АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 19 июля 2004 г. по делу N АИ-1/719/04-8
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего Б.И.Сутурина,
судей В.Ф.Карасева, Т.Д.Песковой,
при ведении протокола судебного заседания пом. судьи Яцышиной
Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гретченко В.А.,
от Министерства финансов РФ: Шапрынская Ю.Е.,
от Финансового департамента администрации г. Хабаровска:
Малашкин Д.Н.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов РФ на решение от 05.05.2004 по делу N А73-
11388/2003-51 Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей
Е.А.Букиной, по иску МУП г. Хабаровск "Служба заказчика по жилищно-
коммунальным услугам" к Министерству финансов РФ, министерству
финансов Хабаровского края о взыскании 18499322 руб. 07 коп.,
установил:
Истец обратился к ответчикам в Арбитражный суд Хабаровского
края с иском о взыскании 18499322 руб. 07 коп., составляющих сумму
недополученных доходов от предоставления в 2002 году льгот
гражданам, попадающим под действие Федерального закона "О
ветеранах".
Решением суда от 05.05.2004 исковые требования были
удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице
Министерства финансов РФ, которое обратилось с апелляционной
жалобой, в которой просит решение отменить, в иске к Министерству
финансов отказать, указывая в обоснование на определенную
законодательством обязанность субъектов Федерации по
финансированию расходов по предоставлению вышеуказанных льгот, на
возможность последующего возмещения субъектам расходов по
предоставлению льгот, фактическую обеспеченность в Федеральном
законе "О федеральном бюджете на 2002 год" источников
осуществления в 2002 году бюджетами субъектов Федерации
обязанности по реализации мероприятий, предусмотренных в ФЗ "О
ветеранах", указывает на необоснованность включения в расчет суммы
иска расходов по предоставлению льгот по оплате за лифты в сумме
1524059 руб. 36 коп., так как льгота по оплате данного вида услуг
законодательством не предусмотрена.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель жалобы
на ее доводах настаивает, просит отменить решение суда.
Представители истца и финансового департамента г. Хабаровска
считают решение законным и обоснованным ввиду недофинансирования
расходов на предоставление льгот из федерального бюджета.
Заслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав
доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционная
инстанция находит жалобу необоснованной, а решение - не подлежащим
отмене исходя из следующего.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на
предоставление указанных льгот гражданам, отнесенным к категории
ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и
ветеранов труда, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию
указанных льгот, предоставленных ветеранам, производятся за счет
бюджета субъекта Федерации.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы
государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84
Бюджетного кодекса РФ, относится к расходам, финансируемым
исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 130 БК РФ финансовые средства,
необходимые для осуществления государственных полномочий РФ, не
относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из
бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов
бюджета и учитываются раздельно по каждому виду расходов.
Из указанного следует, что средства компенсаций на
осуществление государственных полномочий, переданных субъекту
федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в
бюджет субъекта целевым назначением.
На основании вышеизложенного апелляционной инстанцией
отклоняется довод заявителя жалобы о том, что Федеральный закон "О
федеральном бюджете на 2002 год" обеспечивал соответствующую
передачу финансовых ресурсов на региональный уровень путем
фактического перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями
бюджетной системы Российской Федерации путем закрепления за
субъектом дополнительных финансовых поступлений на реализацию ФЗ
"О ветеранах" от налога на доходы физических лиц.
Поскольку указанный Федеральный закон устанавливает
обязательства государства, для его реализации необходимо, чтобы
соответствующие компенсации бюджету субъекта Федерации ежегодно
санкционировались в федеральном законе о федеральном бюджете на
соответствующий год.
Статьей 38 Бюджетного кодекса установлен принцип адресности
бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств
с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных
бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в
бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением
бюджетного законодательства РФ. На целевой характер межбюджетных
расчетов при реализации ФЗ "О ветеранах" указано в п. 2 Закона,
что правильно отмечено судом первой инстанции при вынесении
обжалуемого решения.
Доводы о необоснованности включения в исковую сумму льгот по
оплате за лифт также отклоняются судом, так как согласно Правилам
и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным
Приказом Государственного комитета РФ по жилищной и строительной
политике от 26.12.1997 N 17-139, п. 1.2 постановлению Губернатора
Хабаровского края от 23.08.2002 N 395 оплата жилья - это оплата за
содержание и текущий ремонт жилищного фонда, оплата за капитальный
ремонт жилищного фонда, плата за наем жилья (для нанимателей).
Исходя из содержания п. 8 ст. 14, п. 5 ст. 15, п. 5 ст. 16,
п.п. 2 п. 2 ст. 18, п.п. 9 п. 1 ст. 21, п.п. 6 п. 2 ст. 22 ФЗ "О
ветеранах" предоставляются льготы по оплате жилья, а не четко
оговоренного перечня. Данный факт подтверждает также п.п. а п. 2
ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах".
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О
совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и
мерах по социальной защите населения" утверждена структура
платежей граждан, которая включает плату за содержание и текущий
ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за
наем жилья (для нанимателей жилья).
Согласно Письму Госстроя РФ от 18 июля 2003 г. N ЛЧ-4360/13 "О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации по вопросам совершенствования системы оплаты жилья и
коммунальных услуг" в различных законодательных актах имеет место
различное отнесение услуг, предоставляемых гражданам, проживающим
в жилищном фонде, как к "коммунальным", так и к "жилищным".
В связи с этим, поскольку новая редакция абзаца 5 пункта 3
Постановления Правительства от 02.08.1999 N 887 "О
совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и
мерах по социальной защите населения" не раскрывает перечень
коммунальных услуг, следует пользоваться Общероссийским
классификатором услуг населению.
Поскольку в Общероссийском классификаторе услуг населению
услуга по пользованию лифтом не отнесена к разряду коммунальных,
она является жилищной. Поэтому истцом льготы по оплате за лифты
предоставлялись правомерно, сумма, заявленная в апелляционной
жалобе, не подлежит исключению из суммы исковых требований.
Решение в данной части не подлежит изменению.
С учетом вышеизложенного, оценив в совокупности установленные
при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив
изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что
судом первой инстанции правильно применены нормы материального
права, правильно истолкованы нормативно-правовые акты,
регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем обжалуемое
решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2004 по
делу N А73-11388/2003-51 оставить без изменения, а апелляционную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд
кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий:
Б.И.Сутурин
Судьи:
В.Ф.Карасев
Т.Д.Пескова
|