ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 марта 2004 г. N 163-р
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ
В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С НЕФТЕРАЗЛИВАМИ
В целях обеспечения эффективности организации мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,
защиты населения и окружающей среды Хабаровского района от их
вредного воздействия в соответствии с требованиями постановлений
Правительства Российской Федерации: от 21.08.2000 N 613 "О
неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", Закона
Хабаровского края от 01.03.1996 N 7 "О защите населения и
территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", распоряжения Первого заместителя
Председателя Правительства Хабаровского края от 26.09.2003 N
4.4.17-7903 "О совершенствовании работы в области борьбы с
нефтеразливами",
1. Утвердить прилагаемые "Требования к разработке планов
локального значения по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Хабаровского
района".
2. Комитету природопользования и экологического контроля
Хабаровского района (Снесарь С.И.):
2.1. В срок до 01.04.2004 произвести учет и составить перечень
организаций и предприятий (согласно их отраслевой принадлежности),
осуществляющих деятельность, связанную с использованием нефти и
нефтепродуктов, с указанием наличия у них Планов по предупреждению
и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее -
Планов), объектовых аварийно-спасательных формирований, их состав
и оснащенность средствами для ликвидации аварийных разливов
нефтепродуктов.
2.2. Организовать контроль за разработкой Планов организациями
и предприятиями, независимо от форм собственности, которые
осуществляют деятельность, связанную с использованием нефти или
нефтепродуктов (далее - Организации).
2.3. Довести до Организаций Правила организации мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Хабаровского края, Методические рекомендации по
разработке Планов предупреждения и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов на территории Хабаровского края,
утвержденные распоряжением Первого заместителя Председателя
Правительства Хабаровского края от 26.09.2003 N 4.4.17-7903 и
Требования к разработке планов локального значения по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Хабаровского района, утвержденные настоящим
распоряжением.
3. Заведующему сектором по делам ГО и ЧС администрации
Хабаровского района Митусову В.Л. в срок до 15.04.2003 представить
перечень организаций и предприятий указанный в п. 2.1 настоящего
распоряжения в Главное управление по делам ГО и ЧС Хабаровского
края.
4. Организациям и предприятиям, независимо от форм
собственности, которые осуществляют деятельность, связанную с
использованием нефти или нефтепродуктов в срок до 01.07.2004
разработать Планы по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов и представить их на утверждение
первому заместителю главы района - председателю комиссии по
чрезвычайным ситуациям.
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого
заместителя главы Хабаровского района, председателя комиссии по
чрезвычайным ситуациям района Погодина В.Ю.
Глава района
В.А.Алешко
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением
главы муниципального образования
Хабаровского района
от 17 марта 2004 г. N 163-р
ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЛОКАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ
И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО РАЙОНА
1. Настоящие требования определяют принципы формирования планов
локального значения по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются планы), которые
относятся к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального
значения, а также организации взаимодействия сил и средств,
привлекаемых для их ликвидации.
2. Планы разрабатываются в соответствии с настоящими
требованиями с учетом максимально возможного объема разлившейся
нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих
объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности:
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные
терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в
железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема
прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными
задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема
прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100
процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
3. В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности и во внутренних пресноводных водоемах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от 5 до 100 тонн нефти и
нефтепродуктов на территории объекта без выхода за его территорию;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального
образования, либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы Хабаровского
края, либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за пределы административной границы муниципального
образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов, либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов выходящий за пределы административной границы
Хабаровского края;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов, либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости
от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской
федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с
территории сопредельных государств трансграничного значения.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических
условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
4. Планом должны предусматриваться:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов
(далее именуются силы и средства), соответствие имеющихся на
объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость
привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с
указанием организаций, которые несут ответственность за их
поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями -
участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала, о
чрезвычайной ситуации;
и) географические, навигационно-гидрографические,
гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и
нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении
операции по его ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской
помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
м) организация материально-технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны
учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и
нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта
объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость
распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их
попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия
в месте расположения объекта:
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также
профессиональных аварийно-спасательных формирований,
дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на
участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке
нефтяных отходов;
к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива
нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не
должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при
разливе на почве.
6. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов локального значения разрабатываются
самостоятельно организациями, осуществляющими разведку
месторождений, добычу нефти, а также транспортировку, переработку,
хранение нефти и нефтепродуктов или с привлечением
специализированных организаций, имеющих лицензию в данной сфере
деятельности. Согласование Планов, в зависимости от отраслевой
принадлежности предприятий и организаций проводится с Комитетом
природопользования и экологического контроля Хабаровского района,
Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского
района, агропромышленным комитетом администрации Хабаровского
района, сектором по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям администрации Хабаровского района, центром
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Хабаровском районе. В зависимости от месторасположения этих
организаций производится согласование с Амурским государственным
бассейновым управлением водных путей и судоходства, Хабаровским
краевым отделением Российской транспортной инспекции в части сферы
их контрольной деятельности.
7. Утверждение Планов осуществляется первым заместителем главы
района - председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям района.
8. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при устранении
источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов
нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических средств,
применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию
нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным
биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие
предписаний надзорных органов об устранении недостатков его
технического состояния, нарушений норм и правил промышленной
безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирования
(подразделений) организаций и профессиональных аварийно-
спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов,
расчетов, графиков, других справочных материалов) хранится в
соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти
лет.
9. В целях отработки планов локального значения проводятся
комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного
раза в два года.
Проверка готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов локального, муниципального и
территориального уровней проводится не реже одного раза в год.
10. Планы локального значения по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов пересматриваются и
корректируются в случае изменения условий, заложенных в плане,
существенно влияющих на потенциальные объемы разлива и объемы
выполнения работ по ликвидации аварийного разлива нефти и
нефтепродуктов, изменений нормативно-технических требований и
условий, а также и в случае преобразования юридического лица,
изменения его наименования или местонахождения. Корректировка
осуществляется в срок не более трех месяцев с момента
возникновения обстоятельств, требующих пересмотра плана
предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов в порядке, установленном настоящим распоряжением.
Председатель Комитета
природопользования и
экологического контроля
Хабаровского района
С.И.Снесарь
|