АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2004 г. по делу N А73-2061/2003-40/38
Арбитражный суд в составе:
судьи В.Ю.Кузнецова
при ведении протокола судебного заседания специалистом
О.А.Пиковой,
рассмотрев в заседании суда дело по иску муниципального
учреждения здравоохранения "Районная больница п. Чегдомын" к
комитету по управлению имуществом администрации Верхнебуреинского
района, отделу здравоохранения администрации Верхнебуреинского
района, Администрации Верхнебуреинского района о признании
недействительными изменений в устав муниципального учреждения
"Центральная районная больница п. Чегдомын", зарегистрированных
13.02.2003, за исключением изменения наименования учреждения
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований
относительно предмета спора на стороне ответчиков, - ИМНС РФ по
Верхнебуреинскому району,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным требованием. В ходе
судебного разбирательства уточнил предмет иска и просит признать
недействительными полностью пункты - 1.7, 3.8, 5.1, 5.3, 5.5, 5.6
и частично - 1.5, 2.1, 3.5, 3.6, 4.3, 4.6 устава муниципального
учреждения здравоохранения "Районная больница п. Чегдомын", а
также согласился с заменой ответчика - главы администрации
Верхнебуреинского района Администрацией данного района.
В настоящем судебном заседании представитель истца заявил об
отказе от иска (полномочия на отказ от иска предусмотрены в
доверенности) в части признания недействительными пунктов 1.7,
2.1, 3.6, 3.8, 4.6, абз. 12 пункта 4.3 устава муниципального
учреждения здравоохранения "Центральная районная больница п.
Чегдомын". Судом отказ истца от иска в указанной части принят,
поскольку он не нарушает права и интересы других лиц, что в свою
очередь является основанием для прекращения производства по делу в
этой части.
В обоснование поддержанных исковых требований истец ссылается
на следующие законы и нормативные правовые акты.
Пункт 1.5 устава в части указания в печати учреждения
наименования отдела здравоохранения и администрации
Верхнебуреинского района не соответствует требованиям ч. 4 ст. 3,
ст. 4 ФЗ "О некоммерческих организациях".
Абзацы 2, 3 пункта 3.5 устава противоречат ст. 298 ГК РФ, ФЗ "О
бухгалтерском учете", Инструкции Минфина России от 30.12.1999 N
107Н.
Абзацы 1, 2 пункта 4.3 устава в нарушение требований ст. 49 ГК
РФ ограничивают правоспособность учреждения как юридического лица.
Абзацы 5, 6 пункта 4.3 нарушают установленные Бюджетным
кодексом РФ правила подотчетности бюджетных учреждений перед
распорядителями денежных средств, требования ст. 20 Трудового
кодекса РФ, Приказ Минздрава СССР от 10.02.1988 N 90.
Абзац 11 пункта 4.3 противоречит ФЗ "О бухгалтерском учете", ч.
3 ст. 15 ФЗ "О некоммерческих организациях".
Пункты 5.1, 5.3, 5.5, 5.6 устава противоречат ст. 22 Трудового
кодекса РФ, ст. 49 ГК РФ, ст. 6 Закона Хабаровского края от
02.10.2002 N 61, ст. 17 Устава муниципального образования
Верхнебуреинского района, статьям 5.2, 5.10 устава самого
учреждения.
Администрация Верхнебуреинского района иск не признала по
основаниям, изложенным в отзыве на иск, остальные ответчики отзыв
на иск не представили, их представители в суд не явились.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей
участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ФЗ "О некоммерческих организациях"
некоммерческая организация, в том числе учреждение, имеет печать с
полным наименованием этой некоммерческой организации на русском
языке. Каких-либо иных дополнительных требований к реквизитам
печати закон не содержит. Не устанавливает таких требований к
печатям муниципальных учреждений и постановление Губернатора
Хабаровского края от 04.01.2002 N 4. Ссылку ответчика на Письмо
Минздравмедпрома РФ и Госкомимущества РФ от 25.06, 11.07.1996 NN
2510/2926-96-27, ОК-6/5435 суд во внимание не принимает, поскольку
в приложении к указанному письму приведен примерный устав
федерального государственного учреждения, подведомственного
Минздравмедпрому России, в то время как истец является
муниципальным учреждением здравоохранения.
С учетом изложенного иск в этой части подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 298 ГК РФ если в соответствии с
учредительными документами учреждению предоставлено право
осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные
от такой деятельности, и приобретенное за счет этих средств
имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и
учитываются на отдельном балансе.
Согласно пункту 3.2 устава учреждения к источникам формирования
имущества последнего относятся, в том числе доход, полученный от
платных видов услуг и иные источники, не противоречащие
действующему законодательству. Указанное положение не противоречит
также и ст. 26 ФЗ "О некоммерческих организациях".
При таких обстоятельствах абз. 2 пункта 3.5 устава,
устанавливающий, что доходы, полученные от разрешенной уставом
деятельности и приобретенное за счет этих доходов, а также иные
доходы и имущество поступают в централизованную бухгалтерию отдела
здравоохранения Верхнебуреинского района следует признать
недействительным, как противоречащий требованиям закона.
Согласно ст. 6 ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственность за
организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций несут
руководители организаций, которые могут в зависимости от объема
учетной работы передать на договорных началах ведение
бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.
Таким образом, одним из главных условий передачи ведения
бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии является наличие
соответствующего договора, что предполагает свободу волеизъявления
руководителя учреждения в выборе форм ведения учета, в то время
как устав истца - абз. 3 пункта 3.5 в императивной форме
устанавливает, что "ведение учета доходов и расходов от
предпринимательской деятельности осуществляется совместно с
централизованной бухгалтерией отдела администрации
Верхнебуреинского района". С учетом изложенного, иск в этой части
также подлежит удовлетворению.
Ссылка ответчика на пункт 3 Приказа Минфина России от
30.12.1999 N 107Н "Об утверждении бухгалтерского учета в бюджетных
организациях" судом во внимание не принимается, поскольку пункт 4
указанной Инструкции гласит, что учреждения осуществляют учет
исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и
средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в
соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и
настоящей Инструкцией, которая не предусматривает совместного с
централизованной бухгалтерией ведения учета доходов учреждения,
полученных им от предпринимательской деятельности. Как указывалось
выше, такой учет возможен только на основании соответствующего
договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть
ограничено в правах лишь в случаях, установленных законом.
Оспаривая положения устава учреждения (абз. 1, 2 пункта 4.3),
предусматривающие необходимость после заключения договоров с
юридическими и физическими лицами на предоставление услуг,
выполнение работ согласовать их с отделом здравоохранения
администрации Верхнебуреинского района, а также получение согласия
указанного отдела на привлечение для осуществления своей
деятельности других учреждений, организаций, предприятий и
физических лиц, истец ссылается на ограничение собственником своей
правоспособности, что в силу вышеуказанной нормы закона является
недопустимым.
Доводы истца в этой части исковых требований судом признаны
обоснованными, поскольку в данном случае учреждение, как
юридическое лицо лишается самостоятельности в ведении текущей
хозяйственной деятельности, определении контрагентов по сделкам и
т.д., следовательно, иск в этой части также подлежит
удовлетворению. Возражения ответчика со ссылкой на пункт 10
Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N
107Н, являются несостоятельными, поскольку рассматриваемые
положения устава относятся к текущим вопросам хозяйственной
деятельности истца, а предусмотренное уставом согласование
указанных действий прямо ограничивает права учреждения, как
юридического лица, а также права руководителя учреждения. Кроме
того, указанный ответчиком пункт Инструкции отношения к
оспариваемой части устава отношения не имеет.
В отношении оспариваемых истцом положений устава (абз. 5, 6 п.
4.3), предусматривающих право учреждения представлять в отдел
здравоохранения необходимую сметно-финансовую документацию в
полном объеме утвержденных форм, а также обязанность
руководствоваться структурой и штатным расписанием, разработанным
и утвержденным отделом здравоохранения, администрацией
Верхнебуреинского района суд исходит из следующего.
Согласно пункту 4.8 положения об отделе здравоохранения
администрации Верхнебуреинского района, утвержденного
постановлением главы района от 12.02.2003 N 85 отдел вправе
требовать от руководителей муниципальных учреждений
здравоохранения района отчеты об их финансово-хозяйственной
деятельности, в связи с чем суд считает указанное положение устава
соответствующим действующему законодательству, а иск в этой части
подлежащим отклонению.
В отношении обязанности руководствоваться штатным расписанием
учреждения, утвержденным вышеназванными органами, суд исходит из
того, что согласно уставу муниципального образования
Верхнебуреинского района Хабаровского края в предмет ведения
последнего входит учреждение, содержание и развитие муниципальных
учреждений здравоохранения, определение целей, порядка и условий
их деятельности, что соответственно не должно препятствовать
собственнику определять соответствующую структуру учреждения и его
штатное расписание (статьи 7, 41, 43).
В связи с изложенным иск в этой части удовлетворению не
подлежит.
Обязанность истца ежеквартально представлять в централизованную
бухгалтерию отдела здравоохранения отчет о расходовании денежных
средств и отчет о движении основных средств судом признана
несоответствующей действующему законодательству по основаниям,
изложенным по пункту 3.5 абз. 3 устава, в связи с чем иск в этой
части следует удовлетворить.
Согласно пункту 5.1 устава учреждения управление учреждением
осуществляется отделом здравоохранения администрации
Верхнебуреинского района в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Хабаровского края, настоящим уставом.
В соответствии со ст. 8 "Об основах Российской Федерации об
охране здоровья граждан" к ведению органов местного самоуправления
в вопросах охраны здоровья граждан относятся, в том числе:
формирование органов управления муниципальной системы
здравоохранения; развитие сети учреждений муниципальной системы
здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и
организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения
в пределах своих полномочий. Аналогичные нормы права содержаться в
Законе Хабаровского края от 02.10.2002 N 61 "Об основах охраны
здоровья жителей Хабаровского края".
Статьей ст. 31 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления" установлено, что органы местного самоуправления
определяют цели, условия и порядок деятельности учреждений,
находящихся в муниципальной собственности, осуществляют
регулирование цен и тарифов на их услуги, утверждают их уставы,
назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений
и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности, а отношения
между органами местного самоуправления и руководителями
предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной
собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с
трудовым законодательством.
Согласно ст. 47 устава муниципального образования
Верхнебуреинского района Хабаровского края органы местного
самоуправления определяют цели, порядок и условия деятельности
учреждений, находящихся в муниципальной собственности, утверждают
их уставы, назначают и увольняют руководителей учреждений,
заслушивают отчеты об их деятельности.
При таких обстоятельствах закрепление в пункте 5.1 устава
учреждения положения о том, что управление учреждением
производится отделом здравоохранения, противоречит действующему
законодательству, что является основанием к удовлетворению иска в
этой части.
Не соответствует указанному выше законодательству, а также
пунктам 5.2 и 5.10 устава и положение пункта 5.3 устава учреждения
о назначении на должность и об освобождении от должности
заместителей руководителя учреждения, заведующих отделениями,
медицинского и технического персонала начальником отдела
здравоохранения по согласованию с главным врачом учреждения.
В отношении пункта 5.5 устава учреждения, предусматривающего
предоставление отпуска и отзыв из отпуска главного врача на
основании распоряжения главы Верхнебуреинского района по
согласованию с начальником отдела здравоохранения, суд исходит из
того, что указанный порядок противоречит статьям 123, 125
Трудового кодекса РФ (предоставление отпуска - по утвержденному
работодателем графику, отзыв из отпуска - только с согласия
работника), что влечет его недействительность.
С учетом изложенного иск в части признания недействительными
пунктов 5.3, 5.5 устава учреждения подлежит удовлетворению.
Пункт 5.6 устава учреждения в части, предусматривающий
подотчетность главного врача муниципального учреждения
здравоохранения отделу здравоохранения и комитету по управлению
имуществом администрации Верхнебуреинского района противоречит ст.
43 устава муниципального образования (указанные органы не
относятся в органам местного самоуправления), ст. 31 ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления", ст. 8 "Об основах
Российской Федерации об охране здоровья граждан", в связи с чем
его в этой части следует признать недействительным.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Иск муниципального учреждения здравоохранения "Районная
больница п. Чегдомын" удовлетворить частично.
Признать недействительными полностью пункты 5.1, 5.3, 5.5
устава муниципального учреждения здравоохранения "Районная
больница п. Чегдомын".
Признать недействительными частично следующие пункты устава
муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница п.
Чегдомын": пункт 1.5 в части указания в печати учреждения
наименования отдела здравоохранения и администрации
Верхнебуреинского района, абзацы 2, 3 пункта 3.5, абзацы 1, 2, 11
пункта 4.3, пункт 5.6 в части указания на подотчетность главного
врача учреждения отделу здравоохранения администрации
Верхнебуреинского района и комитету по управлению имуществом
администрации Верхнебуреинского района.
Производство по делу в части признания недействительными
пунктов 1.7, 2.1, 3.6, 3.8, 4.6 устава муниципального учреждения
здравоохранения "Районная больница п. Чегдомын" прекратить.
В части признания недействительными абз. 5, 6 пункта 4.3 устава
муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница п.
Чегдомын" в иске отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края в месячный срок со
дня его принятия и в двухмесячный срок со дня вступления в
законную силу в суд кассационной инстанции.
Судья
В.Ю.Кузнецов
|