ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2004 г. по делу N 3-81/04
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи Медведева В.В.,
с участием прокурора Ким П.В.,
при секретаре Роговой В.А.,
с участием представителей администрации города Хабаровска
Сметанко М.Д. и Бутковского А.В., представителей Законодательной
Думы Хабаровского края Ермольченко О.В. и Власенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям
прокурора Хабаровского края о признании п. 6 ст. 6, п. 5 ст. 14,
п. 2 ст. 22 (с Приложением N 10), ст. 23, п. 2 ст. 26, ст. 27
(частично), п. 1 ст. 29, п. 4 ст. 35, п. 1 ст. 36 Закона
Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 "О бюджетной системе
Хабаровского края на 2004 год" противоречащим федеральному
законодательству и по заявлению муниципального образования город
Хабаровск о признании противоречащим федеральному законодательству
Приложения N 10 к Закону Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 "О
бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год",
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании недействительными п. 6 ст. 6, п. 5 ст. 14, п. 2 ст. 22
(с Приложением N 10), ст. 23, п. 2 ст. 26, ст. 27 (частично), п. 1
ст. 29, п. 4 ст. 35, п. 1 ст. 36 Закона Хабаровского края от
29.12.2003 N 155 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004
год".
Муниципальное образование город Хабаровск обратилось в суд с
заявлением о признании противоречащим федеральному
законодательству Приложения N 10 к Закону Хабаровского края от
29.12.2003 N 155 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004
год".
Прокурор мотивирует свои требования тем, что п. 6 ст. 6 Закона
противоречит п. 3 ст. 3, ст. 65, ч. 4 ст. 22, ст. 29 Земельного
кодекса РФ.
Ст. 14 Закона противоречит ст. 71 п. "о" Конституции РФ и ст. 3
ГК РФ.
Ст. 22 п. 2 противоречит ст. 10 Федерального закона "О
финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации".
Ст. 23 Закона противоречит Бюджетному кодексу Российской
Федерации, Конституции Российской Федерации и Федеральному закону
"Об общих принципах местного самоуправления в РФ".
П. 2 ст. 26, ст. 27, п. 1 ст. 29, п. 4 ст. 35 и п. 1 ст. 36, по
мнению прокурора, также противоречат нормам федерального
законодательства, изложенного выше.
Муниципальное образование город Хабаровск обосновывает свои
требования тем, что Приложение N 10 к Закону Хабаровского края о
бюджете на 2004 год не предусматривает выделение г. Хабаровску
средств по страховому взносу Хабаровскому краевому фонду
обязательного медицинского страхования за неработающее население.
В этой части Приложение N 10 к Закону Хабаровского края о краевом
бюджете на 2004 год противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор уточнил свои требования в части
ст. 27 оспариваемого Закона, просил признать данную правовую норму
недействительной в части слов "финансовым органам муниципальных
образований: городов и районов края, управлению Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю и
налоговым инспекциям края, управлению государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по
Хабаровскому краю".
В судебном заседании прокурор Ким П.В. поддержал требования,
изложенные в заявлении в полном объеме.
Представители администрации города Хабаровска Бутковский В.В. и
Сметанко М.Д. также поддержали требования, изложенные в заявлении
муниципального образования город Хабаровск.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края
Ермольченко О.В. и Власенко Н.В. с заявлениями как прокурора, так
и муниципального образования г. Хабаровск не согласились и в своих
письменных возражениях и в судебном заседании пояснили, что
обжалуемые нормы Закона соответствуют требованиям действующего
федерального законодательства.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит
заявления обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.
Пункт 6 ст. 6 Закона края устанавливает, что арендная плата за
земли городов и поселков, исчисленная в полном объеме согласно
установленному порядку, не начисляется и не перечисляется в части,
подлежащей распределению в краевой бюджет, субъектами
инвестиционной деятельности, реализующими инвестиционные проекты
по созданию производственных объектов, согласованных с
Правительством края, в части земель, отведенных под данные
объекты; организациями, осуществляющими финансирование капитальных
вложений по созданию объектов непроизводственного (социального,
культурного и спортивного) назначения, включенных в краевой заказ,
в части земель, отведенных под данные объекты.
Согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные
отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными
участками, а также по совершению сделок с ними регулируются
гражданским законодательством, если иное не предусмотрено
земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о
недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными
законами.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Закона РФ
"О плате за землю" использование земли в Российской Федерации
является платным. За земли, переданные в аренду, взимается
арендная плата.
Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю
устанавливаются договором (ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, ст.
21 Закона РФ "О плате за землю").
В соответствии с Разделом IV, ст. 13 Закона РФ "О плате за
землю" органы законодательной (представительной) власти субъектов
РФ наделены правом устанавливать дополнительные льготы по
земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся
в распоряжении соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам
и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, осуществляется на
основании решения исполнительных органов государственной власти
или органов местного самоуправления.
Из данных норм федерального законодательства следует, что
правоотношения по предоставлению льгот по арендной плате,
определению условий и сроков внесения арендной платы за землю
относятся к гражданско-правовым, устанавливаются договором между
исполнительными органами государственной власти (органами местного
самоуправления) с гражданами или юридическими лицами, в связи с
чем, в силу ст. 71 п. "о" Конституции РФ, ст. 3 Гражданского
кодекса РФ, регулироваться законом субъекта РФ не могут.
При таких условиях пункт 6 ст. 6 Закона края "О бюджетной
системе Хабаровского края на 2004 год" принят Законодательной
Думой Хабаровского края с превышением ее компетенции.
Статья 14 Закона края в пункте 5 устанавливает, что в случае
несвоевременной уплаты отчислений от прибыли с краевых
государственных унитарных предприятий взимается пеня в размере
1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый
день просрочки.
Из нормативного содержания п. 5 ст. 14 Закона края
усматривается, что предметом регулирования данной нормы являются
правоотношения по установлению меры гражданско-правовой
ответственности, в связи с чем, в силу ст. 71 п. "о" Конституции
РФ, ст. 3 ГК РФ, указанные положения не могут содержаться в законе
субъекта РФ.
Судом установлено, что противоречит федеральному
законодательству в области финансовых основ местного
самоуправления п. 2 ст. 22 Закона края, утверждающий распределение
средств фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных
образований: городов и районов края на 2004 год согласно
Приложению N 10.
Приложение 10 к Закону края устанавливает распределение средств
фонда финансовой поддержки между 19 муниципальными образованиями
Хабаровского края.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации" фонд финансовой
поддержки бюджетов муниципальных образований создается в бюджете
субъекта РФ, средства которого формируются путем отчислений от
федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта
РФ (п.п. 1, 2); доля каждого муниципального образования в общем
объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных
образований устанавливается в процентах и утверждается законом
субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (п. 4).
Таким образом, п. 2 ст. 22 Закона края, Приложение 10 к Закону
края противоречат ст. 10 Федерального закона "О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку каждое
из поименованных в Приложении муниципальных образований включают в
себя сельские и поселковые муниципальные образования (всего на
территории края их 224), доля которых в общем объеме средств фонда
финансовой поддержки Законом субъекта не определена.
Кроме этого, ст. 22 Закона края, Приложение 10 к Закону края не
содержит норм, позволяющих определить - распределяются ли в
дальнейшем до всех 224 муниципальных образований Хабаровского края
передаваемые 19 муниципальным образованиям средства фонда, в
случае наделения последних государственным полномочием по
распределению между местными бюджетами муниципальных образований
средств фонда финансовой поддержки, переданных из краевого
бюджета.
Противоречит Бюджетному кодексу РФ и положениям федеральных
законов, регулирующих правоотношения в области финансовых основ
местного самоуправления, ст. 23 Закона края, разрешающая
министерству финансов края (в случае направления муниципальными
образованиями: городами и районами края собственных доходов на
финансирование заработной платы работников бюджетной сферы не в
полном объеме) производить перечисление причитающихся
муниципальному образованию регулирующих доходов целевым
назначением на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы
в размере задолженности.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации
признается и гарантируется самостоятельное в пределах своих
полномочий местное самоуправление.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения (ст.
132 Конституции РФ). В силу п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона
"Об общих принципах местного самоуправления в РФ" к вопросам
местного значения относятся местные финансы, формирование,
утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных
налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного
значения. В соответствии со ст. 28 абз. 3, 4, ст.ст. 30, 31
Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации
основана, в том числе, на принципах: разграничения доходов и
расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности
бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов
доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной власти РФ, органами
государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления.
Принцип самостоятельности, закрепленный в ст. 31 БК РФ,
означает право органов местного самоуправления самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс, в соответствии с Бюджетным
кодексом РФ самостоятельно определять направления расходования
средств местного бюджета.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.09.97 N
126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации" формирование и использование местных финансов
основываются на принципах самостоятельности, государственной
финансовой поддержки и гласности.
В соответствии со ст.ст. 9, 31 Бюджетного кодекса РФ, ч.ч. 2, 3
ст. 5 Федерального закона "О финансовых основах местного
самоуправления в РФ", ст. 35 Федерального закона "Об общих
принципах местного самоуправления в РФ" формирование, утверждение
и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением
осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Органы государственной власти гарантируют, в том числе, право
представительных органов местного самоуправления самостоятельно
определять направления использования средств местных бюджетов.
В противоречие указанным нормам Конституции РФ и федерального
законодательства, положения ст. 23 Закона края ограничивают право
органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление
бюджетного процесса (утверждение и исполнение местных бюджетов,
осуществление контроля за их исполнением) и самостоятельное
определение направления расходования средств местного бюджета.
Кроме этого, нормативное содержание нормы содержит диспозицию
ст. 293 БК РФ, устанавливающей ответственность за неполное
перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, в
связи с чем, рассматривая норму во взаимосвязи с положениями
Бюджетного кодекса РФ, устанавливающими основы государственного
финансового контроля (ст. 270 БК РФ), применение мер принуждения
за нарушение бюджетного законодательства (ст.ст. 283, 284 БК РФ),
следует, что ст. 23 Закона края, по сути, в нарушение п. 2 ст. 1,
ст.ст. 270, 284 БК РФ, наделяет финансовый орган субъекта РФ
полномочием по осуществлению финансового контроля за бюджетными
средствами муниципальных образований и устанавливает меру
ответственности, не предусмотренную Бюджетным кодексом РФ и
федеральными законами.
Поскольку, в соответствии с п. 2 ст. 1, ст. 7 Бюджетного
кодекса РФ установление правового статуса участников бюджетного
процесса, регулирование правовых основ порядка и условий
привлечения к ответственности за нарушение бюджетного
законодательства отнесено к исключительному ведению Российской
Федерации, ст. 23 Закона края принята с превышением полномочий
Законодательной Думы Хабаровского края, в связи с чем является
незаконной и нарушающей принцип разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъекта РФ, закрепленный в п.п. "е" п. 1
ст. 1 Федерального закона РФ от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Пункт 2 ст. 26 Закона края устанавливает, что возмещение
организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на
предоставление установленных федеральным законодательством льгот
по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по оплате
приобретения и доставки топлива в дома, не имеющие центрального
отопления, осуществляется за счет средств местных бюджетов, с
последующей компенсацией фактически произведенных расходов путем
предоставления субвенций в порядке, установленном федеральным
законодательством.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ разграничение
полномочий по осуществлению расходов между разными уровнями
бюджетной системы Российской Федерации отнесено к ведению
Российской Федерации.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению
субъектов РФ относится разграничение полномочий по осуществлению
расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в
соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 8 БК
РФ).
Законом РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной
жилищной политики" установлено, что возмещение организациям ЖКХ
расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг, а также по оплате приобретения и доставки топлива в дома,
не имеющие центрального отопления, осуществляется за счет средств
федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам
субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов (ст.
15.6).
Из данных норм федерального законодательства следует, что п. 2
ст. 26 Закона края, распределяющий расходы на предоставление льгот
по оплате жилья и коммунальных услуг вопреки порядку,
установленному ст. 15.6 Закона РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах
федеральной жилищной политики", принят с превышением полномочий
Законодательной Думы Хабаровского края.
Статьей 27 Закона края разрешено министерству финансов края
финансовым органам муниципальных образований: городов и районов
края, Региональной энергетической комиссии - комитету цен
Правительства края, управлению Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Хабаровскому краю и налоговым инспекциям
края, управлению государственной инспекции по торговле, качеству
товаров и защите прав потребителей по Хабаровскому краю создавать
фонды социального развития за счет 10 процентов средств,
дополнительно начисленных, взысканных и зачисленных в бюджет края.
Данная норма Закона края, в части установления разрешения
финансовым органам муниципальных образований: городов и районов
края создавать фонды социального развития, противоречит ст. 6 ФЗ
"Об общих принципах местного самоуправления", в соответствии с
которой местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, решение других финансовых вопросов местного
значения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Из содержания ст. 27 Закона края следует, что данной нормой
определены направления расходования средств консолидированного
бюджета Хабаровского края, а также форма образования и
расходования денежных средств - фонд социального развития,
образуемый вне консолидированного бюджета.
В соответствии со ст. 8 Бюджетного кодекса РФ субъект Федерации
наделен компетенцией по утверждению и исполнению бюджета субъекта
РФ.
В силу ст.ст. 9, 31 БК РФ, ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона
"О финансовых основах местного самоуправления в РФ", ст. 35
Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в
РФ" исполнение местных бюджетов, определение направления
расходования его средств осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно.
Исходя из указанных норм федерального законодательства, ст. 27
Закона края, в части, разрешающей финансовым органам муниципальных
образований городов и районов края создавать фонды социального
развития, нарушает принцип самостоятельности бюджетов и вторгается
в предмет ведения органов местного самоуправления.
Кроме этого, ст. 27 Закона края противоречит федеральному
законодательству в части, разрешающей управлению Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю и
налоговым инспекциям края, управлению государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по
Хабаровскому краю создавать фонды социального развития за счет 10
процентов средств, дополнительно начисленных, взысканных и
зачисленных в бюджет края.
В силу ст. 71 п. "г" Конституции РФ установление системы
федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации
и деятельности; формирование федеральных органов государственной
власти находится в ведении Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 7 ст. 161 БК РФ деятельность бюджетного
учреждения, созданная органами государственной власти Российской
Федерации, финансируется из федерального бюджета или
государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и
расходов.
Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам
исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно
через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся
Федеральным казначейством Российской Федерации.
Статьей 149 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что обеспечение
территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам
поступления дополнительных доходов в бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты по результатам их деятельности может
осуществляться на возмездной основе путем заключения договоров с
органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных
образований.
Средства, поступающие по данным договорам, зачисляются на счета
по учету средств, полученных от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства
и расходуются на содержание территориальных налоговых органов, на
укрепление материально-технической базы территориальных налоговых
органов, а также на охрану зданий налоговых органов.
Таким образом, поскольку порядок организации и деятельности
федеральных органов государственной власти находится в ведении
Российской Федерации, органы государственной власти субъекта РФ не
наделены компетенцией по решению вопросов финансирования расходов
на содержание федеральных органов государственной власти РФ,
федеральное законодательство не предусматривает для последних
создание фондов социального развития, ст. 27 Закона края в
указанной части принята законодательным органом государственной
власти субъекта РФ с превышением его полномочий.
Пункт 1 ст. 29 Закона края устанавливает, что при несоблюдении
сроков возврата бюджетных ссуд и бюджетных кредитов,
предоставленных местным бюджетам, предприятиям и организациям под
муниципальные гарантии, и (или) использовании их не по целевому
назначению, а также при использовании не по целевому назначению
средств краевого бюджета, предоставленных местным бюджетам на
безвозвратной основе, суммы средств, подлежащие возврату в краевой
бюджет, и суммы средств, использованные не по целевому назначению:
1) списываются со счетов по учету средств соответствующих местных
бюджетов в бесспорном порядке; 2) удерживаются за счет доходов от
уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в местные бюджеты;
3) взыскиваются путем обращения на взаимные расчеты краевого
бюджета с местными бюджетами в части средств, предусмотренных по
разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней" функциональной
классификации расходов бюджетов Российской Федерации, и иных
средств краевого бюджета, предусмотренных в соответствии с
настоящим Законом к перечислению в местные бюджеты.
Данная норма Закона края противоречит федеральному
законодательству по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 ч. 1 п. "е", ст. 5 ч. 1 п. "б" Федерального
закона РФ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ" деятельность органов государственной власти
субъектов РФ осуществляется, в частности, на основе принципа
разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти ее
субъектов; законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное
регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам
совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий.
В соответствии со ст. 71 п. "ж" Конституции РФ финансовое
регулирование находится в ведении РФ.
Согласно п. 4 ст. 3 БК РФ органы государственной власти
субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие
бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В преамбуле, ст. 1 п. 2 БК РФ определено, что правовые основы
порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение
бюджетного законодательства устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.
В силу ст. 7 БК РФ установление оснований и порядка привлечения
к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ
отнесено к ведению Российской Федерации.
Поскольку Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ регулирование
данных вопросов отнесено к исключительному ведению Российской
Федерации, п. 1 ст. 29 Закона края принят с превышением полномочий
Законодательной Думы Хабаровского края.
Пункт 4 ст. 35 Закона края утверждает плату за предоставление
государственных гарантий края в размере 1,5 процента от суммы
предоставленной гарантии. Указанная плата подлежит зачислению в
доход краевого бюджета. Освобождает в 2004 году от платы за
предоставление государственных гарантий краевые государственные
учреждения, финансируемые из краевого бюджета, а также органы
местного самоуправления.
Данная норма Закона края принята законодательным органом
государственной власти субъекта с превышением его компетенции.
Согласно ст. 115 БК РФ государственной гарантией признается
способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу
которого субъект РФ - гарант дает письменное обязательство
отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная
гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или
частично.
В соответствии с п. 3 ст. 99 БК РФ долговые обязательства
субъекта РФ могут существовать в форме договоров о предоставлении
государственных гарантий субъекта РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 104, п. 6 ст. 117 БК РФ компетенцией
по предоставлению государственных гарантий наделены органы
исполнительной власти. В силу п. 2 ст. 101 БК РФ управление
государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом
исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, компетенция по установлению условий
предоставления государственных гарантий края (платность
предоставления гарантий, размер платы, освобождение от платы за
предоставление государственной гарантии) принадлежит органу
исполнительной власти субъекта РФ, как органу, осуществляющему
функции распорядителя кредитов при исполнении краевого бюджета.
Пункт 1 ст. 36 Закона края устанавливает, что возмещение
расходов по предоставлению субсидий населению по оплате жилищно-
коммунальных услуг производится за счет средств местных бюджетов и
передаваемой им финансовой помощи из краевого и федерального
бюджетов на частичное возмещение указанных расходов.
Данная норма Закона края противоречит федеральному
законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. 38 ФЗ РФ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
финансовые средства, необходимые для осуществления органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в
бюджетах субъектов РФ; увеличение расходов или уменьшение доходов
органов местного самоуправления, возникшие в результате решений,
принятых федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами,
принявшими решения.
Размер компенсации определяется одновременно с принятием
соответствующего решения.
В соответствии со ст. 6 БК РФ субсидия - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ,
физическому или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Согласно ст. 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за
счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели
финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов РФ,
федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме,
устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней
бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
Статьей 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2004 год" размер субсидий, выделяемых из
Фонда компенсаций, направляемых на финансирование расходов,
предусмотренных Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об
основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты
жилья и коммунальных услуг", предусмотрен в сумме 15202000,0 тыс.
рублей.
В нарушение ст. 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" Закон края о бюджете, устанавливая норму по возмещению
расходов по предоставлению субсидий населению по оплате жилищно-
коммунальных услуг за счет средств местных бюджетов, не установил
размер финансовой помощи местным бюджетам на вышеназванные цели.
Доводы представителей Законодательной Думы Хабаровского края
судом не могут быть приняты по основаниям, изложенным выше.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующими п. 6 ст. 6, п. 5 ст. 14, п. 2 ст. 22 с
Приложением N 10, ст. 23, п. 2 ст. 26, ст. 27 в части слов
"финансовым органам муниципальных образований: городов и районов
края, управлению Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Хабаровскому краю и налоговым инспекциям края,
управлению государственной инспекции по торговле, качеству товаров
и защите прав потребителей по Хабаровскому краю", п. 1 ст. 29, п.
4 ст. 35, п. 1 ст. 36 Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 155
"О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" со дня
вступления решения суда в законную силу.
Информацию о принятом решении опубликовать в средствах массовой
информации, в которых был опубликован данный нормативно-правовой
акт.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение
10 суток, через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
В.В.Медведев
|