ГЛАВА ГОРОДА СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ С
СОВЕТСКО-ГАВАНСКИМ РАЙОНОМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2004 г. N 51
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО РАЙОНА
В целях обеспечения эффективности организации мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,
защиты населения и окружающей среды Советско-Гаванского района от
их вредного воздействия, в соответствии с требованиями
постановлений Правительства Российской Федерации: от 21.08.2000 N
613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", а
также Закона Хабаровского края "О защите населения и территории
Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" от 01.03.1996 N 7 постановляю:
1. Утвердить:
1.1. Правила организации мероприятий по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Советско-
Гаванского района (Приложение 1).
1.2. Требования к разработке Планов по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (Приложение 2).
1.3. Методические рекомендации по разработке планов
предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории города Советская Гавань и Советско-Гаванского района
(Приложение 3).
2. Руководителям предприятий, организаций и учреждений
независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность,
связанную с использованием нефти и нефтепродуктов, до 1 апреля
2004 года разработать планы по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Управлению по делам ГО и ЧС г. Советская Гавань (М.В.Еманов)
совместно с отделом природопользования администрации города с
районом (В.М.Просолов) до 15 марта 2004 года произвести учет и
составить Перечень организаций (согласно их отраслевой
принадлежности), осуществляющих транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов, с указанием наличия у них планов ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, объектовых аварийно-
спасательных формирований, их состава, оснащенности средствами для
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Перечень представить в комиссию по чрезвычайным ситуациям
Правительства Хабаровского края через Главное управление по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края.
4. Отделу природопользования администрации (В.М.Просолов)
совместно с отделом промышленности, транспорта, энергетики и связи
(О.А.Артеменко), Управлением жилищно-коммунального хозяйства
(О.Б.Чирков), главным специалистом Главного управления по охране
окружающей среды С.Ю.Девяткиным подготовить Реестр загрязненных
нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов с целью
дальнейшего определения размеров ущерба и потенциальной опасности
этих загрязнений для населения и окружающей природной среды.
Реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных
объектов с технико-экономическими предложениями по их реабилитации
представить до 1 августа 2004 года в комиссию по чрезвычайным
ситуациям пожарной безопасности Правительства Хабаровского края.
5. Контроль за настоящим постановлением возложить на Первого
заместителя Главы Администрации города с районом Ю.А.Баконова.
6. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава города с районом
В.Ф.Шевчук
Приложение 1
к постановлению
главы города Советская Гавань
с Советско-Гаванским районом
от 10 марта 2004 г. N 51
ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И
ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО РАЙОНА
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливают
требования к организации мероприятий по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются -
мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия
на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Организация мероприятий производится территориальными федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими надзор за
деятельностью организаций по разведке месторождений, добычи,
переработке, транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов,
Правительством Хабаровского края, Администрацией города Советская
Гавань с Советско-Гаванским районом и организациями,
осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также
переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов
(далее именуются - организации).
2. В организациях, имеющих опасные производственные объекты,
для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется -
план), разработанный и согласованный в установленном порядке в
соответствии с предъявленными требованиями к разработке и
согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов на территории города Советская Гавань и Советско-
Гаванского района.
3. Перечень организаций (согласно их отраслевой принадлежности)
утверждается соответствующими министерствами Хабаровского края по
согласованию с отделом природопользования Администрации города с
районом, с главным специалистом Главного управления природных
ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Хабаровскому
краю, государственным инспектором Приамурского округа
Госгортехнадзора по Советско-Гаванскому и Ванинскому районам,
управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
города Советская Гавань, центром Госсанэпиднадзора в Советско-
Гаванском районе. В зависимости от месторасположения этих
организаций производится согласование с Государственным
инспектором Восточного участка Хабаровской специализированной
морской инспекции, Советской инспекцией рыбоохраны Амуррыбвода.
4. Организации обязаны:
создавать собственные формирования (подразделения) для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию
указанных формирований в соответствии с законодательством
Российской Федерации, оснащать их специальными техническими
средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-
спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованными в
установленном порядке;
немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие
органы государственной власти и органы местного самоуправления о
фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по
их локализации и ликвидации;
иметь резервы финансовых средств и материально-технических
ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
иметь составленный Госнефтеинспекцией Госэнергонадзора на
территории Хабаровского края акт технического обследования объекта
на соответствие "Правилам технической эксплуатации";
содержать в исправном состоянии технологическое оборудование,
заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия,
направленные на предотвращение возможные разливов нефти и
нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их
последствий;
принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае
разлива нефти и нефтепродуктов;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных
производственных объектов;
организовывать и осуществлять производственный контроль за
соблюдением требований промышленной безопасности на опасном
производственном объекте;
проводить корректировку планов, при изменении исходных данных;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц,
удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не
имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного
объекта, лицензию на хранение нефти, газа и продуктов их
переработки, лицензию на транспортировку и переработку нефти, газа
и продуктов их переработки;
организовывать и осуществлять производственный экологический
мониторинг влияния места расположения производственного объекта на
окружающую среду;
ежегодно представлять результаты химического анализа
качественного и количественного состава компонента окружающей
среды по влиянию деятельности производственного объекта в
территориальном органе экологического надзора;
создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения
разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и
оповещения.
5. С целью определения необходимого состава сил и специальных
технических средств на проведение мероприятий организациями
осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и
нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных
ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий
максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании
оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических
условий, времен года, суток, рельефа местности, экологических
особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Целью прогнозирования является определение:
возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их
негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения,
на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты
окружающей природной среды;
границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и
нефтепродуктов;
последовательности, сроков и наиболее эффективных способов
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
6. Планирование действий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в
окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающим
соответствующим природно-климатическим и иным особенностям
территорий, целевому назначению и виду использования земель,
водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов,
осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий
максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о
составе имеющихся на объекте сил и специальных технических
средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных
формирований (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.
Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и
специальных технических средств для локализации разливов в сроки,
указанные в пункте 7 настоящих Правил, а также для организации
последующих работ по их ликвидации.
7. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов
время локализации разлива не должно превышать 4 часа - при разливе
в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента разлива
нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о
разливе.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов осуществляется комиссией по чрезвычайным
ситуациям города с районом, а на море также отраслевыми
специализированными органами управления. Эти работы проводятся
круглосуточно в любую погоду (на море - при допустимых
навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава
формирований (подразделений), создаваемых организациями,
проводится непосредственно на рабочих местах.
Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов,
сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются
оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
8. Мероприятия считаются завершенными после обязательного
выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально
достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками
используемых специальных технических средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их
утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных
объектов и объектов окружающей среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и
нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных
объектов осуществляется в соответствии с проектами (программами)
рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими
положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении
допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов
(или продуктов их трансформации) в почвах, грунтах, донных
отложениях водных объектов, при котором:
исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или
продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные
территории;
допускается использование земельных участков по их основному
целевому назначению (с возможными ограничениями) или водится режим
консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических
нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или
продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии
с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе
самовосстановления почвы (без проведения дополнительных
специальных ресурсоемких мероприятий);
обеспечивается возможность целевого использование водных
объектов без введения ограничений.
9. При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами
объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате
хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в области охраны
окружающей природной среды проводит расследование причин
загрязнения.
Организации, на территории которых находятся источники такого
загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за
загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным
влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также
осуществить необходимые мероприятия по предубеждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов.
Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами
объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате
хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляется в
соответствии с проектами (программами) рекультивации земель,
восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими
положительное заключение государственной экологической и санитарно-
эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
10. Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов,
а также своевременное оповещение населения о связанных с ними
чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с
постановление Главы города с районом от 09.07.1997 N 284 "О
порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и
территории от чрезвычайных ситуаций".
11. Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий
(акваторий) и других загрязненных объектов подготавливаются
комиссией по чрезвычайным ситуациям города с районом с участием
управления по делам ГОЧС города Советская Гавань, отдела
природопользования администрации города с районом, ведущего
специалиста Главного управления природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР России по Хабаровскому краю, государственного
инспектора Приамурского округа Госгортехнадзора по Советско-
Гаванскому и Ванинскому районам, отдела промышленности,
энергетики, транспорта и связи администрации, управления
здравоохранения администрации, Центра Государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в Советско-Гаванском районе и
государственной инспекцией Госэнергонадзора по контролю за
рациональным расходованием нефти продуктов ее переработки на
территории Хабаровского края. В зависимости от месторасположения
этих организаций производится согласование с Государственным
инспектором Восточного участка Хабаровской специализированной
морской инспекции, Советской инспекцией рыбоохраны Амуррыбвода.
Отчет и предложения представляются в указанные федеральные
органы исполнительной власти, расположенные на территории
Хабаровского края, также в Правительство Хабаровского края,
Администрацию города с районом.
Вр. и.о. начальника управления ГО и ЧС
В.Э.Войнюш
Приложение 2
к постановлению
главы города Советская Гавань
с Советско-Гаванским районом
от 10 марта 2004 г. N 51
ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЛОКАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА
СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ С СОВЕТСКО-ГАВАНСКИМ РАЙОНОМ
1. Настоящие требования определяют принципы формирования планов
по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов (далее именуются - планы), которые относятся к
чрезвычайным ситуациям локального, муниципального,
территориального, регионального и федерального значения, а также
организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых к
ликвидации.
2. Планы разрабатываются в соответствии с настоящими
требованиями с учетом максимально возможного объема разлившейся
нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих
объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности:
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы
- 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в
железнодорожном составе;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов 100
процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
3. В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности и во внутренних пресноводных водоемах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от 5 до 100 тонн нефти и
нефтепродуктов на территории объекта без выхода за его территорию;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального
образования, либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы Хабаровского
края, либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящих за пределы административной границы муниципального
образования.
В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море
выявляются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от 10 до 500 тонн от нижнего
уровня разлива нефти и нефтепродуктов;
регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических
условий, категория чрезвычайных ситуаций может быть повышена.
4. Планом должны предусматриваться:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов
(далее именуются силы и средства), соответствие имеющихся на
объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость
привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с
указанием организаций, которые несут ответственность за их
поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями
участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной
ситуации;
и) географические, навигационно-географические,
гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и
нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении
операции по его ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской
помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разлива нефти и
нефтепродуктов;
м) организация материально-технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по ликвидации разлива нефти и
нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны
учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и
нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта
объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость
распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их
попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия
в месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также
профессиональных аварийно-спасательных формирований,
дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на
участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличию полигонов по перевалке, хранению и переработке
нефтяных отходов;
к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива
нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не
должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при
разливе на почве.
6. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов (локального значения) разрабатывается
самостоятельно организациями, осуществляющими разведку
месторождений, добычу нефти, а также транспортировку, переработку,
хранение нефти и нефтепродуктов или с привлечением
специализированных организаций, имеющих лицензию в данной сфере
деятельности.
7. Согласование планов локального значения по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Советско-Гаванского района проводится с отделом природопользования
Администрации города с районом, ведущим специалистом Главного
управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России
по Хабаровскому краю, управлением по делам ГОЧС города,
государственным инспектором Приамурского округа Госгортехнадзора
по Советско-Гаванскому и Ванинскому районам, отделом
промышленности, энергетики, транспорта и связи Администрации
города с районом, управлением здравоохранения администрации города
с районом, Центром Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Советско-Гаванском районе. В зависимости от
месторасположения организаций, разрабатывающих планы, производится
согласование с Государственным инспектором Восточного участка
Хабаровской специализированной морской инспекции, Советской
инспекцией рыбоохраны Амуррыбвода.
8. Утверждает планы локального значения Председатель комиссии
по чрезвычайным ситуациям города с районом.
9. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при устранении
источника;
утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и
нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических средств,
применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию
нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным
биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие
предписаний надзорных органов об устранении недостатков его
технического состояния, нарушений норм и правил промышленной
безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований
(подразделений) организации и профессиональных аварийно-
спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов,
расчетов, графиков, других справочные материалов) хранить в
соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти
лет.
10. Проверка готовности сил и средств, привлекаемых для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального уровня
проводить не реже одного раза в год.
11. Планы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов пересматриваются и корректируются в случае
изменения условий, заложенных в плане, существенно влияющих на
потенциальные объемы разлива и объемы выполнения работ по
ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, изменений
нормативно-технических требований и условий, а также и в случае
преобразования юридического лица, изменения его наименования или
местонахождения. Корректировка осуществляется в срок не более трех
месяцев с момента возникновения обстоятельств, требующих
пересмотра плана предупреждения и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов в порядке, установленном настоящим
постановлением.
Вр. и.о. начальника управления ГО и ЧС
В.Э.Войнюш
Приложение 3
к постановлению
главы города Советская Гавань
с Советско-Гаванским районом
от 10 марта 2004 г. N 51
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО РАЙОНА
I. Основные положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с
"Требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" утвержденными
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа
2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 года
N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации", распоряжением комиссии по чрезвычайным
ситуациям Хабаровского края от 24.09.2003 N 4.4.17-7903 и
настоящим постановлением.
Методические рекомендации определяют основные принципы
формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов (далее по тексту - планы ЛАРН) и
предназначены для единого подхода при их разработке на территории
Хабаровского края.
Количество экземпляров разрабатываемого плана ЛАРН определяет
разработчик, с учетом того, что по одному экземпляру должно
находится во всех согласующих органах исполнительной власти; в
организации, проводящей экспертизу; в организациях,
взаимодействующих с владельцем объекта в части исполнения плана.
II. Рекомендации по структуре плана ЛАРН
План ЛАРН содержит следующие разделы:
Общие положения.
Раздел 1. Описание и характеристика объекта.
Раздел 2. Мероприятия по предупреждению аварийных разливов
нефти (нефтепродуктов).
Раздел 3. Организация действий сил и средств по локализации и
ликвидации аварийных разливов нефти (нефтепродуктов).
Раздел 4. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий) и
объектов, загрязненных в результате аварийного разлива нефти
(нефтепродуктов).
Раздел 5. Мероприятия по временному хранению и утилизации
собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных
материалов, очистке применяемых технических средств.
Общие положения
В общих положениях указывается основание для разработки плана
ЛАРН, определяются основные цели разработки плана, его правовой
статус и порядок применения в практической деятельности.
Раздел 1. Описание и характеристика объекта и оценка обстановки
при возможном максимальном разливе нефти (нефтепродуктов)
В данном разделе указывается:
местонахождение опасного объекта и его владелец;
наибольшая (наименьшая) работающая смена;
природные условия в районе объекта (географические и
гидрогеологические особенности района, наличие водных объектов,
характеристика почв и грунта, геоморфология прибрежной полосы,
гидрометеорологические условия, зоны особой чувствительности;
социально-экономические условия, пути сообщения и транспортная
инфраструктура в районе возможного разлива нефти (нефтепродуктов);
наиболее уязвимые участки путей сообщения;
максимальный объем нефти (нефтепродуктов) на объекте;
расчетный максимально возможный объем разлива нефти
(нефтепродуктов);
характеристика нефти (нефтепродуктов);
прогнозируемая площадь разлива, направление его движения в
зависимости от времени года и метеоусловий, возможность попадания
нефти (нефтепродуктов) в водные объекты;
наличие аварийных формирований, специальных технических средств
и материалов, предназначенных для проведения работ по ЛАРН;
данные (дата и номер акта) о проведении Госнефтеинспекцией
Госэнергонадзора на территории Хабаровского края технического
обследования объекта на соответствие "Правилам технической
эксплуатации".
Раздел 2. Мероприятия по подготовке и организации к ликвидации
возможных аварийных разливов нефти (нефтепродуктов)
В данном разделе указывается:
расчет количества сил и средств, достаточных для ликвидации
прогнозируемого аварийного разлива нефти (нефтепродуктов);
соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам
ликвидации разлива;
необходимость привлечения профессиональных аварийно-
спасательных формирований;
наличие договоров с профессиональными формированиями на
абонентское обслуживание (при недостаточности собственных сил и
средств);
порядок обеспечили постоянной готовности сил и средств;
сроки подготовки и аттестации специалистов аварийно-
спасательных формирований в области ЛАРН;
наличие резерва финансовых и материальных ресурсов, договоров
обязательного экологического страхования риска ответственности за
причинение вреда;
порядок материально-технического, инженерного и финансового
обеспечения работ по ликвидации аварийных разливов нефти
(нефтепродуктов);
график проведения комплексных учений и командно-штабных
тренировок.
Раздел 3. Организация действий сил и средств по локализации и
ликвидации аварийных разливов нефти (нефтепродуктов)
В данном разделе указывается:
первоочередные действия по локализации и ликвидации разлива
нефти (нефтепродуктов);
порядок оснащения органов управления силами и средствами по
локализации и ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов), порядок
уведомления органов исполнительной власти и органов госконтроля;
организационная структура управления работами по локализации и
ликвидации аварийного разлива нефти (нефтепродуктов) (организация
взаимодействия сил и средств, их дислокация, связь);
выдвижение сил и средств в зону разлива, в т.ч. сил и средств
территориальной подсистемы РСЧС;
порядок действий в случае, если разлив выходит за пределы
территории объекта, муниципального образования территории
Хабаровского края;
мероприятия по защите населения (при необходимости) и оказание
медицинской помощи населению и персоналу по ликвидации разлива;
мероприятия по спасению морских млекопитающих, животных и птиц;
соблюдение и слежение за зоной разлива нефти (нефтепродуктов);
контроль за состоянием окружающей среды в районе разлива нефти
(нефтепродуктов) и прилагающей территории.
Раздел 4. Мероприятия по сбору нефти и реабилитации территорий
(акватории) и объектов, загрязненных в результате аварийного
разлива нефти (нефтепродуктов)
В этом разделе отражаются:
последовательность работ по сбору разлитой нефти
(нефтепродуктов) и реабилитации территорий и объектов;
технологии защиты берега моря, вводов в заливы, устьев рек и
водоемов в зависимости от времени года;
технологии очистки прибрежной полосы в зависимости от времени
года;
технологии очистки водных объектов;
технологии очистки болотистых территорий;
технологии очистки участков суши (лесных и сельскохозяйственных
угодий, песчаных и глинистых грунтов);
порядок привлечения организаций и наличия договора с
организациями, имеющими соответствующие лицензии, на проведение
работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов;
программа долгосрочного мониторинга за состоянием окружающей
природной среды на объекте и прилегающей территории;
порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий
(акваторий) и объектов;
планово-предупредительные мероприятия.
Раздел 5. Мероприятия по временному хранению и утилизации
собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных
материалов
В этом разделе отражается:
организация работ по временному хранению и утилизации собранной
нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов;
наличие мест временного хранения и утилизации собранной нефти
(нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов отведенных
природоохранными и санитарными органами и противопожарными
службами;
способы утилизации нефти (нефтепродуктов) и отработанных
расходных материалов, наличие договоров со специализированными
организациями, привлекаемыми дли этих работ, специальные
технические средства и технологии;
сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти
(нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов;
места и способы очистки технических средств, применяемых при
ликвидации разлива и реабилитации территорий (акваторий);
III. Рекомендации по разработке приложений
к планам по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти (нефтепродуктов)
Каждое приложение к плану ЛАРН должно разрабатываться как
отдельный документ и подписываться соответствующей службой
(организацией).
Приложения разрабатываются в графическом или текстовом виде в
зависимости от характера содержащейся в них информации.
Формат документов, масштабы карт (планов) определяются
разработчиком и должны обеспечивать удобство работы с ним в любых
условиях.
1. Схема управления связи и оповещения при аварийных разливах
нефти (нефтепродуктов) разрабатывается графически. На ней
отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по
ЛАРН, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям
связи (при необходимости), схема вызова абонента и их номера
телефонов, сигналы оповещения и т.д.
2. Расчет необходимого и достаточного количества сил и
специальных технических средств разрабатывается в табличном виде.
В нем указываются наименования подразделении и формирований,
привлекаемых к работам по ЛАРН, места их дислокации, количество
личного состава и техники, время приведения в готовность к
выполнению работ и ориентировочные возможности.
3. Расчет доставки сил и специальных технических средств в
район разлива нефти (нефтепродуктов) разрабатывается в табличном
виде. В нем указывается наименование сил и средств, выделяемые для
доставки транспортного средства; организации, выделяющие
транспортные средства, и порядок связи с ними, маршруты движения,
время поставки транспорта.
4. План взаимодействия привлекаемых сил и средств
разрабатывается в текстовом и графическом видах. В нем указываются
участники взаимодействия и способ связи с ними, по каким вопросам
осуществляется взаимодействие, порядок организации взаимодействия.
5. План-график проведения работ по локализации и ликвидации
разлива нефти (нефтепродуктов) разрабатывается в табличном виде. В
нем отображается в хронологическом порядке перечень мероприятий и
работ по локализации и ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов) с
временными показателями их выполнения и ответственными за их
проведение, а также график движения личного состава и техники по
времени и этапам работ.
6. Мероприятия по защите населения и объектов от разлива нефти
(нефтепродуктов). Это приложение разрабатывается в текстовом виде
с указанием всех необходимых мероприятий по защите населения и
объектов, привлекаемых для их выполнения сил и средств, сроков их
выполнения и ответственных за их проведение.
7. Схема размещения мест временного хранения и утилизации
собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных
материалов разрабатывается графически на карте (плане) с указанием
мест временного хранения и утилизации, возможный объем емкостей
для временного хранения, маршруты движения к ним и другие данные.
8. Схема контрольных точек отбора проб почв поверхностных и
подземных вод, характеризующих состояние окружающей среды.
9. Наличие копии аттестата аккредитации экоаналитической
лаборатории для проведения наблюдений за состоянием окружающей
среды.
10. Обеспеченность работников и населения средствами защиты
разрабатывается в табличном виде с указанием видов средств защиты,
их количества, сроков годности и порядка выдачи.
11. Договоры с профессиональными аварийно-спасательными
формированиями (службами) на абонентское обслуживание заключаются
в двух экземплярах. Копии договоров прилагаются к плану.
Вр. и.о. начальника управления ГО и ЧС
В.Э.Войнюш
СПИСОК
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ Г. СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ
С СОВЕТСКО-ГАВАНСКИМ РАЙОНОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ТРАНСПОРТИРОВКУ И ХРАНЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
----T------------------------------T-----------------------------------------¬
¦ N ¦ Наименование предприятия ¦ Примечание ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦1. ¦Аэропорт г. Советская Гавань ¦Склад ГСМ, АЗС ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦2. ¦ООО "Сихотэ-Алиньские ресурсы"¦Склад ГСМ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦3. ¦Совгаванский филиал ¦Склад дизтоплива ¦
¦ ¦Дальаэронавигации ДВ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦4. ¦в/ч 60211 ¦Хранение мазута ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦5. ¦ООО "Ванино-Тайрику" ¦Склад хранения дизтоплива и раздаточная ¦
¦ ¦ ¦колонка ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦6. ¦Горпищекомбинат "Совгаванский"¦Мазутохранилище ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦7. ¦ЗАО "Гаваньбункер" ¦Резервуары с мазутом и дизтопливом ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦8. ¦ООО "АЗС Трансбункер" ¦4 АЗС на территории города с районом ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦9. ¦ЗАО "Нельма" ¦Склад ГСМ емкостью 350 куб. м в пос. ¦
¦ ¦ ¦Нельма, резервуар для хранения дизтоплива¦
¦ ¦ ¦4 куб. м в Совгавани ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦10.¦ООО "Гермес ЛТД" ¦Склад ГСМ по хранению дизтоплива, ¦
¦ ¦ ¦бензина, диз. масла ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦11.¦ЗАО "Лесной комплекс" ¦Склад топлива ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦12.¦ООО "Гектор" ¦АЗС: 3 резервуара дизтоплива с ¦
¦ ¦ ¦топливораздаточной колонкой ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦13.¦ЗАО "Модельный ¦АЗС: 2 резервуара дизтоплива с ¦
¦ ¦лесопромышленный союз" ¦топливораздаточной колонкой ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦14.¦ООО "Лесинвест" ¦АЗС: 4 резервуара с дизтопливом и ¦
¦ ¦ ¦топливораздаточной колонкой ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦15.¦ООО "Совгаванская ¦Резервуары для хранения керосина, ¦
¦ ¦судоремонтная компания" ¦бензина, дизтоплива ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦16.¦ГПТС и ОК ¦7 мазутохранилищ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦17.¦Майская ГРЭС ¦Резервуары для хранения мазута ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦18.¦ИП Комаров Борис Викторович ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦19.¦ИП Марченко Павел Антонович ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦20 ¦ИП Рябов Петр Николаевич ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦21.¦КГУП ДРСУ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦22.¦МУП "Автотрассервис" ¦2 контейнера заправки объемом 8 куб. м ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦23.¦ООО "Маринбизнес" ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------+
¦24.¦ООО "Экю-бункер" ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------------------------------------¦
¦25.¦ООО СП "Совгавань-порт" ¦ ¦
L---+------------------------------+------------------------------------------
Начальник отдела природопользования
администрации города с районом
В.М.Просолов
|