АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции арбитражного суда по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
от 16 февраля 2004 г. по делу N АИ-1/1445
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Манника С.Д., Бровкина В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Пархаевой З.В.
При участии в судебном заседании:
от истца: Михонин М.В.,
от УМНС РФ по Хабаровскому краю: Фоменко Г.Н.,
от ИМНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре: не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления
МНС РФ по Хабаровскому краю на решение Арбитражного суда
Хабаровского края от 29 октября 2003 г. по делу N А73-8839\2003-
21, принятого судьей Лузаном К.Б., по иску открытого акционерного
общества ЭиЭ "Хабаровскэнерго" к Управлению МНС РФ по Хабаровскому
краю о признании незаконным бездействия и к Инспекции МНС РФ по г.
Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным решения от
24.06.2003 N 15-18\5043,
установил:
Открытое акционерное общество ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось
в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению МНС РФ по
Хабаровскому краю о признании незаконным бездействия,
выразившегося в невключении в график реструктуризации
задолженности по страховым взносам в социальные внебюджетные
фонды, пени в сумме 1072122 руб. 94, коп., и с иском к Инспекции
МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным
решения от 24.06.2003 N 15-18\5043 в части возложения обязанности
на налогоплательщика уплатить пени за 2000 год по платежам в
Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в Фонд
обязательного медицинского страхования РФ, в Государственный фонд
занятости населения РФ в общей сумме 1072122 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2003
требования налогоплательщика удовлетворены частично: признано
незаконным бездействие Управления МНС рф по Хабаровскому краю,
выразившееся в невключении подлежащей реструктуризации суммы пени
1072122 руб. 94 коп. в решение N 18-22М13 от 29.01.2002 и в график
погашения задолженности по страховым взносам в социальные
внебюджетные фонды, в удовлетворении иска о признании
недействительным в части решения Инспекции МНС РФ по г.
Комсомольску-на-Амуре от 24.06.2003 N 15-18\5043 отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции,
ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права,
УМНС РФ по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с
апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда
первой инстанции в части признания незаконным бездействие
налогового органа отменить.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление постановления в
полном объеме откладывалось до 16.02.2004.
В заседании апелляционной инстанции представитель Управления
МНС РФ по Хабаровскому краю доводы, изложенные в жалобе, полностью
поддержал и суду пояснил, что размер задолженности по взносам,
пени и штрафам, включенным в решение о реструктуризации, были
определены налоговым органом на основании сведений, поступивших от
внебюджетных фондов, и при принятии решения размер пени не
проверялся.
Представитель городской налоговой инспекции в судебное
заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен
своевременно и в надлежащей форме.
Представитель акционерного общества считает решение
арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела,
апелляционная инстанция установила следующее.
29.01.2002 Управлением МНС РФ по Хабаровскому краю принято
решение N 18-22\113 о реструктуризации задолженности ОАО ЭиЭ
"Хабаровскэнерго" по страховым взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды на сумму 938099700 руб. с уплатой
рассроченных и отсроченных сумм, согласно графику погашения
задолженности. Налоговым органом в реструктуризируемую сумму
включены недоимка по вносам, пени и штрафы, подлежащие уплате в
Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в
Государственный фонд занятости населения РФ, в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования.
Решением Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска
от 29.04.2002 на основании протокола N 7 заседания комиссии УМНС
России по Хабаровскому краю внесены изменения в решение о
предоставлении права на реструктуризацию задолженности от
29.01.2002 на сумму начисленной пени за 2001 год в размере
62175429 руб.
По результатам проведенной Инспекцией МНС РФ по г. Комсомольску-
на-Амуре выездной проверки филиала открытого акционерного общества
ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - "Комсомольская Теплоцентраль N 2",
вынесено решение от 24.06.2003 N 15-18\5043, согласно которому
доначислены пени в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального
страхования РФ, в федеральный и территориальный фонды медицинского
страхования, в Государственный фонд занятости РФ на общую сумму
1072122 руб. 94 коп. Размер пени определен на 31.12.2001.
Поскольку пени были доначислены на сумму недоимок, включенных в
решение о реструктуризации задолженности акционерного общества,
налогоплательщик обратился в Управление МНС РФ по Хабаровскому
краю с письмом N 25-04\7154 от 05.08.2003 об изменении графика
реструктуризации задолженности по страховым взносам в
государственные социальные фонды. Налоговым органом действия по
внесению данных изменений предприняты не были, в связи с чем,
налогоплательщик обратился в арбитражный суд с иском о признании
незаконным бездействие налогового органа, а также с иском к
городской инспекции о признании решения от 24.06.2003 N 15-18\5043
недействительным в части обязывания налогоплательщика уплатить
исчисленные пени в размере 1072122 руб. 94 коп.
Заявленные требования акционерного общества арбитражным судом
первой инстанции удовлетворены частично. Принимая данное решение,
арбитражный суд пришел к выводу о соответствии ненормативного акта
городской налоговой инспекции положениям ст. 75 Налогового кодекса
РФ, поэтому в удовлетворении этой части исковых требований
акционерному обществу было отказано. Так как задолженность по
пеням в сумме 1072122 руб. 94 коп. образовалась до 01.01.2002, а
также учитывая, что налогоплательщик в установленный срок подал
заявление о реструктуризации задолженности, имеющейся у него по
состоянию на 01.01.2002, и право на реструктуризацию у него
утрачено не было, арбитражный суд первой инстанции признал
бездействие Управления МНС по Хабаровскому краю незаконным.
Оценив в совокупности установленные при рассмотрении
апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней
доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой
инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие
существенное значение для его правильного и всестороннего
рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и
процессуального права, в связи с чем, решение арбитражного суда
первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим
основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001
N 699 утвержден порядок и условия проведения реструктуризации
задолженности по страховым взносам в государственные социальные
внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у
организаций по состоянию на 01 января 2001 года.
Согласно утвержденному порядку, реструктуризации подлежит
задолженность по страховым взносам в государственные социальные
фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по
состоянию на 01 января 2001 года, но не более размера
задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано
заявление о предоставления права на реструктуризацию
задолженности.
Пунктом 3 указанного постановления установлено, что решение о
реструктуризации задолженности принимается налоговым органом по
месту нахождения организации по ее заявлению, поданному до 1
апреля 2002 года. При чем, к данному заявлению прилагаются
документы, указанные в п. 7 Положения, в том числе и справка
налогового органа о задолженности по страховым взносам,
начисленным пеням и штрафам на 1-е число месяца подачи заявления о
предоставлении права на реструктуризацию.
При чем, указанное Постановление не содержит норм,
ограничивающих его применение в случае выявления ошибок или
установления иных обстоятельств, свидетельствующих о неверном
определении размера задолженности по взносам, пени и штрафов.
Обязательным условием является подача заявления о предоставлении
права на реструктуризацию до 01.04.2002 и наличие недоимки по
взносам, пени и штрафам, размер которых определен на 01.01.2002.
Материалами дела установлено, что сумма реструктуризированной
задолженности акционерного общества по взносам во внебюджетные
социальные фонды в размере 264070300 руб. состоит из задолженности
филиалов акционерного общества. Как следует из приложения N 4 в
общую сумму задолженности, вошла задолженность и по Комсомольской
Теплоцентрали N 2, в частности, в ПФ РФ - 23667311 руб., в ФСС РФ
- 2568755 руб., в Государственный фонд занятости - 2024302 руб.
Как следует из приложения к акту выездной налоговой проверки от
03.06.2003 N 15-18\4653 дсп, пени по взносам в ПФ РФ, ФСС РФ и в
Государственный фонд занятости начислены именно по задолженности,
включенной в график реструктуризации. Данное обстоятельство не
оспаривалось представителем налогового органа.
Кроме того, городской налоговой инспекцией в ходе выездной
налоговой проверки установлен факт неправильного определения пени,
исчисленной актами камеральных проверок фондом обязательного
медицинского страхования, в связи с чем, начислены пени на
31.12.2001 в ФФОМС в размере 754 руб. 26 коп., в ТФОМС - 12822
руб. 43 коп..
Поскольку задолженность по взносам во внебюджетные фонды, а
также размер пени при вынесении решения о реструктуризации от
29.01.2002, определялись на основании сведений, полученных из
внебюджетных фондов, а также учитывая, что при принятии данного
решения размер пени налоговым органом не проверялся, фактический
размер пени на 31.12.2001 был определен не правильно. Данный факт
был установлен и Инспекцией МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре при
проведении выездной проверки филиала акционерного общества.
Доводы Управления МНС РФ по Хабаровскому краю о том, что
установленные по решению городской налоговой инспекции пени по
взносам во внебюджетные фонды, являются текущей задолженностью,
несостоятельны.
Ссылка на невозможность рассмотрения ответчиком заявления
налогоплательщика от 05.08.2003 в виду того, что заявление о
реструктуризации суммы в размере 1072122 руб. 94 коп. подано после
01.04.2002, не может быть принята во внимание, поскольку
налогоплательщиком в налоговый орган подано заявление об изменении
графика реструктуризации путем включения в него указанной суммы.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на отсутствие
в решении указания на норму закона, в силу которой арбитражный суд
первой инстанции возложил на ответчика обязанность внести
изменения в решение N 18-22\113 от 29.01.2002.
Однако налоговым органом не учтено следующее.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от
01.10.2001 N 699 реструктуризации подлежит задолженность по
страховым взносам в государственные внебюджетные фонды,
начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию
на 01.01.2002. При чем, подразумевается реструктуризация пени,
размер которой определен на 31.12.2001, в строгом соответствии с
действующим порядком. В случае установления ошибки в определении
размера пени, имеющиеся неточности должны быть устранены, вне
зависимости от того, кем данная ошибка допущена.
Учитывая обстоятельства, изложенные выше, апелляционная
инстанции считает обоснованными выводы арбитражного суда первой
инстанции о том, что у налогового органа отсутствовали основания
для непринятия действий по включению суммы 1072122 руб. 94 коп. в
график реструктуризации.
Обоснованы выводы арбитражного суда первой инстанции в части
отсутствия оснований для признания недействительным решения
Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре от 24.06.2003 N 15-
18\5043 по возложению обязанности на акционерное общество уплатить
пени за 2000 год по платежам в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского
страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ в
общей сумме 1072122 руб. 94 коп.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Хабаровского края
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 октября 2003
года по делу N А73-8839\2003-21 оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Управления МНС РФ по Хабаровскому краю без
удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в
кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий:
Н.В.Меркулова
Судьи:
В.Т.Бровкин
С.Д.Манник
|