АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2004 г. по делу N А73-3212/2004-25,
N А73-3213/2004-25
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.,
при ведении протокола заседания председательствующим,
рассмотрел в заседании суда дело по иску муниципального
учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 15" к
администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту
администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского
края, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов
Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по
Хабаровскому краю о взыскании 18043 руб., взыскании 203558 руб.
В заседании приняли участие:
от истца: главный врач Маркова Л.М.,
от ответчика: Колотыгина З.А., Федоров А.В., Малашкин Д.Л.
Сущность спора:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Стоматологическая
поликлиника N 15" обратилось в суд с двумя исками к администрации
г. Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г.
Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству
Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации,
Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю,
Министерству труда и социального развития Российской Федерации о
взыскании убытков 18043 руб. по делу N А73-3212/2004-25, взыскании
убытков 203558 руб. по делу N А73-3213/2004-25. В обоснование
указывает, что предъявленная сумма 18043 руб. является убытками в
виде выпадающих доходов от предоставления в период 2001 - 2003
льгот по оплате протезирования реабилитированным, сумма 203558
руб. составляет убытки от предоставления в этот же период льгот по
оплате протезирования инвалидам.
Определением суда от 08.06.2004 исковые заявления МУЗ
"Стоматологическая поликлиника N 15" о взыскании убытков
объединены в одно производство на основании ст. 130 АПК РФ.
В судебном заседании истец уточнил размер требований, просил
взыскать убытки по льготам реабилитированным 18043 руб., убытки по
льготам инвалидам 197497 руб. Пояснил, что убытки сложились от
предоставления в 2001 - 2003 льгот по изготовлению и ремонту
зубных протезов гражданам на основании федеральных законов "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О
реабилитации жертв политических репрессий".
Представитель администрации г. Хабаровска, Финансового
департамента администрации г. Хабаровска иск не признал в связи с
отсутствием финансирования указанных расходов из вышестоящего
бюджета.
Представитель Министерства финансов РФ, Управления федерального
казначейства по краю иск не признал и пояснил, что возмещение
расходов на льготное зубопротезирование носит компенсационный
характер, поэтому материально-правовые отношения возникают между
истцом и субъектом Российской Федерации либо с муниципальным
образованием.
Представитель Минфина края, Правительства края иск не признал в
связи с отсутствием вины. Указывает, что в утвержденной отчетности
(2-р) на основании Приказа Министерства финансов РФ N 69н от
22.07.2002 отсутствует подлежащие возмещению из федерального
бюджета расходы субъекта на изготовление и ремонт протезов. Органы
федерального казначейства по краю не возмещали данные расходы
Хабаровского края.
В заседании 13.07.2004 объявлялся перерыв до 16.07.2004.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил
следующие обстоятельства.
В период 2001 - 2003 истец осуществлял ортопедическую
деятельность по льготному изготовлению и ремонту зубных протезов
гражданам, проживающим в г. Хабаровске, с учетом льгот,
предусмотренных федеральным и краевым законодательством для
инвалидов и репрессированных.
Категории и количество граждан, пользующихся льготами, общая
стоимость выполненных работ за указанный период подтверждается
списками льготников, подтвержденных органами социальной защиты
населения города, актами сверок, нарядами на изготовление и ремонт
протезов, расчетами, и составила по реабилитированным 18043 руб.,
по инвалидам 197497 руб.
На основании ст. 85 Бюджетного кодекса РФ финансирование
мероприятий социальной защиты населения осуществляется совместно
за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и
бюджетов муниципальных образований.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации социальная защита находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты
субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Право на льготное изготовление зубных протезов
реабилитированным и инвалидам предусмотрено федеральными законами
"О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 16, 17 ФЗ "О реабилитации жертв
политических репрессий" репрессированным гражданам предоставляются
льготы по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в
порядке, утвержденном Правительством РФ.
Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот
реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от
политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства
РФ N 419 от 03.05.1994, расходы, связанные с предоставлением
льгот, производятся за счет бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов с последующим их возмещением из
федерального бюджета.
В соответствии со ст. 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" в редакции, действующей в период оказания
услуг, инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-
ортопедических изделий и других видов протезных изделий за счет
средств федерального бюджета в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов РФ" предусмотрено, что если обязательства по социальной
защите населения установлены федеральными законами, то исполнение
этих федеральных обязательств есть реализация полномочий
Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование
реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального
бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ N 862 от
30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в
Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" и N 584 от 15.08.2001 "О
Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года"
установлено, что на субъект федерации может быть возложена
ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего
дополнительные расходы для регионального бюджета, только в
пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких
расходов.
На основании изложенного вытекает обязанность органов
федеральной власти предусматривать соответствующие расходы при
формировании бюджета и осуществлять финансирование расходов на
установленные льготы путем своевременного и полного перечисления
соответствующих ассигнований и передачи доходов нижестоящим
бюджетам в соответствии со ст. 52, пунктом 3 ст. 60, пунктом 4 ст.
130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." (ст. 55)
в составе субвенций, выделяемых из фонда компенсаций на реализацию
ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" субъектам
федерации, запланированы денежные средства в сумме 1259800000 руб.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г." (ст. 54) субвенции на
реализацию закона о репрессированных для субъектов установлены в
размере 179840000 руб.
Из представленных в дело реестров на возмещение затрат по
реализации закона о репрессированных следует, что в 2002 г.
Хабаровскому краю из федерального бюджета перечислено 25035600
руб., в 2003 эта сумма составила 37932600 руб.
Вместе с тем, Минфин России не доказал, что перечисленные
средства предназначались для оплаты льгот по протезированию
реабилитированных. Напротив, в соответствии с отчетами о
финансировании расходов, связанных с реализацией ФЗ "О
реабилитации жертв политических репрессий" формы - 2р по КФД за
2001, 2002, 2003 гг., следует, что произведенные Хабаровским краем
расходы на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов из
федерального бюджета не возмещались.
Кроме того, из ответа Управления федерального казначейства по
Хабаровскому краю следует, что федеральным бюджетом льготы по
изготовлению и ремонту зубных протезов реабилитированным гражданам
вообще не подлежат возмещению.
Органы исполнительной власти края обращались в Правительство
Российской Федерации и Министерство финансов РФ за решением
указанного вопроса (обращения заместителя Председателя
Правительства края от 16.12.2002, Губернатора края от 11.04.2003),
однако средства не перечислены.
Не представлены Министерством финансов РФ также доказательства
передачи бюджету Хабаровского края средств на реализацию льгот по
изготовлению и ремонту зубных протезов инвалидам. Доводы ответчика
о том, что указанные средства предусматривались к передаче
Министерству труда и социального развития Российской Федерации в
составе ведомственной структуры расходов и были фактически
переданы, документально не подтверждены.
С учетом изложенного, обязанность по возмещению убытков истцу
на сумму подтвержденных первичными документами льгот
реабилитированным 18043 руб. и инвалидам 197497 руб. следует
возложить на казну Российской Федерации в соответствии со ст.ст.
16, 1069 ГК РФ, т.к. последнее не обеспечило в необходимом объеме
передачу расходов на компенсацию затрат по льготам.
В иске к остальным ответчикам следует отказать, т.к., они могут
нести ответственность только в пределах переданной им федеральным
бюджетом компенсации.
Госпошлина по делу подлежит возложению на стороны
пропорционально удовлетворенным требованиям с учетом освобождения
ответчиков от ее уплаты на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет
казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения
здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 15" убытки 215540
руб., в иске к остальным ответчикам отказать.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения
"Стоматологическая поликлиника N 15" госпошлину в доход
федерального бюджета в размере 164 руб. 98 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Хабаровского края в месячный срок со дня
принятия.
Судья
И.В.Иноземцев
|