АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2004 г. по делу N А73-3884АП/2004-20
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Кулешова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Атамас М.С.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению открытого
акционерного общества "Амурское пароходство" к Тихоокеанской
специализированной морской инспекции Министерства природных
ресурсов Российской Федерации о признании незаконным и отмене
постановления по делу об административном правонарушении от
05.04.2004 N 20/95-04,
при участии:
от заявителя: Гончар И.В. - юрисконсульт,
от административного органа: Пильгун М.В. - начальник отдела.
Предмет спора:
Открытое акционерное общество "Амурское пароходство" обратилось
в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании
незаконным и отмене постановления Тихоокеанской специализированной
морской инспекции Министерства природных ресурсов Российской
Федерации от 05.04.2004 N 20/95-04 о назначении административного
наказания по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000
руб.
Суд
установил:
26.03.2004 государственным инспектором Хасанского отдела
Тихоокеанской специализированной морской инспекции Обуховым Ю.В. в
отношении открытого акционерного общества "Амурское пароходство"
составлен протокол об административном правонарушении N 20/95-04,
согласно которому 08.03.2004 при проверке теплохода "Морской-14",
стоящего у грузового причала морского порта в б. Троица в п.
Зарубино Приморского края и принадлежащего ОАО "Амурское
пароходство", установлено, что отливной клапан за борт сточных
фекальных вод был опломбирован в положении "открыто", судовые
туалеты открыты и использовались по назначению. Сброс неочищенных,
необеззараженных сточных фекальных вод производился в б. Троица,
что приводило к загрязнению водного объекта.
Постановлением Тихоокеанской специализированной морской
инспекции от 05.04.2004 N 20/95-04 на открытое акционерное
общество "Амурское пароходство" наложен штраф в размере 20000 руб.
за совершение административного правонарушения, ответственность за
которое установлена частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях о
признании незаконным и отмене постановления о наложении
административного штрафа за нарушение природоохранного
законодательства настаивал и привел доводы, изложенные в заявлении
и дополнении к заявлению.
Представитель административного органа с требованиями заявителя
не согласилась, привела доводы, изложенные в отзыве на заявление,
и пояснила, что общество привлечено к административной
ответственности на законных основаниях.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд
считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от
10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и
физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений,
сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные
технологии и требования в области охраны окружающей среды,
восстановления природной среды, рационального использования и
воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона запрещается
сброс отходов производства и потребления, в том числе
радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты,
на водосборные площади, в недра и на почву.
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия
воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в соответствии с
частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ является административным
правонарушением и влечет наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров
оплаты труда.
Факт нарушения ОАО "Амурское пароходство" природоохранного
законодательства Российской Федерации зафиксирован
административным органом в соответствии с требованиями Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях и нашел
свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Заявитель в заявлении и в судебном заседании не отрицал факты,
которые зафиксированы в протоколе об административном
правонарушении от 26.03.2004 N 20/95-04. Вместе с тем, заявитель
считает, что в соответствии со статьей 23.23 КоАП РФ дела об
административных правонарушениях, ответственность за которые
предусмотрена статьей 8.14 КоАП РФ, рассматривают органы
государственного контроля за использованием и охраной водных
объектов, тогда как Тихоокеанская специализированная морская
инспекция осуществляет государственный экологический контроль.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов
Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, МПР России осуществляет
возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через
свои территориальные органы. К основным задачам МПР России
относится координация деятельности других федеральных органов
исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства,
использования и охраны природных ресурсов. Кроме того, МПР России
в установленном порядке создает, ликвидирует свои территориальные
органы, утверждает положения и уставы о них и т.д.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Тихоокеанской
специализированной морской инспекции Министерства природных
ресурсов Российской Федерации, утвержденного Министерством
природных ресурсов Российской Федерации 24.11.2000, Тихоокеанская
специализированная морская инспекция создана в целях выполнения
возложенных на нее Министерством природных ресурсов РФ задач и
функций по осуществлению государственного контроля в области
природопользования и охраны окружающей среды во внутренних морских
водах, территориальном море, континентальном шельфе и
исключительной экономической зоне Российской Федерации, береговой
линии в границах территории Приморского края, примыкающей к морю,
морских портов и земельных участков прибрежных полос, занятых
объектами хозяйственной и иной деятельности, являющихся
водопользователями или оказывающих влияние на состояние морской
среды.
Согласно пункту 7 Положения в соответствии с основными задачами
Тихоокеанская спецморинспекция осуществляет в пределах компетенции
государственный контроль в области природопользования и охраны
окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном
море, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне
Российской Федерации и береговой линии в границах территории
Приморского края, примыкающей к морю, морских портов и земельных
участков прибрежных полос, занятых объектами хозяйственной и иной
деятельности, являющихся водопользователями или оказывающих
влияние на состояние морской среды. Кроме того, осуществляет
государственный экологический контроль и охрану морской среды, ее
живых и неживых ресурсов в указанных выше территориальных
пределах.
Таким образом, Министерство природных ресурсов Российской
Федерации наделило Тихоокеанскую специализированную морскую
инспекцию полномочиями по осуществлению двух видов контроля.
Данные выводы подтверждаются также исследованными в судебном
заседании документами: Положением о государственной службе
контроля в сфере природопользования и экологической безопасности
Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10.06.2002 N 354,
Соглашением о взаимодействии от 15.01.2003.
Согласно подпункту 3 пункта 8 Положения о Тихоокеанской
специализированной морской инспекции должностные лица
спецморинспекции, являющиеся по должности одновременно
государственными инспекторами по охране природы, рассматривают в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
дела об административных правонарушениях в области
природопользования и охраны окружающей среды.
Суд отклоняет как несостоятельные ссылки заявителя на приказы
Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.02.2001
N 118 и от 04.04.2001 N 283.
Согласно пункту 3 Перечня должностных лиц структурных
подразделений центрального аппарата МПР России, его
территориальных органов и учреждений, находящихся в ведении МПР
России, уполномоченных составлять протоколы об административных
правонарушениях, утвержденного Приказом Министерства природных
ресурсов Российской Федерации от 25.04.2003 N 357, составлять
протоколы вправе начальники специализированных морских инспекций
МПР России, их заместители, начальники отделов, их заместители,
государственные инспектора и инспектора специализированных морских
инспекций МПР России.
В соответствии со статьей 23.23 КоАП РФ органы, осуществляющие
государственный контроль за использованием и охраной водных
объектов, рассматривают, в частности, дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 8.14 КоАП РФ.
Административным органом наказание вынесено в виде штрафа в
размере 20000 руб., т.е. по максимальному пределу, установленному
санкцией части 1 статьи 8.14 КоАП РФ. При этом согласно пояснениям
представителя административного органа в судебном заседании
наказание вынесено с учетом того, что административное
правонарушение было совершено в бухте Троица, являющейся местом
активного отдыха.
Судом не установлено обстоятельств, смягчающих либо отягчающих
ответственность общества.
Общество привлечено к административной ответственности в
установленные законом сроки.
С учетом установленных по делу обстоятельств, постановление
административным органом вынесено в соответствии с законом, и
требования общества не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене
постановления Тихоокеанской специализированной морской инспекции
от 05.04.2004 N 20/95-04 о назначении административного наказания
по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000
руб. открытому акционерному обществу "Амурское пароходство"
отказать.
На решение может быть подана в десятидневный срок апелляционная
жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского
края.
Судья
А.В.Кулешов
|