АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 17 февраля 2004 г. по делу N АИ-1/1478
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.,
судей Карасева В.Ф., Хрустиковой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания Устюжаниновой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Хабаровского краевого фонда обязательного
медицинского страхования: заведующая юридическим сектором Соколова
Т.А., заведующая сектором учета Максимова Н.Н.
от ответчиков - Управления МНС РФ по Хабаровскому краю: старший
государственный налоговый инспектор юридического отдела Горбулина
И.С., Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска:
заместитель начальника юридического отдела Козуб Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы на решение
арбитражного суда Хабаровского края от 24 ноября 2003 г. по делу N
А73-8963/2003-13 (фамилии судей, принявших судебный акт, -
Бутикова Л.В.) по заявлению Хабаровского краевого фонда
обязательного медицинского страхования к ответчику - Управлению
МНС РФ по Хабаровскому краю, Инспекции МНС РФ по Центральному
району г. Хабаровску о признании недействительными ненормативных
актов.
Суд
установил:
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования
обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению МНС РФ по
Хабаровскому краю и Инспекции МНС РФ по Центральному району г.
Хабаровска о признании недействительными письма Управления МНС РФ
по Хабаровскому краю N 13-19/1045/234 от 17.09.2003, решения
Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска N 14/1-
10/14925 от 09.09.2003, требования об оплате налога N 14/1198 от
10.09.2003 и решения N 1474 от 10.09.2003 об отказе в
предоставлении льготы по уплате налога на имущество предприятий.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края заявленные
требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление
МНС РФ по Хабаровскому краю и Инспекция МНС РФ по Центральному
району г. Хабаровска направили апелляционные жалобы, в которых
просили решение суда отменить полностью и вынести новое решение об
отказе заявителю в удовлетворении требований.
В судебном заседании представители Управления МНС РФ по
Хабаровскому краю и Инспекции МНС РФ по Центральному району г.
Хабаровска поддержали доводы апелляционных жалоб по тем
основаниям, что решение вынесено с неправильным применением норм
материального и процессуального права. По мнению налоговых
органов, краевой фонд является самостоятельным государственным
некоммерческим финансово-кредитным учреждением, основным
источником формирования финансовых средств которого являются
отчисления страхователей, направляемые на выполнение основных
задач и функций фонда. Выполняя функции финансово-кредитной
организации, фонд не может быть отнесен к бюджетным учреждениям,
и, следовательно, у него отсутствует право пользоваться льготой по
налогу на имущество предприятий.
Представитель Хабаровского краевого фонда обязательного
медицинского страхования с доводами апелляционных жалоб не
согласился, свои возражения изложил в отзыве, просил решение суда
первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется по
основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266 - 271
АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,
обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не
находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Хабаровский краевой фонд
обязательного медицинского страхования обратился в Инспекцию МНС
РФ по Центральному району г. Хабаровска с заявлениями от
23.04.2003 N 775-08 и от 05.05.2003 N 871-08 о возврате ошибочно
уплаченного налога на имущество в сумме 415833 рублей за период с
01.01.2000 по 01.04.2003. На основании заключений от 24.07.2003 N
3511, от 04.08.2003 N 3765 указанная сумма была возвращена фонду.
Вместе с тем, письмом от 17.09.2003 N 13-19/1045/234 Управление
МНС РФ по Хабаровскому краю разъяснило краевому фонду
обязательного медицинского страхования об отсутствии у него права
на льготу по уплате налога на имущество предприятий.
Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Хабаровска
пересмотрела вышеназванные заключения о возврате фонду налога на
имущество и письмом от 09.09.2003 N 14/1-10/14925 обязала уплатить
налог с начислением пени, приняла решение от 10.09.2003 N 1474 и
направила требование от 10.09.2003 N 14/1198 об уплате налога и
пени.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования
с указанными ненормативными актами налоговых органов не согласился
и обратился в суд с заявлением.
Статьей 12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в
Российской федерации" предусмотрено создание федерального и
территориального фондов обязательного медицинского страхования как
самостоятельных некоммерческих финансово-кредитных учреждений для
реализации государственной политики в области обязательного
медицинского страхования. Финансовые средства фондов обязательного
медицинского страхования и имущество находятся в государственной
собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов, и
формируются за счет отчислений страхователей на обязательное
медицинское страхование.
Материалами дела подтверждается, что Хабаровский краевой фонд
обязательного медицинского страхования создан решением Малого
Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от
02.06.1993 N 108 и действует в соответствии с утвержденным
Положением о фонде и Законом Хабаровского края от 30.05.1996 N 49
"О Хабаровском краевом фонде обязательного медицинского
страхования". Финансирование деятельности фонда осуществляется за
счет средств, поступающих в виде страховых платежей в фонд
обязательного медицинского страхования края на основе сметы
доходов и расходов, утверждаемой руководителем фонда. Имущество
заявителя включено в реестр федерального имущества и закреплено за
ним на праве оперативного управления.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ в бюджетную систему
Российской Федерации входят и бюджеты государственных внебюджетных
фондов.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ
организации, наделенные государственным имуществом или
муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не
имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными
организациями.
В силу ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на
имущество предприятий" из числа плательщиков налога на имущество
исключаются бюджетные учреждения и организации.
Поскольку Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского
страхования имеет все признаки бюджетного учреждения, то на него
распространяется действие ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает,
что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам,
установленным по делу, и принял законное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК
РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2003 по
делу N А73-8963/2003-13 оставить без изменения, апелляционную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию
ФАС ДВО в течение 2 месяцев через Арбитражный суд Хабаровского
края.
Председательствующий:
Г.В.Борисова
Судьи:
В.Ф.Карасев
Р.А.Хрустикова
|