МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2004 г. N 845
"О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МЭРА ГОРОДА
ОТ 20.09.2002 N 1083 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ Г. ХАБАРОВСКА"
И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
НА 2005 - 2010 ГОДЫ"
Заслушав и обсудив доклад начальника управления здравоохранения
администрации города Хабаровска Шапиро И.А. о ходе выполнения
постановления мэра города от 20.09.2002 N 1083 "О мерах по
совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи населению г.
Хабаровска", коллегия при мэре города отметила следующее.
За истекший период все запланированные постановлением
мероприятия выполнены: проведено отделение поликлиник N 3 и N 11
от стационаров, проведен эксперимент по подушевому финансированию;
в практику внедрены новые технологии (эпилептологический,
сурдологический кабинеты, гемостазиологическая и ПЦР лаборатории,
филиалы центра иммунопрофилактики и т.д.); практически в полном
объеме реализованы запланированные мероприятия по улучшению
материально-технической базы.
Продолжают развиваться стационар замещающие технологии.
Количество мест в дневных стационарах при амбулаторно-
поликлинических учреждениях только за последний год увеличилось на
7,5% и составило 329. Повысилась интенсивность деятельности
стационаров на дому, в которых ежегодно лечится свыше 20 тысяч
больных.
Увеличивается объем работы школ для больных с управляемыми
заболеваниями, который в 2003 г. вышел на уровень 9876 обученных
пациентов, что превышает уровень предыдущего года в 2,4 раза.
Эксперимент по подушевому финансированию привел к положительным
результатам в организации деятельности участвующих поликлиник:
увеличились объем и качество профилактической работы, появилась
возможность дополнительного финансирования по заработной плате за
качественное выполнение профилактических мероприятий;
приостановилась текучесть кадров участковой службы; прекратился
необоснованный рост посещений.
В 2002 - 2003 г. кардинально улучшена материально-техническая
база по 14 амбулаторно-поликлиническим учреждениям. В текущем году
завершается капитальный ремонт еще 5 зданий (отделение
амбулаторной хирургии поликлиники N 1, детская поликлиника N 2,
поликлиника N 8, клинико-диагностическое отделение детской
больницы N 9, родильный дом N 4), переедет в новое здание
поликлиника N 6.
Улучшилось оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений
медицинским оборудованием. Сдвинулась с мертвой точки проблема
переоснащения рентгеноборудованием: заменены 6 устаревших
флюорографов на современные, в том числе цифровые; в поликлинике N
3 установлен новый цифровой рентгенаппарат; в текущем году
запланировано приобретение 2 рентгендиагностических комплексов и
цифрового флюорографа. Таким образом, парк рентгеновской техники
обновлен на 20% от потребности.
Вместе с тем остается ряд проблем, требующих дальнейшего
решения.
Из всех поликлиник города только две (N 3 и детская N 1)
приближаются к нормативу обеспеченности площадями на 1 посещение.
Наибольший дефицит площадей, превышающий 50%, имеется в детских
поликлиниках N 3, 24, 17, 2, 9 и взрослых поликлиниках N 16, 15.
На капитальный ремонт объектов здравоохранения за истекший
период ежегодно направлялись 40 - 50 млн. рублей, однако по
оценкам специалистов отдела технического надзора департамента
архитектуры, строительства и землепользования стоимость ремонтных
работ, которые должны быть выполнены в неотложном порядке,
составляет 210 млн. рублей, без учета потребности в реконструкции
(поликлиники N 15, 16, 10, специализированная подстанция СМП).
До 40% оборудования, используемого в поликлиниках, имеет 100%
износ, но тем не менее продолжает эксплуатироваться. Стоимость
замены такого оборудования по отрасли в целом составляет 180,0
млн. рублей. Для полного укомплектования учреждений в соответствии
с нормативными требованиями необходимы еще 150,0 млн. рублей.
В сети лечебных учреждений сохраняются диспропорции, не
соответствующие нормативам потребления медицинской помощи. Эти
диспропорции особенно выражены в структуре родовспоможения и
выражаются в неоправданном расширении объемов стационарной помощи
беременным женщинам и сдерживании стационарозамещающих технологий.
Имеет место избыточное развитие специализированной помощи на
амбулаторном этапе. При этом участковый врач фактически выполняет
функции диспетчера и не несет ответственности за состояние
здоровья прикрепленного населения. Частота направлений больных на
консультации к узким специалистам достигла 40 - 50% (оптимальный
уровень 10 - 12%). Снижаются объемы профилактической работы,
выполняемой участковой службой, что в сочетании с отсутствием
заинтересованности самого пациента в сохранении здоровья, низкой
мотивацией населения на выполнение профилактических рекомендаций
негативно сказывается на показателях здоровья населения.
Сохраняется отток медицинских кадров, прежде всего из
амбулаторно-поликлинического звена. Укомплектованность участковой
службы продолжает снижаться и на начало 2004 года составила 74,3%.
Несовершенство системы расчета потребности в медицинской помощи
и планирования ее ресурсного обеспечения привело к тому, что
потребность населения города Хабаровска в медицинской помощи
превышает объемы, предусмотренные программой государственных
гарантий. Доступность медицинской помощи снижается, существует
очередь на целый ряд медицинских услуг.
Действующая система контроля за качеством медицинской помощи не
позволяет добиться кардинального улучшения результатов лечения,
особенно больных с хроническими заболеваниями. Удовлетворенность
населения медицинской помощью не улучшается.
Не удалось полностью преодолеть неблагоприятную тенденцию в
состоянии здоровья детей, о чем свидетельствуют рост младенческой
смертности (15% в 2003 году), увеличение детской заболеваемости и
инвалидности. Продолжается рост заболеваемости, инвалидности и
смертности взрослого населения по ряду заболеваний, отсутствует
положительная динамика средней продолжительности жизни.
Многообразие перечисленных проблем требует комплексного подхода
и разработки концепции развития муниципального здравоохранения,
предусматривающей стратегические подходы к их решению.
В целях продолжения эффективной работы по развитию первичной
медико-санитарной помощи в системе муниципального здравоохранения
и обеспечения доступной гарантированной медицинской помощи, исходя
из рекомендаций коллегии, постановляю:
1. Постановление мэра города от 20.09.2002 N 1083 "О мерах по
совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи населению
города Хабаровска" считать исполненным и признать его утратившим
силу.
2. Управлению здравоохранения администрации города Хабаровска
(Шапиро И.А.):
2.1. В срок до 1 сентября 2004 года доработать "Концепцию
развития муниципального здравоохранения на 2005 - 2010 г." в
соответствии с полномочиями в области здравоохранения,
возлагаемыми на муниципальное образование Федеральным законом от
16.09.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", и представить ее на
утверждение.
2.2. В срок до 1 октября 2004 разработать и представить на
утверждение программы развития отрасли здравоохранения до 2010
года в соответствии с основными положениями концепции и городскую
программу "Кадры здравоохранения г. Хабаровска".
2.3. В срок до 1 сентября 2004 года внести предложение в
министерство здравоохранения Хабаровского края о внедрении с 2005
года подушевого финансирования во всех поликлиниках города
Хабаровска, обслуживающих взрослое население.
2.4. В срок до 1 декабря 2004 года провести реорганизацию
акушерско-гинекологической службы города путем отсоединения
женских консультаций от родильных домов и стационаров и
присоединения их к территориальным поликлиникам города.
2.5. В течение 2004 года совместно с краевым фондом ОМС
провести организационные мероприятия по подготовке к проведению с
2005 года эксперимента подушевого финансирования в детских
поликлиниках и женских консультациях.
2.6. Предусматривать с 2005 года целевое финансирование на
выполнение отраслевых программ в пределах утвержденного бюджета
отрасли здравоохранения.
2.7. Предусмотреть в бюджете 2005 года объемы капитальных
вложений на капитальный ремонт и обеспечение медицинских
учреждений оборудованием не ниже уровня 2004 года.
2.8. Дополнительные доходы, получаемые за счет увеличения
поступлений от предпринимательской деятельности, направлять на
содержание учреждений муниципального здравоохранения и в фонд
материального стимулирования.
2.9. В срок до 20 декабря совместно с департаментом
архитектуры, строительства и землепользования организовать
проведение семинаров для главных врачей по вопросам нормативных
требований к строительству и техническому содержанию объектов
здравоохранения.
3. Финансовому департаменту администрации города Хабаровска
(Соколов В.Е.) осуществить финансирование отраслевых программ в
пределах бюджета отрасли здравоохранения.
4. Департаменту муниципальной собственности города Хабаровска
(Лебеда В.Ф.) в срок до 1 октября 2004 года рассмотреть возможные
варианты выделения дополнительных зданий и помещений для
амбулаторно-поликлинических учреждений города Хабаровска и
подготовить предложения по передаче их в оперативное управление.
5. Управлению здравоохранения администрации города Хабаровска
(Шапиро И.А.), департаменту архитектуры, строительства и
землепользования (Новицкий В.А.), управлению экономического
развития администрации г. Хабаровска (Анисимов А.С.) в срок до 1
августа 2004 года подготовить план реконструкции учреждений
здравоохранения на 2005 - 2007 г.г.
6. Управлению компьютерно-информационного обеспечения
администрации г. Хабаровска (Сабитова Л.Г.), управлению
здравоохранения администрации г. Хабаровска (Шапиро И.А.) в срок
до 1 декабря 2004 года провести анализ имеющегося программного
обеспечения деятельности отрасли здравоохранения и подготовить
предложения по информатизации отрасли и автоматизации системы
управления.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на
заместителя мэра города Шевченко С.И.
Мэр города
А.Н.Соколов
|