ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2004 г. N 1149
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ
НА ТЕМУ "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ
КРАЕВОГО БЮДЖЕТА НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЖИТЕЛЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
Законодательная Дума постановляет:
1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний на тему "Об
использовании средств краевого бюджета на лекарственное
обеспечение жителей Хабаровского края" согласно приложению.
2. Направить настоящее постановление Губернатору края.
Председатель Думы
Ю.И.Оноприенко
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 31 марта 2004 г. N 1149
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ
"ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА
НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
24 февраля 2004 года в Законодательной Думе Хабаровского края
прошли депутатские слушания на тему "Об использовании средств
краевого бюджета на лекарственное обеспечение жителей Хабаровского
края".
Цель проведения вышеназванных депутатских слушаний -
рассмотрение проблем организации обеспечения лекарственными
средствами жителей Хабаровского края, контроля за эффективным и
рациональным использованием бюджетных ассигнований, выделяемых для
закупки лекарственных средств.
Правительством, министерством здравоохранения края уделяется
большое внимание вопросам совершенствования организации
обеспечения медицинских учреждений и населения лекарственными
средствами. Одним из направлений деятельности министерства и
учреждений здравоохранения края является обеспечение
медикаментами, лекарственными средствами граждан на территории
края, в том числе их льготный отпуск.
Организация лекарственного обеспечения населения края
осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона
от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", законов
Хабаровского края от 31 марта 1999 года N 112 "О лекарственных
средствах и лекарственном обеспечении граждан на территории
Хабаровского края" (действующего до 28 мая 2003 года) и от 2
октября 2002 года N 61 "Об основах охраны здоровья жителей
Хабаровского края", территориальной Программы обеспечения жителей
края бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением
Губернатора Хабаровского края от 20 апреля 2002 года N 233 "Об
оказании медицинской помощи населению Хабаровского края", и
мероприятий краевой целевой программы "Социальная защита пожилых
граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других
категорий граждан на 2001 - 2003 годы".
Ежегодно законами о бюджетной системе края на очередной
финансовый год предусматриваются средства на финансирование
отрасли здравоохранения в целом, в том числе на бесплатный
льготный отпуск медикаментов. В соответствии с Законом
Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004
год" расходы на здравоохранение предусматриваются в сумме 1717180
тыс. рублей, что на 200716 тыс. рублей больше, чем в 2003 году, из
них расходы на бесплатный льготный отпуск медикаментов составляют
156409 тыс. рублей, что на 14862 тыс. рублей больше, чем в 2003
году.
В целях улучшения лекарственного обеспечения льготных категорий
населения, бесперебойного отпуска лекарственных средств и изделий
медицинского назначения в аптеках, аптечных пунктах и лечебно-
профилактических учреждениях, обеспечения контроля за
своевременным выделением финансовых средств в крае внедряется
программа централизованного учета отпуска лекарственных средств. В
настоящее время она внедрена только в 7 поликлиниках.
Повышению качества медицинских услуг, амбулаторно-
поликлинической и стационарной помощи населению, эффективности
использования ресурсов в учреждениях здравоохранения края
способствует также разработка и внедрение региональных стандартов
оказания медицинской помощи населению, реализация эксперимента по
переводу ряда медицинских учреждений в городах Хабаровске и
Комсомольске-на-Амуре на подушевое финансирование.
Краевым Законом о лекарственных средствах были установлены виды
лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории
края, и источники их оплаты. Лекарственное обеспечение граждан при
оказании им медицинской помощи должно осуществляться в
соответствии с общеотраслевыми стандартами лекарственной помощи,
которые до настоящего времени не разработаны.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля
2002 года N 425-р утвержден перечень жизненно необходимых
лекарственных средств. Министерство здравоохранения края своим
приказом от 1 февраля 2002 года N 21 "О совершенствовании
лекарственного обеспечения льготных категорий граждан населения
Хабаровского края" утвердило краевой список лекарственных средств
и изделий медицинского назначения, который является базовым при
назначении лекарственных средств и оформлении рецептов на них при
амбулаторном лечении льготной категории населения.
При проверке соответствия списка лекарственных средств,
утвержденного министерством здравоохранения края, перечню жизненно
необходимых лекарственных средств, утвержденному Правительством
Российской Федерации, были установлены расхождения. В список
включены 133 позиции лекарственных средств, которые отсутствуют в
перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации, что
составляет 36%. Номенклатура списка расширена за счет включения в
него дорогостоящих импортных лекарственных средств. Кроме того, в
него включен ряд дорогостоящих препаратов, цены на которые
значительно превышают цены на аналогичные лекарственные средства,
прошедшие клинические испытания, но не вошедшие в него.
Контрольно-бюджетной палатой Думы была проведена проверка в
Хабаровском краевом государственном унитарном предприятии
"Фармация" (далее - ХКГУП "Фармация").
ХКГУП "Фармация" создано в целях решения социальных задач в
области обеспечения населения и лечебных учреждений
здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского
назначения.
В соответствии с пунктом 2.4 постановления Губернатора края от
1 февраля 2003 года N 32 "О мерах по улучшению лекарственного
обеспечения льготных категорий населения Хабаровского края"
предусмотрено проводить закупки лекарственных средств и изделий
медицинского назначения для групп населения, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-
процентной скидкой, на конкурсной основе.
В ходе проверки установлено, что предприятием "Фармация" данные
закупки не проводились. Приказ министерства здравоохранения края
от 22 июля 2003 года N 207 "Об организации закупок товаров, услуг
для государственных нужд учреждений здравоохранения Хабаровского
края" закупа на конкурсной основе лекарственных средств и изделий
медицинского назначения для уполномоченных аптек в системе
льготного отпуска не предусматривает.
Формирование цен на лекарственные средства и изделия
медицинского назначения в крае регулируется постановлением
Губернатора Хабаровского края от 27 марта 2002 года N 183 "О
торговых надбавках на лекарственные средства и изделия
медицинского назначения". Данным постановлением Губернатор края
установил предельные размеры оптовых и розничных надбавок к
отпускным ценам на все лекарственные средства и изделия
медицинского назначения. Предельный размер оптовой надбавки
установлен от 10 до 35% в зависимости от стоимости медицинских
товаров по ценовым поясам, предельный размер розничной надбавки -
от 10 до 70% соответственно.
Установленные предельные размеры оптовых и розничных надбавок к
отпускным ценам существенно влияют на формирование фактической
средней торговой надбавки, которая составила за первое полугодие
2003 года в целом по предприятию "Фармация" 17,22% и снизилась по
сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 3,87%. На момент
проверки плановый уровень рентабельности на лекарственные
препараты собственного изготовления составлял по предприятию
"Фармация" 30%. При срочном изготовлении данных препаратов
населению применяется дополнительная надбавка в размере 10%.
Выборочной проверкой завышение предельной наценки при формировании
цен на лекарственные препараты не установлено.
В настоящее время в крае начато внедрение отдельных
информационных систем, обслуживающих в том числе технологии
лекарственного учета. Решение проблем системы лекарственного
обеспечения населения эффективно только при ее информационной
поддержке на основе комплексной стандартизации и информатизации.
Учитывая вышеизложенное, участники депутатских слушаний
рекомендуют:
1. Правительству края:
1.1. Разработать Программу лекарственного обеспечения жителей
края, основанную на персонифицированном учете использования
лекарственных средств.
1.2. Разработать методику расчета потребности в финансовых
средствах на лекарственное обеспечение населения края по
бесплатным и льготным рецептам.
1.3. При формировании проекта закона Хабаровского края "О
бюджетной системе Хабаровского края на 2005 год" предусмотреть
возможность выделения средств из краевого бюджета для краевых
лечебно-профилактических учреждений на приобретение дорогостоящих
лекарственных препаратов для онкологических больных согласно
утвержденному перечню дорогостоящих онкологических лекарственных
средств.
1.4. Обеспечить контроль за эффективным использованием средств
краевого бюджета при закупке лекарственных препаратов предприятием
ХКГУП "Фармация" и осуществлением им закупок для краевых
государственных нужд на конкурсной основе.
1.5. В качестве эксперимента внедрить автоматизированную
систему управления "Аптека" (персонифицированный учет расхода
медикаментов) в краевой клинической больнице N 1 имени профессора
С.И.Сергеева.
1.6. Рассмотреть возможность участия частных фармацевтических
фирм в бесплатном льготном лекарственном обеспечении жителей края.
2. Законодательной Думе:
2.1. Обратиться в Министерство здравоохранения Российской
Федерации с предложением о внесении изменения в отраслевой
стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в
аптечной организации. Основные положения" в части, касающейся
определения норм площадей для аптечных учреждений, расположенных в
малых и отдаленных населенных пунктах.
2.2. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проект федерального закона о
внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в
части отнесения операций по изготовлению и последующей реализации
аптечными организациями лекарственных средств населению, в том
числе по бесплатным и льготным рецептам, к деятельности,
подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.
Председатель Думы
Ю.И.Оноприенко
|