 (в пункте 2 исключить слова
", и своевременным представлением документов для оформления
заказов на изготовление и установку надгробных памятников"; абзац
2 пункта 5 Порядка ведения оперативного учета погибших (умерших)
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников
войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления
документов для оформления заказов на изготовление и установку
надгробных памятников (далее - Порядок) исключить; в абзаце 1
пункта 6 Порядка исключить слова "на погибших (умерших) граждан,
которым изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники за
счет средств Минобороны России,"; в наименовании формы Списка-
заказа (Приложение к Порядку (пункты 5, 6) исключить слова "за
счет средств Министерства обороны");
- Указания Главного финансово-экономического управления
Министерства обороны Российской Федерации от 10.07.2003 N 180/4/4-
1066 (пункт 3 исключить, в абзаце 2 пункта 4 слова "согласование и
оформление родственниками либо другими представителями покойного
заказа по форме "БО-13(01) ритуал" на каждого погибшего
(умершего), а также"; абзаце 3 пункта 5 исключить слова "полнотой
и" и слова "оказанных услуг").
2.2. Министерству обороны Российской Федерации:
2.2.1. Не допускать отказов в оплате расходов на изготовление и
установку надгробий, подлежащих возмещению (компенсации) в
соответствии с законодательством Российской Федерации, в случаях,
когда работы (услуги) по изготовлению и установке надгробия
выполнены не ЗАО "Военно-мемориальная компания", ее обособленным
подразделением или дочерней организацией.
2.2.2. Прекратить создание благоприятствующих условий
деятельности для ЗАО "Военно-мемориальная компания" и ее дочерних
организаций в сфере оказания услуг по изготовлению и установке
надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим, в том
числе в срок до 16 января 2004 года издать акт о запрете:
- размещения военными комиссариатами офисов (пунктов приемов
заказов) ЗАО "ВМК", ее структурных (обособленных) подразделений и
дочерних организаций в помещениях военных комиссариатов;
- размещения на информационных стендах военных комиссариатов
информации об услугах, оказываемых ЗАО "ВМК", ее структурными
(обособленными) подразделениями и дочерними организациями
Минобороны России в рамках Договора на оказание услуг от 03 июня
2002 г.;
- заключения военными комиссариатами договоров на оказание
услуг по изготовлению и установке надгробий умершим (погибшим)
военнослужащим, участникам или инвалидам Великой Отечественной
войны с отдельными хозяйствующими субъектами, в том числе с
дочерними организациями ЗАО ВМК";
- приема военными комиссариатами заявок (заявлений) на
изготовление и установку надгробий от лиц, заинтересованных в
изготовлении и установке (надгробия) конкретному умершему
(погибшему) военнослужащему, участнику; или инвалиду Великой
Отечественной войны, формирования списков-заказов и их передачи в
ЗАО "ВМК", его структурные (обособленные) подразделения или
дочерние организации в целях последующего заключения договоров на
оказание услуг между ЗАО ВМК, его структурными (обособленными)
подразделениями или дочерними организациями с указанными лицами.
3. Об исполнении настоящего предписания Министерству обороны
Российской Федерации и ЗАО "Военно-мемориальная компания" сообщить
в срок до 23 января 2004 года, представив в МАП России документы,
подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного
предписания федерального антимонопольного органа, его
территориального органа пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Председатель Комиссии:
С.Н.Дудкин
Члены Комиссии:
Е.С.Серебрякова
А.Б.Летин
Е.Г.Корнилова
А.И.Меджидов
|