АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2004 г. по делу N А73-3927АП/2004-20
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Кулешова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Атамас М.С.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Бикинского
муниципального многоотраслевого производственного предприятия
жилищно-коммунального хозяйства к государственному учреждению
"Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Бикинском районе Хабаровского края", прокурору г. Бикина о
признании незаконными постановления от 06.04.2004 о возбуждении
дела об административном правонарушении и постановления по делу об
административном правонарушении от 14.04.2004,
при участии:
от заявителя: Моргунов С.И. - юрисконсульт, Тульцева Л.М. -
мастер очистных сооружений,
от административного органа: Бобровник Е.Б. - исполняющий
обязанности главного врача,
от прокуратуры г. Бикина: не явились (извещен надлежащим
образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ).
Предмет спора:
Бикинское муниципальное многоотраслевое производственное
предприятие жилищно-коммунального хозяйства обратилось в
Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании
незаконными постановления прокурора г. Бикина от 06.04.2004 о
возбуждении дела об административном правонарушении и
постановления главного врача государственного учреждения "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Бикинском
районе Хабаровского края" от 14.04.2004 о назначении
административного наказания по статье 6.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в
размере 20000 руб.
Суд
установил:
06.04.2004 прокурором г. Бикина на основании обращения главного
врача СЭС по Бикинскому району и материалов проверки о нарушении
предприятием БММПП ЖКХ санитарно-эпидемиологических требований
питьевого водоснабжения, вынесено постановление о возбуждении дела
об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5
КоАП РФ.
Из постановления от 06.04.2004 следует, что предприятием не
выполнены требования СанПиНа 2.1.4.1074-01 в соответствии с
которыми, лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения,
обязано разработать рабочую программу производственного контроля
качества воды. Отсутствие рабочей программы не позволяет
обеспечить рабочий контроль качества питьевой воды, потребляемой
населением из систем центрального водоснабжения, которые
эксплуатируются предприятием. Отсутствие контроля качества
питьевой воды по всем показателям, установленным СанПиНом, ставит
под угрозу здоровье водопользователей.
14.04.2004 главным врачом государственного учреждения "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Бикинском
районе Хабаровского края" вынесено постановление о назначении
предприятию за совершение административного правонарушения,
предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ административного наказания в
виде штрафа в размере 20000 руб.
Из постановления от 14.04.2004 следует, что Бикинским ММПП ЖКХ
допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к
питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, выразившиеся в
нарушении СанПиН 2.1.4.1074-01, а именно: предприятие не
разработало производственную программу контроля качества воды,
эксплуатируемой системы водоснабжения в соответствии с
требованиями СанПиН (раздел 2, пункт 2.4); не определялась
безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении по
микробиологическим показателям (раздел 3, пункт 3.3) по состоянию
на 18.03.2004.
Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях о
признании незаконными указанных постановлений настаивал и привел
доводы, изложенные в заявлении. При этом он пояснил, что у
предприятия имеется рабочая программа, разработанная в 2000 г.
Представитель административного органа с требованиями заявителя
не согласилась и привела доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Прокуратура г. Бикина явку своего представителя в судебное
заседание не обеспечила, отзыв на заявление не представила.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд
считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от
30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
обеспечивается посредством, в частности, выполнения санитарно-
противоэпидемических (профилактических) мероприятий и
обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как
составной части осуществления ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона индивидуальные
предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой
ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного
законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-
эпидемиологических заключений осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать
и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические)
мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека
выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона предусмотрено, что
питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и
радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна
иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные
предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию
централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных,
автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем
питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны
обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем
санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном
санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2004 N
554 нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-
эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-
эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила
и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). Согласно
пункту 3 Положения государственные санитарно-эпидемиологические
правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические
требования, в частности, к питьевой воде и питьевому водоснабжению
населения.
В соответствии с пунктом 2.4 Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода и
водоснабжение населенных мест, введенных в действие с 01.01.2002
Постановлением Главного государственного врача Российской
Федерации от 26.09.2001 N 24 (зарегистрированы в Минюсте РФ
31.10.2001 N 3011) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию
системы водоснабжения, разрабатывают рабочую программу
производственного контроля качества воды.
Согласно пункту 3.3 Санитарных правил, безопасность питьевой
воды в эпидемиологическом отношении определяется ее соответствием
нормативам по микробиологическим и паразитическим показателям,
представленным в таблице N 1 указанного пункта.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой
воде и питьевому водоснабжению населения в соответствии со статьей
6.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях является административным правонарушением и влечет
наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от
двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Судом установлено, что заявителем была разработана и
согласована в 2000 г. программа по внедрению и применению
санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96.
Вместе с тем данной программой не учтены требования,
предъявляемые к качеству питьевой воды, установленные Санитарными
правилами, введенными в действие с 01.01.2002, а именно, в
перечень контролируемых показателей качества воды не включены
органолептические, радиологические, обобщенные показатели качества
воды, их гигиенические нормативы и методики определения.
В программе отсутствует план пунктов отбора проб воды в местах
водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть
водопровода и в пунктах водозабора наружной и внутренней сети
водопровода. Не предусмотрено проведение ежемесячного анализа
результатов контроля качества воды и не определен порядок передачи
информации по результатам контроля администрации системы
водоснабжения, центру эпидемиологического надзора и органу
местного самоуправления. Количество контролируемых проб воды,
периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний),
перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды для
производственного контроля качества питьевой воды, также не
включены в рабочую программу.
Судом также установлено, что в первом квартале 2004 г.
Бикинским МПП ЖКХ в нарушение пункта 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01
исследования в области безопасности питьевой воды в
эпидемиологическом отношении по микробиологическим показателям не
производились.
Факт административного правонарушения подтверждается
исследованными в судебном заседании материалами проверки.
В силу статьи 23.13 КоАП РФ органы государственной санитарно-
эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела
об административных правонарушениях, в частности, предусмотренных
статьями 6.3 - 6.7 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных
правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей
статьи вправе, в том числе, главные государственные санитарные
врачи городов и районов.
В соответствии с пунктом 15 Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
24.07.2000 N 554 при осуществлении государственного санитарно-
эпидемиологического надзора Министерство здравоохранения
Российской Федерации, структурные подразделения федеральных
органов исполнительной власти и иных государственных органов,
входящие в службу, и центры государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий, в
частности, применяют меры административного воздействия при
выявлении санитарных правонарушений.
Наказание административным органом в виде штрафа в размере
20000 руб. вынесено по нижнему пределу санкции статьи 6.5 КоАП РФ,
с учетом требований статей 4.1 - 4.3 Кодекса.
Сроки привлечения предприятия к административной
ответственности административным органом соблюдены.
С учетом установленных по делу обстоятельств, постановление о
возбуждении дела об административном правонарушении и
постановление о назначении административного наказания вынесены в
соответствии с законом.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований Бикинскому муниципальному
многоотраслевому производственному предприятию жилищно-
коммунального хозяйства отказать.
На решение может быть подана в десятидневный срок апелляционная
жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского
края.
Судья
А.В.Кулешов
|