АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2004 г. по делу N А73-10534/2003-34
Арбитражный суд в составе:
судьи О.Н.Лесниковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в заседании суда дело по иску МУП г. Хабаровска
"Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к министерству
финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, финансовому
департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 6773018 руб.
34 коп.
В заседании приняли участие:
от истца: Гретченко В.А.,
от ответчиков: Минфин края - Колотыгина З.А., Финдепартамент -
Трунова Е.А., Министерство финансов РФ - не явились, извещены
надлежащим образом.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163
АПК РФ до 13.02.2004.
Сущность спора:
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по
жилищно-коммунальным услугам N 1" обратилось в Арбитражный суд
Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с министерства
финансов Хабаровского края и финансового департамента
администрации г. Хабаровска 6773018 руб. 34 коп. убытков
(недополученных доходов).
Определением суда от 15.12.2003 произведена замена истца на
муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-
коммунальным услугам" и к участию в деле в качестве ответчика
привлечено Министерство финансов РФ.
Надлежащим ответчиком по делу истец считает Министерство
финансов РФ. министерство финансов Хабаровского края и финансовый
департамент администрации г. Хабаровска иск не признали по
мотивам, изложенным в отзывах.
Министерство финансов РФ отзыва на иск не представило, о
времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса
РФ непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных
доказательств не является препятствием к рассмотрению дела по
имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с подпунктом
8 пункта 1 статьи 14, подпунктами 5, 6 пункта 1 статьи 15,
подпункта 5 пункта 1 статьи 16, подпункта 9 пункта 1 статьи 21
Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" муниципальное
унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-коммунальным
услугам N 1" Южного округа г. Хабаровска в период с января по
декабрь 2002 года предоставило гражданам льготы по оплате жилья и
коммунальных услуг на общую сумму 12838918 руб. 94 коп.
Затраты истца были компенсированы частично в сумме 6065900
рублей.
Сумма недофинансирования составила 6773018 руб. 94 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы
органов государственной власти субъектов РФ, связанные с
предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах
федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют
целевое назначение.
Однако, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год"
не предусмотрено целевых средств либо иных целевых взаимных
расчетов на компенсацию расходов бюджетов субъектов РФ на
реализацию Закона "О ветеранах", что противоречит положениям
статей 85, 136 Бюджетного кодекса РФ.
Обеспечение социальной защиты населения в соответствии со
статьей 85 БК РФ отнесено к сфере совместного финансирования
бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ. Однако, часть 2
статьи 85 БК РФ установлено, что распределение и закрепление между
бюджетами разных уровней указанных расходов производятся по
согласованию органов государственной власти РФ и субъекта РФ и
утверждаются соответствующими законами о бюджетах.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что средства из федерального
бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде
субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте
2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2001.
N 536 установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Однако, указанные нормы ФЗ "О ветеранах" и Бюджетного кодекса
РФ при формировании федерального бюджета на 2002 год исполнены не
были, несмотря на то, что при формировании межбюджетных отношений
при подготовке проекта федерального бюджета на 2002 год
Министерством финансов РФ и администрацией Хабаровского края был
подписан акт сверки исходных данных для расчета финансовой помощи
бюджету Хабаровского края.
В акте сверки расчетов по бюджетным отношениям на 01.01.2003
отсутствуют показатели на расходы федерального бюджета по ФЗ "О
ветеранах".
В Федеральном законе от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2002 год" также не предусмотрены размеры субвенций при
реализации ФЗ "О ветеранах".
Вместе с тем согласно статье 20 Закона Хабаровского края "О
бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 31.01.2002 N 9
предусмотрено направить 15% от налога на доходы физических лиц,
поступающего в бюджет края, на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме
518377 тысяч рублей, в том числе по городу Хабаровску 129892
тысячи рублей. Указанные средства были направлены на расходы на
реализацию ФЗ "О ветеранах".
Поскольку финансирование на реализацию льгот, установленных ФЗ
"О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края
не производилось, убытки следует взыскать за счет казны Российской
Федерации в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167, 170 - 176 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов
Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу
муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба
заказчика по жилищно-коммунальным услугам" 6773018 руб. 34 коп.
убытков.
Министерство финансов Хабаровского края и Финансовый
департамент администрации г. Хабаровска от ответственности по делу
освободить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию арбитражного суда.
Судья
О.Н.Лесникова
|