АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2004 г. по делу N А73-3880/2004-18
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи О.В.Горбачевой,
при ведении протокола помощником судьи Зверевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства
природных ресурсов РФ к Правительству Хабаровского края, Главному
управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России
по Хабаровскому краю, ФГУ "ТФИ по Центральному округу", Артели
старателей "Восток" в форме производственного кооператива, ООО
Горно-геологическое предприятие "Марекан", ООО "Пласт-ДВР", ОАО
старателей "Дальневосточные ресурсы", ЗАО "Артель старателей
"Амур" о признании недействительными и не влекущими правовых
последствий с момента выдачи лицензий, обязании принять правовые
акты и исключить из государственного реестра.
В заседании приняли участие:
от заявителя - Калачев С.Г.,
от ответчиков - Правительства Хабаровского края - Чаплыгин
А.А.,
от Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по Хабаровскому краю - Матюшина Л.К.,
от ФГУ "ТФИ по Центральному федеральному округу" - не явился,
от ЗАО Артель старателей "Амур" - Белова Л.Н., Сокол П.Я.,
от АО "Дальневосточные ресурсы" - Горохов В.С., Панюшин В.А.,
от ТОО "Марекан" - Мальцева Л.П.,
от ООО "Пласт-ДВР" - Ступников В.С.,
от Артели старателей "Восток" - Кузнецова О.Н.
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2004 г.
Изготовление полного текста решения откладывалось на срок до 5
дней в соответствии со ст. 176 АПК РФ.
Сущность спора:
Министерство природных ресурсов РФ обратилось в суд с
требованием о признании недействительными и не влекущими правовых
последствий с момента выдачи лицензий
ХАБ 00221 БР АО "Дальневосточные ресурсы";
ХАБ 00224 БР АО "Дальневосточные ресурсы";
ХАБ 00233 БР АО "Дальневосточные ресурсы";
ХАБ 00234 БР АО "Дальневосточные ресурсы";
ХАБ 00235 БР АО "Дальневосточные ресурсы";
ХАБ 00277 БР АО "Дальневосточные ресурсы";
ХАБ 00649 БЭ Артель старателей "Восток";
ХАБ 00648 БЭ Артель старателей "Восток";
ХАБ 00612 БР ТОО "Марекан";
ХАБ 00610 БЭ ТОО "Марекан";
ХАБ 00214 БР ЗАО Артель старателей "Амур";
ХАБ 00656 БР ЗАО Артель старателей "Амур";
ХАБ 00657 БР ЗАО Артель старателей "Амур";
ХАБ 00872 БР ООО "Пласт-ДВР";
обязании Правительства Хабаровского края, Главного управления
природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России
по Хабаровскому краю принять правовые акты о признании выданных
лицензий недействительными;
обязании ФГУ "ТФИ по Центральному федеральному округу"
исключить из реестра выданные лицензии.
В судебном заседании представитель заявителя требования
поддержал. В порядке ст. 49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении
предмета спора и просит признать, что сделка по предоставлению
участков недр в пользование по лицензиям заключена с нарушением
установленного Законом "О недрах" порядка, что определяет эту
сделку как ничтожную, обязать администрацию Хабаровского края и
ГУПР и ООС по Хабаровскому краю аннулировать указанные лицензии, а
также обязании ФГУ "ТФИ по Центральному федеральному округу"
исключить указанные лицензии из государственного реестра.
Заслушав мнение сторон, суд отказал в удовлетворении
заявленного ходатайства в связи с отсутствием у представителя
заявителя полномочий на изменение предмета иска.
Представитель ответчика - Правительства Хабаровского края в
судебном заседании требования по иску не признал по основаниям,
изложенным в отзыве. Заявил о пропуске заявителем срока исковой
давности.
Представитель ответчика - ГУПР, заявленные требования признала
по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчиков: Артель старателей "Восток" в форме
производственного кооператива, ООО Горно-геологическое предприятие
"Марекан", ООО "Пласт-ДВР", ОАО старателей "Дальневосточные
ресурсы", ЗАО "Артель старателей "Амур" заявленные требования не
признали по основаниям, изложенным в отзывах.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы
дела, суд установил следующие обстоятельства.
17 января 1994 года Распоряжением Правительства РФ N 48-р было
определено согласиться с предложением Госкомимущества России и
трудовых коллективов, в том числе Нижне-Амурского, Аяно-Майского,
Охотского горно-геологических предприятий, о приватизации с
преобразованием в акционерные общества открытого типа. В качестве
условия приватизации было определено предусмотреть при эмиссии
акций акционерных обществ выпуск "Золотой акции", закрепляемой в
федеральной собственности сроком на 3 года. Проведение
приватизации было возложено на Госкомимущество России.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ 18
марта 1994 года было издано Распоряжение Госкомимущества России N
554-р, согласно которого Комитету по управлению государственного
имущества Хабаровского края было необходимо привести проекты
учредительных документов акционерных обществ в соответствие с
типовыми документами и утвердить их в соответствии с действующим
законодательством.
В связи с прекращением с 01.01.1994 бюджетного финансирования
геологоразведочных работ согласно решениям трудовых коллективов в
декабре 1993 года Дальневосточный комитет по геологии и
использованию недр обратился с письмом к председателю Краевого
комитета по управлению госимуществом о рассмотрении вопроса о
ликвидации Нижне-Амурского, Охотского, Аяно-Майского ГГП.
1 февраля 1994 г. Комитет по управлению государственным
имуществом Хабаровского края в связи с сокращением
государственного финансирования геолого-разведочных работ,
учитывая заявления трудовых коллективов и Дальгеолкома, издал
приказ N 33 "О ликвидации государственного предприятия", согласно
которого Аяно-Майское государственное горно-геологическое
предприятие было ликвидировано. 1 февраля 1994 года между
Комитетом по управлению госимуществом Хабаровского края, Аяно-
Майским ГГГП, АОЗТ "Артель старателей "Амур", Дальневосточным
комитетом по геологии и исследованию недр заключен договор,
согласно п. 3 которого Дальневосточный комитет по геологии и
исследованию недр гарантирует переоформление имеющихся у ГГГП
лицензий на АОЗТ "Артель старателей "Амур".
Права Аяно-Майского ГГГП на пользование недрами (18 объектов -
поиск, разведка, добыча) подтверждены протоколом совместного
совещания администрации Хабаровского края и Дальгеолкома от 28
января 1993 года в соответствии с требованиями ст. 19 Положения о
порядке лицензирования пользования недрами от 15.07.1992 (л.д. 29
т. 2).
На основании прямых переговоров и условий заключенного 1
февраля 1994 года договора АОЗТ "Артель старателей "Амур" 21
апреля 1994 года была выдана и зарегистрирована лицензия ХАБ 00214
БР на изучение и добычу рудного золота в пределах Улаханского
месторождения; 5 марта 1996 года выданы и зарегистрированы
лицензии ХАБ 00656 БР на изучение и добычу россыпной платины в
долине ручья Уоргалан, ХАБ 00657 БР на изучение и добычу
россыпного золота в бассейне ручья Правый.
В связи с обращением Аяно-Майского ГГГП и наличием возможности
у Артели старателей "Восток" профинансировать геологическое
изучение и разведку месторождений золота протоколом совместного
совещания администрации Хабаровского края и Дальгеолкома от 19
июля 1993 года о разрешении Аяно-Майскому ГГГП уступить свои права
на поиск и разведку месторождения в долинах р.р. Одола и Хайунда
посредством прямых переговоров; 1 марта 1994 года принято решение
о разрешении Аяно-Майскому ГГГП уступить свои права на
геологическое изучение и разведку россыпного золота в бассейне р.
Етара посредством прямых переговоров.
10 апреля 1995 года на заседании научно-технического совета
Дальгеолкома были рассмотрены результаты разведочных работ по
вышеуказанным участкам, проведенным артелью старателей "Восток" за
счет собственных средств.
Согласно вышеуказанным протоколам 18 января 1996 года Артели
старателей "Восток" без проведения конкурса и аукциона были выданы
лицензии ХАБ 00649 БЭ на добычу россыпного золота на месторождении
ручья Кривой, притока реки Етара, ХАБ 00648 БЭ на добычу
россыпного золота на месторождении ручья Чохчо, притока реки
Хайунда. С 1 января 2004 года действие лицензии ХАБ 00648 БЭ
прекращено в связи с окончанием срока действия.
Аяно-Майское государственное горно-геологическое предприятие
после окончания ликвидационных мероприятий 2 июня 1995 года было
снято с учета в налоговом органе в связи с ликвидацией по решению
учредителей.
8 февраля 1994 года приказом N 48 "О ликвидации
государственного предприятия" Комитет по управлению
государственным имуществом Хабаровского края указал на ликвидацию
Нижне-Амурского ГГГП. 8 февраля 1994 года между Комитетом по
управлению госимуществом Хабаровского края, Нижне-Амурским ГГГП,
АОЗТ "Дальневосточные ресурсы", Дальневосточным комитетом по
геологии и исследованию недр заключен договор, согласно п. 3
которого Дальневосточный комитет по геологии и исследованию недр
гарантирует переоформление имеющихся у ГГГП лицензий на АОЗТ
"Дальневосточные ресурсы".
Права Нижне-Амурского ГГГП на пользование недрами (4 узла -
геологическое изучение, разведка) подтверждены протоколом
совместного совещания администрации Хабаровского края и
Дальгеолкома от 16 марта 1993 года, от 1 июня 1993 г., от 18
ноября 1993 г. в соответствии с требованиями ст. 19 Положения о
порядке лицензирования пользования недрами от 15.07.1992, итога
конкурса (л.д. 161 - 163 т. 1).
В связи с обращением Нижне-Амурского ГГГП и наличием
возможности у АО "Дальневосточные ресурсы" профинансировать
геологическое изучение и добычу месторождений золота протоколом
совместного совещания администрации Хабаровского края и
Дальгеолкома от 8 июня 1994 года о разрешении Нижне-Амурскому ГГГП
уступить свои права на геологическое изучение и добычу полезных
ископаемых посредством прямых переговоров; 1 марта 1994 года
принято решение о разрешении Нижне-Амурскому ГГГП уступить свои
права на пользование недрами АО "Дальневосточные ресурсы"
посредством прямых переговоров.
На основании прямых переговоров и условий заключенного 8
февраля 1994 года договора АО "Дальневосточные ресурсы" 6 июля
1994 года были выданы и зарегистрированы лицензии ХАБ 00221 БР на
изучение и добычу россыпного золота в бассейне ручья Соболиный;
ХАБ 00224 БР на геологическое изучение и добычу рудного золота на
участке Албадинский; ХАБ 00233 БР на геологическое изучение и
добычу россыпного золота в бассейне ручья Докдо; ХАБ 00234 БР на
геологическое изучение и добычу россыпного золота в бассейне ручья
Амбагда; ХАБ 00235 БР на геологическое изучение и добычу
россыпного золота в бассейне ручья Пашицин. Лицензия ХАБ 00277 БР
на изучение и добычу россыпного золота в бассейне ручья Рогачен
выдана АО "Дальневосточные ресурсы" и зарегистрирована 22 марта
1995 года.
6 февраля 2004 г. действие лицензий ХАБ 00234 БР, ХАБ 00233 БР,
ХАБ 00277 БР прекращено в связи с окончанием срока действия.
Кроме того, в порядке прямых переговоров в порядке передачи
прав Нижне-Амурского ГГГП АО "Дальневосточные ресурсы" была
оформлена лицензия ХАБ 00222 БР на геологическое изучение и добычу
россыпного золота в Комсомольском районе. 17 марта 1997 года ОАО
старателей "Дальневосточные ресурсы" было учреждено ООО "Пласт-
ДВР". Для продолжения деятельности на предоставленном участке на
основании решения администрации Хабаровского края и Дальгеолкома о
переуступке прав 10 апреля 1997 года ООО "Пласт-ДВР" выдана и
зарегистрирована лицензия ХАБ 00872 БР на право геологического
изучения и добычи россыпного золота в долинах ручьев Большие Пони
и Тудур.
Доказательства исключения Нижне-Амурского ГГГП из реестра в
связи с ликвидацией сторонами не предоставлено.
25 августа 1992 года Охотским ГГГП и работниками предприятия
было учреждено ТОО "Марекан".
Право на добычу россыпного золота на месторождении Джанку и
Левый Толмот принадлежало Охотскому ГГГП на основании результатов
конкурсов от 27.05.1994 и 20.01.1995.
Протоколами совместного совещания администрации края и
Дальгеолкома от 22 февраля 1995 г. и от 14 марта 1995 г. принято
решение о разрешении Охотскому ГГГП переуступить права на
геологическое изучение и разведку россыпного золота в долинах
ручьев Дар, Джанку, Левый Толмот. Приказом Комитета по управлению
госимуществом Хабаровского края N 244 от 04.08.1995 "О
реорганизации Охотского ГГГП" принято решение о реорганизации
Охотского ГГГП путем присоединения к ТОО "Марекан". Фактически
реорганизация не окончена и Охотское ГГГП не исключено из реестра
юридических лиц.
На основании указанных документов 28 февраля 1996 года ТОО
"Марекан" выдана и зарегистрирована лицензия ХАБ 00610 БЭ на
добычу россыпного золота на месторождении Джанку, а 24 февраля
1997 года выдана и зарегистрирована лицензия ХАБ 00612 БР на
геологическое изучение и добычу россыпного золота в долине ручья
Левый Толмот. Лицензия ХАБ 00612 БР с 1 января 2004 года
прекращена в связи с окончанием срока действия.
Считая выдачу вышеуказанных лицензий незаконной, МПР РФ
обратился в суд с требованием о признании их недействительными.
Проанализировав установленные в судебном заседании
обстоятельства, суд считает, что требования заявителя
удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным
государственным разрешением в виде лицензии, включающей
установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные
приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и
определяющие основные условия пользования недрами. Неотъемлемой
частью лицензии являются и договоры между уполномоченными на то
органами государственной власти и владельцем лицензии об условиях
пользования недрами, о предоставлении геологической информации.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О недрах" лицензия удостоверяет
право владельца на проведение работ по геологическому изучению
недр (поиск, разработка), разработке месторождений полезных
ископаемых, а также на право пользования участком недр в
определенных границах в соответствии с указанной целью в течение
установленного срока при соблюдении оговоренных условий и
требований. Лицензия на право пользования недрами закрепляет
перечисленные в ней условия и форму договорных отношений
недропользования (ст. 12 Закона РФ).
Оспариваемые лицензии зарегистрированы уполномоченным органом 6
июля 1994 г., 21 апреля 1994 г., 22 марта 1995 г., 18 января 1996
г., 28 февраля 1996 г., 5 марта 1996 г., 24 февраля 1997 г., 10
апреля 1997 г.
Предоставление лицензий на пользование недрами (ст. 13 Закона
РФ в редакции от 03.03.1995) осуществляется путем проведения
конкурсов и аукционов, а также на иных основаниях, изложенных в
статье 10-1 Закона РФ "О недрах", в том числе на основании решения
Правительства Российской Федерации по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации для целей
захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких
горизонтах, обеспечивающих их локализацию; на основании решения
Правительства Российской Федерации по результатам конкурса или
аукциона для пользования недрами континентального шельфа
Российской Федерации; в порядке переоформления действующих
лицензий на основаниях, предусмотренных Законом; в порядке,
установленном органами представительной власти субъектов
Российской Федерации для пользования участками недр, содержащими
месторождения общераспространенных полезных ископаемых или
имеющими местное значение, а также участками недр местного
значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных
ископаемых; на основании решения федерального органа управления
государственным фондом недр или его территориального
подразделения, согласованного с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, для целей геологического изучения
недр.
Лицензия предоставляется совместно органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом
управления государственным фондом недр или его территориальным
подразделением.
Статьей 3 Закона РФ "О недрах" установлено, что Российская
Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию
отношений недропользования республикам в составе Российской
Федерации, краям, областям, автономным образованиям. Положение о
порядке лицензирования согласно ст. 16 Закона РФ "О недрах"
утверждается ВС РФ. Пунктом 1 Положения о порядке лицензирования
пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного
Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1, определено, что особенности
применения Положения при пользовании недрами с целью разведки и
добычи отдельных видов полезных ископаемых при необходимости
определяется Комитетом по геологии и использованию недр при
Правительстве РФ, на который Постановлением ВС РФ от 21.02.1992
возложены функции управления государственным фондом недр. Указом
Президента РФ N 250 от 7 марта 1992 г. Комитет по геологии и
минеральным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов
Российской Федерации был преобразован в Комитет по геологии и
использованию недр при Правительстве Российской Федерации.
Положение о Комитете РФ по геологии и использованию недр
утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.12.1992 N 1017.
Согласно п. 5 Положения в компетенцию комитета входит
осуществление в установленном порядке лицензирования пользования
недрами.
14 апреля 1993 г. Комитет РФ по геологии и использованию недр
Письмом N ВО-61/904 "О согласовании условий лицензий на освоение
месторождений некоторых видов минерального сырья" по согласованию
с Минэкономики России, Минприроды России, Росдрагмета,
Роскомметаллургии и Госгортехнадзора России делегировал право
территориальным подразделениям Роскомнедра совместно с органом
представительной власти республики в составе Российской Федерации,
края, области, автономного образования определять порядок, сроки и
условия вовлечения в эксплуатацию месторождений, в том числе
золота россыпного с запасами металла до 1 т; золота рудного с
запасами металла до 10 т. При этом в Письме указано, что для
месторождений, выходящих за рамки указанных в настоящем Письме
ограничений, сохраняется порядок лицензирования, изложенный в
Письме Роскомнедра N ВО-61/2296 от 10.09.1992 "О Положении о
порядке лицензирования пользования недрами".
Из материалов дела следует, что лицензия ХАБ 00214 БР выдана по
месторождению рудного золота Зона Южная с запасом металла 2083,9
кг, Залетное - с запасом металла 1586,8 кг, Аляска - с запасом
металла 566,4 кг.
Лицензия ХАБ 00657 БР по месторождению россыпного золота с
запасом металла 785,5 кг.
Лицензия ХАБ 00221 БР выдана по месторождению россыпного золота
с запасом металла по состоянию на 18.11.1993 - 56 кг.
Лицензия ХАБ 00233 БР на месторождение россыпного золота с
запасом металла по состоянию на 1995 г. - 55 кг.
Лицензия ХАБ 00235 БР на месторождение россыпного золота с
запасом металла - 246,9 кг.
Лицензия ХАБ 00277 БР на месторождение россыпного золота с
запасом металла - 96 кг.
Лицензия ХАБ 00224 БР на месторождение рудного золота с запасом
металла (балансовый запас на 1995 г.) - 55 кг.
Лицензия ХАБ 00648 БЭ на месторождение россыпного золота с
запасом металла - 219,4 кг.
Лицензия ХАБ 00649 БЭ на месторождение россыпного золота с
запасом металла - 154,7 кг. По состоянию на 1995 г.
Лицензия ХАБ 00610 БЭ на месторождение россыпного золота с
запасом металла - 302 кг.
Лицензия ХАБ 00612 БР на месторождение россыпного золота с
запасом металла менее 1 т.
Лицензия ХАБ 00872 БР (ХАБ 00222 БР) на месторождение
россыпного золота с запасом металла менее 1 тонны.
Таким образом, уполномоченный орган, а именно Комитет РФ по
геологии и использованию недр, предоставил право определять
порядок вовлечения в эксплуатацию месторождений, отличный от
порядка лицензирования по итогам конкурсов и аукционов.
Дальгеолком и администрация Хабаровского края при определении
порядка, сроков и условий вовлечения в эксплуатацию месторождений
россыпного и рудного золота с соответствующими запасами металла
руководствовались нормами Положения о порядке подтверждения ранее
предоставленных прав на пользование недрами, утвержденное решением
Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от
23.09.1992 N 185.
Лицензия ХАБ 00872 БР предоставлена ООО "Пласт-ДВР" без
проведения конкурса и аукциона и зарегистрирована 10 апреля 1997
года. Исходя из материалов дела ЗАО старателей "Дальневосточные
ресурсы" учредило ООО "Пласт-ДВР" с долей в уставном капитале 60%.
Предприятие было создано для осуществления деятельности на участке
в Комсомольском районе в связи с сильной его удаленностью для
продолжения геологического изучения и добычи россыпного золота.
Согласно ст. 17-1 право пользования недрами переходит к другому
субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) при
реорганизации предприятия - пользователя недр путем разделения
либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное
предприятие продолжает деятельность в соответствии с лицензией на
участке прежнего пользователя.
Таким образом, нарушений Закона РФ "О недрах" при
предоставлении лицензии не допущено.
Статьей 17 Закона РФ "О недрах" запрещаются или в установленном
порядке признаются неправомочными действия органов государственной
власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей
недр), направленные на замену конкурсов и аукционов прямыми
переговорами. Согласно п. 17.1 Положения о порядке лицензирования
пользования недрами сделки, связанные с предоставлением лицензий,
являются недействительными при условии нарушения антимонопольных
требований Закона РФ "О недрах", а также наличия других оснований,
предусмотренных действующим законодательством.
Право выдачи лицензий в порядке, отличном от проведения
конкурса или аукциона, предоставлено уполномоченным органом, а
порядок утвержден представительным органом субъекта РФ. При этом
указанные действия не направлены на замену конкурсов и аукционов
прямыми переговорами, а устанавливают иной порядок привлечения к
эксплуатации месторождений отдельных полезных ископаемых, что не
нарушает антимонопольных требований.
Однако в случае противоречия вышеуказанных действий ст. 17
Закона РФ "О недрах", действия в установленном, то есть судебном
порядке должны были быть признаны неправомочными -
недействительными. Однако МПР РФ не представлены доказательства
оспаривания действий органов государственной власти по
установлению порядка выдачи лицензий, отличного от проведения
конкурса или аукциона, как не соответствующих ст. 17 Закона РФ "О
недрах".
Таким образом, при выдаче оспариваемых лицензий антимонопольные
требования ответчиками нарушены не были. Гражданский кодекс РФ
устанавливает перечень оснований для признания сделки
недействительной. При этом МПР РФ не представлены доказательства
наличия оснований, предусмотренных нормами ГК РФ.
Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.
46 Конституции РФ. Статьей 4 АПК РФ установлено, что
заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за
защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных
интересов в установленном порядке. В установленных законом случаях
в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Заинтересованность лица в судебной защите при обращении в суд
будет в том случае, если оно считает, что его права или охраняемые
законом интересы неправомерно нарушены или оспариваются. Таким
образом, АПК РФ связывает право обращения в арбитражный суд с
наличием у лица субъективного материального права, подлежащего
защите.
Как следует из материалов дела, МПР РФ не обладает субъективным
материальным правом, подлежащим защите в судебном порядке.
Статьей 53 АПК РФ установлено, что правом на обращение в
арбитражный суд также обладают государственные органы, органы
местного самоуправления и иные органы. При этом для обращения в
арбитражный суд ст. 53 АПК РФ установлены два условия: 1. наличие
федерального закона, уполномочивающего соответствующий орган
обращаться в арбитражный суд; 2. существование публичного
интереса, требующего защиты.
Как следует из материалов дела, заявленные требования
направлены на защиту от "...дискриминации неопределенного круга
лиц, обладающих признаками, установленными статьей 9 Закона РФ "О
недрах" и претендующих на право пользования соответствующими
участками недр", однако федеральный закон, уполномочивающий
Министерство Природных ресурсов РФ обращаться в арбитражный суд в
защиту интересов лиц, претендующих на право пользования
соответствующими участками недр, отсутствует. Пунктом 7 Положения
о МПР РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25
сентября 2000 г. N 726, определено, что МПР РФ имеет право
направлять представления об аннулировании лицензий (разрешений),
выданных другими органами исполнительной власти, в случае
нарушения законодательства обращаться в арбитражный суд только с
исками о возмещении ущерба, причиненного недрам, водным объектам,
лесному фонду, окружающей природной среде, а также взыскании
неустоек.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявлены
ненадлежащим истцом.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок давности
устанавливает в 3 года. По искам о признании недействительными
сделок ст. 181 ГК РФ срок исковой давности установлен в 1 год.
Исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре. В
соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности
начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о
нарушении своего права.
Как следует из материалов дела, спорные лицензии
зарегистрированы в 1994 - феврале 1997 года Территориальным
геологическим фондом в соответствии с требованиями Закона РФ "О
недрах", Положения о порядке лицензирования пользования недрами,
утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992.
МПР РФ обратился в арбитражный суд 26 февраля 2004 г. При таких
обстоятельствах суд считает, что МПР РФ пропущен срок исковой
давности.
Территориальный геологический фонд является территориальным
органом федерального органа исполнительной власти. Согласно ст. 3
Закона РФ "О недрах" в компетенцию органов государственной власти
РФ в сфере регулирования отношений недропользования входит
создание и ведение единой системы федерального и территориального
фондов геологической информации о недрах. Приказом Комитета РФ по
геологии и использованию недр от 9 марта 1994 г. N 44 "О создании
автоматизированной системы учета, анализа и обработки данных
лицензий на право пользование недрами" утверждена форма
лицензионного паспорта и руководство по его составлению, которые в
срок до 01.06.1994 в заполненном виде по выданным лицензиям
территориальными органами подлежали передаче в Росгеолфонд на
магнитных носителях или в печатном виде на бланке по установленной
форме при отсутствии компьютерной техники.
Положением о государственном контроле за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998
года N 132, установлено, что государственный геологический
контроль, составной частью которого является контроль за
соблюдением требований закона при предоставлении лицензий,
осуществляется непосредственно МПР РФ.
Кроме того, предприятия - недропользователи на основании
Порядка предоставления государственной отчетности, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 215, ежегодно
предоставляли государственную отчетность по каждому месторождению
полезных ископаемых в фонд геологической информации.
Исходя из изложенного следует, что органы федеральной
исполнительной власти (МПР РФ, Государственный комитет РФ по
охране окружающей среды, Комитет по геологии и использованию недр
при Правительстве РФ) знали о факте выдачи лицензий без проведения
конкурса и аукциона.
Довод представителя заявителя о том, что факт выдачи лицензий в
нарушение Закона РФ "О недрах" стал известен только после
проведения комплексной проверки, не соответствует обстоятельствам
дела и действующему законодательству.
При этом требования МПР РФ об обязании исключить из
государственного реестра лицензии предъявлены к ненадлежащему
ответчику.
Как следует из материалов ФГУ "Территориальный фонд информации
по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по
Центральному федеральному округу" создано как ФГУ "Федеральный
фонд геологической информации" Приказом МПР РФ от 24.05.2002 N 95.
Согласно п. 3.1 Устава учреждение осуществляет свою деятельность
на территории Центрального округа, г. Москвы, Московской области.
Предметами деятельности учреждения являются формирование, ведение
территориального банка информации по лицензированию
природопользования, участие в ведении учета и хранении
соответствующих лицензий, а также предоставление информации и
данных в ФГУ "РФИ МПР России". При этом указанные виды
деятельности на территории Хабаровского края выполняет Федеральное
государственное учреждение "Территориальный фонд информации по
природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по
Дальневосточному федеральному округу", Устав которого утвержден
Приказом МПР РФ от 21.04.2003 N 332. Поскольку ФГУ "ТФИ по
Центральному федеральному округу" не осуществляет деятельность на
территории Дальневосточного федерального округа, требование об
исключении лицензий из государственного реестра не может быть
предъявлено данному ответчику. Кроме того, регистрация
оспариваемых лицензий осуществлена территориальным органом
геологического фонда, а не федеральным, в связи с чем
вышеуказанный ответчик не включал лицензии в Реестр
государственной регистрации.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины
относятся на заявителя. На основании ст. 5 Закона РФ "О
государственной пошлине" госпошлину не взыскивать.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований Министерства природных ресурсов
Российской Федерации отказать. Решение может быть обжаловано в
установленном законом порядке.
Судья
О.В.Горбачева
|