АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 01 марта 2004 г. по делу N А73-807/2004-21
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Лузан К.Б., ведущего протокол
судебного заседания,
рассмотрел в заседании суда дело по иску Государственного
учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в
Амурском районе Хабаровского края к АОЗТ "Комсомолка" о взыскании
7595 руб., составляющих штрафные санкции за непредставление в
установленные законом сроки индивидуальных сведений в
территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
В заседании приняли участие:
от истца - не явились
от ответчика - не явились.
Суд
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края
обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к АОЗТ
"Комсомолка" о взыскании 7595 руб., составляющих штрафные санкции
за непредставление в установленные законом сроки индивидуальных
сведений, предусмотренных Законом РФ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования".
Представитель истца, извещенный о месте и времени судебного
разбирательства в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика, извещенный о месте и времени судебного
разбирательства в судебное заседание не явился, представил отзыв
на исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть
дело в отсутствие представителей сторон в порядке ст. 156
Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил, что ответчик как
работодатель обязан был до 01.03.2003 представить в
территориальный орган Пенсионного фонда РФ индивидуальные сведения
о трудовом стаже, заработке и начисленных страховых взносах на
своих работников за 2002 год.
Указанные сведения представлены ответчиком в территориальный
орган Пенсионного фонда РФ 14.07.2003.
По факту несвоевременного представления индивидуальных сведений
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Амурском
районе Хабаровского края 14.07.2003 составлен протокол приема
индивидуальных сведений за 2002 год и 21.07.2003 в адрес ответчика
было направлено требование N 79 об уплате штрафа в сумме 7595 руб.
Требование об уплате штрафных санкций ответчиком в добровольном
порядке исполнено не было, в связи с чем, Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края
обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением для
принудительного взыскания штрафа.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статей 11 Федерального закона РФ от
01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи
обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта в
органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их
регистрации индивидуальные сведения об уплачиваемых страховых
взносах и застрахованных лицах.
Статьей 17 этого Закона установлена ответственность за
непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для
осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в
системе обязательного пенсионного страхования, либо представление
неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том
числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые
взносы, в виде финансовых санкций в размере 10 процентов
причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд
Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится
органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном
порядке.
Материалами дела подтверждается факт несвоевременного
представления ответчиком индивидуальных сведений в территориальный
орган Пенсионного фонда РФ, однако суд считает, что исковые
требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в
Амурском районе Хабаровского края удовлетворению не подлежат по
следующим основаниям.
Закон РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-
ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации
индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах,
на которых распространяется действие законодательства Российской
Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Одними из целей и принципов указанного Закона является создание
условий для контроля за уплатой страховых взносов, всеобщности и
обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
Статьей 17 этого Закона установлена ответственность за
непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для
осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в
системе обязательного пенсионного страхования, а также
осуществления контроля за уплатой страховых взносов.
В статье 2 Закона РФ "Об обязательном пенсионным страховании в
Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 определено, что
правоотношения, связанные с оплатой обязательных платежей на
обязательное пенсионное страхование, в том числе в части
осуществления контроля за их уплатой, регулируются
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации
установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к
которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а
согласно статье 34.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда
законодательством о налогах и сборах на органы государственных
внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю,
эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых
органов, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
В Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации,
утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 27.12.91 N 2122-1, указано, что Пенсионный фонд РФ обеспечивает
контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов.
Таким образом, на отношения, связанные с уплатой страховых
взносов в Пенсионный фонд, распространяются требования части
первой Налогового кодекса РФ, а сами органы Пенсионного фонда РФ
пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
В соответствии с п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ налоговые
органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой
санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности
взыскания санкции). Срок, указанный в п. 1 ст. 115 Налогового
кодекса РФ, является пресекательным.
Давностный срок при проведении камеральной проверки должен
исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения,
который определяется исходя из характера конкретного
правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В случае пропуска срока, указанного в пункте 1 статьи 115
Налогового кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении исковых
требований.
Согласно почтовому штемпелю на конверте исковое заявление было
подано Управлением Пенсионного фонда РФ в Амурском районе
Хабаровского края 23 января 2004 г. Индивидуальные сведения об
уплачиваемых страховых взносах и застрахованных лицах ответчиком
были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда РФ
14.07.2003 следовательно, указанная дата является днем обнаружения
совершенного правонарушения. Срок подачи искового заявления в
арбитражный суд истек 14.01.2004.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края следует
отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170,
216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
Хабаровского края
решил:
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения -
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Амурском
районе Хабаровского края к АОЗТ "Комсомолка" о взыскании штрафа в
размере 7595 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Хабаровского края в месячный срок.
Судья
К.Б.Лузан
|