УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 26 июля 2004 г. N 01/2-1427
В соответствии с договором о сотрудничестве и обмене
информацией направляем для размещения в ИПС
"КонсультантПлюс:ХабаровскийВыпуск" решение N 6 и предписание N 6
комиссии ДВТУ МАП России от 22 апреля 2004 г. о нарушении
антимонопольного законодательства открытым акционерным обществом
"Дальневосточная компания электросвязи".
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
Руководитель управления
В.А.Бодров
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2004 г. N 6
Комиссия Дальневосточного территориального управления МАП
России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Бодров В.А - руководитель территориального
управления;
Члены Комиссии - Фокина Т.А. - и.о. начальника отдела
Антимонопольного контроля;
- Андрианова Г.Г. - ведущий специалист отдела
антимонопольного контроля,
рассмотрев дело N 2-1/11 о нарушении ОАО "Дальневосточная
компания электросвязи" (ул. Светланская, 57, г. Владивосток,
690950) в лице Хабаровского филиала открытого акционерного
общества "Дальневосточная компания электросвязи" (ул. Муравьева-
Амурского, 44, г. Хабаровск, 680000) пункта 1 статьи 5 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Дальневосточное территориальное управление МАП России
поступили заявления открытого акционерного общества энергетики и
электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети и
отдела промышленности и связи администрации г. Хабаровска на
действия Хабаровского филиала ОАО "Дальневосточная компания
электросвязи" (далее по тексту - Хабаровский филиал ОАО
"Дальсвязь"), выразившиеся в необоснованном требовании передачи
финансовых средств путем установления тарифов за дополнительные
услуги по прейскуранту "Тарифы на услуги электросвязи и прочие
услуги, оказываемые населению и организациям ОАО "Дальсвязь",
утвержденному приказом от 19.09.2003 N 179, (п. 11.6; 11.8; 11.9;
11.9.1.; 11.9.2; 11.10 "Выдача технических условий, согласование,
технический надзор").
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания
электросвязь" на территории Хабаровского края, расположенное по
адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 44,
является субъектом естественной монополии в сфере услуг
общедоступной электрической связи (телефон, телеграф, проводное
радиовещание) и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих
на рынке определенного товара долю более 65%, по услугам
общедоступной электрической связи (телефон, телеграф, проводное
радиовещание) с долей 100% в границах Хабаровского края (приказ
ДВТУ МАП России от 07.02.2003 N 16-П).
Хабаровский филиал ОАО "Дальсвязь" согласно лицензии N 941 от
17.06.1994 имеет статус "признанной эксплуатационной организации -
оператор местной и внутризоновой сети электросвязи общего
пользования РФ на территории Хабаровского края".
Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 в целях
обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и
воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений
связи, повреждение которых нарушает нормальную работу
взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб
интересам граждан, производственной деятельности субъектов,
обороноспособности и безопасности Российской Федерации, утверждены
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации
обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими
лицами, независимо от их местонахождения, ведомственной
принадлежности и форм собственности.
В заседании Комиссии ДВТУ МАП России по рассмотрению дел о
нарушениях антимонопольного законодательства 31 марта 2004 года
было принято решение об отложении рассмотрения дела N 2-1/11
(определение от 31.03.2004 N 8) для внесения ясности в вопросы об
отнесении деятельности Хабаровского филиала ОАО "Дальсвязь" по
согласованию ордеров на проведение земляных работ и согласование
проектов и рабочей документации на ремонт подземных сооружений,
имеющих важное общегородское значение, к основному виду
деятельности, а также о включении расходов по проведению
согласования ордеров на проведение земляных работ и согласования
проектов и рабочей документации на ремонт подземных сооружений в
зонах линий и сооружений связи в тарифы, регулируемые МАП России.
Комиссия обязала Хабаровский филиал ОАО "Дальсвязь" представить
необходимую информацию в срок до 13.04.2004.
В связи с невозможностью представления информации в указанный
срок Комиссией ДВТУ МАП России, по ходатайству Хабаровского
филиала ОАО "Дальсвязь" от 13.04.2004 N 6-05/38, рассмотрение
дела, назначенного на 15.04.2004, перенесено на 22.04.2004.
Определением от 14.04.2004 N 10 срок представления информации
установлен 20.04.2004.
Хабаровским филиалом ОАО "Дальсвязь" информация представлена в
заседание Комиссии 22.04.2004. В результате несоблюдения сроков
представления информации Комиссия ДВТУ МАП России не имела
возможности всесторонне изучить документы и сделать выводы по
представленной информации. Информация представлена не в полном
объеме.
Пунктом 3 вышеуказанных Правил охраны линий и сооружений связи
установлено, что предприятия, учреждения и организации, владельцы
ведомственных и иных сетей связи, входящих во взаимосвязанную сеть
связи Российской Федерации, разрабатывают порядок эксплуатации,
охраны, ремонта линий и сооружений связи на своих сетях.
Комиссией ДВТУ МАП России определением об отложении
рассмотрения дела N 2-1/11 от 31.03.2004 N 8 запрошен Порядок
эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи на сетях
Хабаровского филиала ОАО "Дальсвязь".
Хабаровским филиалом ОАО "Дальневосточная компания
электросвязи" данный порядок представлен не был, но даны пояснения
о том, что охрана линий и сооружения связи ведется в соответствии
с:
- пунктом 4.7 Правил технического обслуживания и ремонта линий
кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи по надзору за
сохранностью линейных сооружений и техникой безопасности;
- частью 3 Правил охраны линий и сооружений связи Российской
Федерации за особенностью производства работ в пределах охранных
зон линий связи и линий радиофикации;
- частью 4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской
Федерации в части соблюдения прав и обязанностей юридическими и
физическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность в охранных
зонах линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации;
- частью 5 Правил охраны линий и сооружений связи Российской
Федерации в части привлечения к ответственности за повреждение
линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации.
Частью 3 Правил охраны линий и сооружений связи Российской
Федерации, определяющей особенности производства работ в пределах
охранных линий связи и линий радиофикации, установлено, что для
производства всех видов работ, связанных со вскрытием грунта в
охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением
вспашки на глубину не более 0,3 метра), на принадлежащем
юридическому или физическому лицу земельном участке заказчиком
(застройщиком) должно быть получено письменное согласие от
предприятия, в ведении которого находятся эти линии связи или
линии радиофикации.
Письменное согласие должно быть получено также на строительные,
ремонтные и другие работы, которые выполняются в зонах без проекта
и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и
радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов дорог, провоз
под проводами грузов и т.д.) (пункт 18).
Пункт 19 Правил обязывает заказчика вызывать представителя
предприятия, в ведении которого находится эта линия, для
определения местонахождения кабеля связи, и глубины их залегания.
За несоблюдение Правил предусмотрены санкции в виде требования
прекращения работ с составлением соответствующего акта.
Таким образом, законодательством определена обязанность
предприятия связи согласовывать проведение тех или иных работ
вблизи линий связи с целью обеспечения бесперебойного
функционирования связи, предупреждения возможного повреждения
линий и сооружений связи.
На заседании Комиссии представители Хабаровского филиала ОАО
"Дальсвязь" заявили, что при более детальном изучении материалов
по взиманию платы за согласование ордеров на проведение земляных
работ появились новые обстоятельства, в результате которых
признана неправомерность взимания платы за согласование ордеров,
связанных с ремонтными и аварийными работами. Взимание платы за
согласование ордеров на проведение земляных работ при других видах
деятельности, связанных с вскрытием грунта, в частности, при
строительстве и реконструкции, считают правомерным.
Хабаровский филиал ОАО "Дальсвязь" в Экономическом обосновании
к утверждению и взиманию платы за согласование и надзор за
сторонними организациями при производстве земляных работ при
строительстве и реконструкции объектов указал на то, что:
- "В себестоимость предоставления местного телефонного
соединения направляются затраты основной деятельности отрасли.
Это, прежде всего, затраты, связанные с выполнением работ по
текущей эксплуатации средств местной телефонной связи, текущему и
капитальному ремонту и охране линий и сооружений телефонной связи.
Отражение затрат по видам работ при эксплуатации средств
местной телефонной связи производится в соответствии с Правилами
технической эксплуатации, ремонтом линий кабельных, воздушных и
смешанных местных сетей связи, утвержденных Минсвязи РФ
07.10.1996, а также Правилами охраны линий и сооружений связи РФ,
утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.1995.
Затраты по обслуживанию средств местной телефонной связи
сформированы в соответствии с Рекомендациями по распределению
затрат и определению себестоимости основных услуг общедоступной
электрической связи, утвержденным ФСМЕС России от 4 апреля 1997
года.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.10.2001 N 715
регулированию на государственном уровне подлежат основные услуги
телефонной связи: местное телефонное соединение и представление
доступа к телефонной сети связи. В перечень текущих работ по
надзору за сохранностью линейных сооружений, включаемых в затраты
основной деятельности общества, относятся следующие виды работ:
- организация и рассылка уведомлений юридическим и физическим
лицам, на территории которых проходят линейные сооружения связи, о
правилах ведения работ в зоне расположения линейных сооружений и
номерах телефонов, по которым принимаются телефонограммы о работах
в охранной зоне линии связи;
- выдача письменного разрешения на работы в охранных зонах
линии связи;
- присутствие представителя на месте производства работ в
охранных зонах линии связи;
- присутствие представителя на месте производства работ с целью
технического контроля за производством работ, определения мер по
обеспечению сохранности линейных сооружений, инструктаж
производителей работ".
Из представленных документов следует, что тарифы за указанные
виды работ уже включены в стоимость регулируемых услуг,
представляемых на утверждение в Министерство Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в
соответствии с Порядком рассмотрения и утверждения тарифов на
услуги общедоступной электрической связи, утвержденного Приказом
МАП России от 15.05.2000 N 358. В соответствии с указанным
Порядком заявитель при обращении в МАП России с предложениями об
изменении тарифов на услуги связи представляет экономическое
обоснование, учитывающее затраты как в целом по организации связи,
так и по каждой статье затрат с исчерпывающим обоснованием их
роста и потребности организаций связи в финансовых средствах,
обеспечивающих объем инвестиций, необходимых для развития связи.
Ссылка Хабаровским филиалом ОАО "Дальсвязь" на п.п. 17 и 20
Правил охраны линий и сооружений связи необоснованна, так как:
- пункт 17 Правил гласит, что при реконструкции (модернизации)
автомобильных и железнодорожных дорог и других сооружений
промышленного и непромышленного назначения настоящие Правила
распространяются и на ранее построенные сооружения связи и
радиофикации, попадающие в зону отчуждения этих объектов.
Переустройство и перенос сооружений связи и радиофикации,
связанные с новым строительством, расширением или реконструкцией
дорог и мостов, зданий, освоением новых земель, переустройством
систем мелиорации производятся заказчиком в соответствии с
государственными стандартами и техническими условиями,
установленными владельцами сетей и средств связи.
Выдача технических условий не является согласованием и надзором
за производством земляных работ.
- пункт 20 Правил устанавливает обязанность присутствия
представителя предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи
при проведении земляных работ. А также установление
предупредительных знаков, вешек, без которых проведение земляных
работ не допускается.
Вышеуказанные действия осуществляются в целях предупреждения
возможного повреждения линий и сооружений связи, сетедержателями
которых является Хабаровский филиал ОАО "Дальсвязь", и в
выполнении данных действий заинтересовано, прежде всего, само
общество. Правилами предусмотрена обязанность заказчика своими
силами и средствами устанавливать предупредительные знаки, вешки,
открывать шурфы.
В представленных в ДВТУ МАП России должностных инструкциях
электромеханика и электромонтера линейных сооружений и абонентских
устройств группы эксплуатационно-технического контроля
указывается, что основными задачами вышеуказанных работников
являются осуществление организационно-профилактических мероприятий
по предупреждению возможных повреждений, а также факторов,
создающих угрозу повреждения, существующих линий и сооружений
связи предприятиями и организациями при производстве земляных,
строительных, монтажных, реставрационных и других видов работ
вблизи существующих линий и сооружений связи (пункт 1.2.1).
Должностными инструкциями вменены в обязанность электромеханика
и электромонтера линейных сооружений связи группы эксплуатационно-
технического контроля следующие функции:
- осуществление надзора за сохранностью линий и сооружений
связи вблизи мест производства работ строительными организациями,
а также в местах производства ремонтных и других видов работ
сторонними предприятиями связи, (пункт 3.1),
- оформление документов (актов согласования, предписаний,
запрещений и т.д.) по обеспечению сохранности линий и сооружений
связи, предприятиям и организациям, производящим различные виды
работ в охранной зоне сооружений связи Хабаровской ГТС,
непосредственно в местах работ (на основании документов,
оформленных группой технического учета и руководства Хабаровской
ГТС) (пункт 3.4).
Таким образом, согласование земляных работ вблизи линий связи и
надзор за производством таких работ входит в должностные
обязанности работников Хабаровского филиала ОАО "Дальсвязь".
Также должностными инструкциями установлено, что режим работы
определяется исходя из действующих приказов, определяющих режим
работы сотрудников Хабаровской ГТС. При аварийных ситуациях
электромеханик и электромонтер группы эксплуатационно-технического
контроля может привлекаться в нерабочее время, при этом оплата
производится за фактически отработанное время, согласно
действующим нормам трудового законодательства РФ.
Учитывая вышеизложенное, установлено, что законодательные и
нормативные акты не предусматривают обязанности производить оплату
за согласование ордеров при производстве земляных работ и выезд
представителя предприятия связи. Правила не разграничивают
согласование ордеров на производство земляных работ, производимых
при аварийных или ремонтных работах, от строительных и других
видов работ, связанных с вскрытием грунта, производимых в зоне
линий и сооружений связи, так как при производстве любого из видов
вышеперечисленных работ могут быть повреждены линии связи и
радиофикации.
Таким образом, действия ОАО "Дальневосточная компания
электросвязи" в лице Хабаровского филиала квалифицируются как
нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части
необоснованного требования передачи финансовых средств путем
установления тарифов за дополнительные услуги по Прейскуранту
тарифов на услуги электрической связи и прочих услуг, оказываемых
населению и организациям Хабаровским филиалом ОАО "Дальсвязь" (п.
11.6; 11.8; 11.9; 11.9.1; 11.9.2 раздела "Выдача технических
условий, согласование, технический надзор (при строительстве)"), в
результате чего получен доход в размере 15360 руб. (по заявлениям
отдела промышленности и связи администрации города Хабаровска -
14880 руб.; ОАО "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети - 480
руб.), что является ущемлением интересов хозяйствующих субъектов.
При изучении представленных 22.04.2004 Хабаровским филиалом ОАО
"Дальсвязь" документов установлено отсутствие необходимости в
выделении в отдельное производство рассмотрение вопроса о
согласовании ордеров на проведение земляных работ при
строительстве, так как в Правилах полностью указан перечень работ,
при которых необходимо получить согласование на проведение
земляных работ вблизи линий связи и радиофикации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства,
РЕШИЛА:
Выдать открытому акционерному обществу "Дальневосточная
компания электросвязь" в лице Хабаровского филиала предписание об
устранении последствий нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", выразившегося в злоупотреблении доминирующим
положением в части необоснованного требования передачи финансовых
средств путем установления тарифов за дополнительные услуги по
Прейскуранту тарифов на услуги электрической связи и прочих услуг,
оказываемых населению и организациям Хабаровским филиалом ОАО
"Дальсвязь" (п. 11.6; 11.8; 11.9; 11.9.1; 11.9.2 раздела "Выдача
технических условий, согласование, технический надзор (при
строительстве)").
Председатель Комиссии
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Т.А.Фокина
Г.Г.Андрианова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
от 22 апреля 2004 г. N 6
Комиссия Дальневосточного территориального управления МАП
России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства:
Председатель Комиссии - Бодров В.А. - руководитель территориального
управления;
Члены Комиссии: - Фокина Т.А. - и.о. начальника отдела
антимонопольного контроля;
- Андрианова Г.Г. - ведущий специалист отдела
антимонопольного контроля,
на основании своего решения от 22 апреля 2004 года N 6 по делу
N 2-1/11 о нарушении открытым акционерным обществом
"Дальневосточная компания электросвязь" (690950, г. Владивосток,
ул. Светланская, 57) в лице Хабаровского филиала (680000, г.
Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 44) пункта 1 статьи 5 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Открытому акционерному обществу "Дальневосточная компания
электросвязь" в лице Хабаровского филиала в срок до 22 мая 2004
года устранить последствия нарушения пункта 1 статьи 5 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках", выразившегося в злоупотреблении доминирующим
положением в части необоснованного требования передачи финансовых
средств путем установления тарифов за дополнительные услуги по
Прейскуранту тарифов на услуги электрической связи и прочих услуг,
оказываемых населению и организациям Хабаровским филиалом ОАО
"Дальсвязь" (п. 11.6; 11.8; 11.9; 11.9.1; 11.9.2 раздела "Выдача
технических условий, согласование, технический надзор (при
строительстве)").
Перечислить в Федеральный бюджет незаконно полученный доход в
сумме 15360 рублей (по заявлениям отдела промышленности и связи
администрации города Хабаровска - 14880 руб.; ОАО
"Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети - 480 руб.).
О выполнении настоящего предписания сообщить до 22 мая 2004
года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок предписания
антимонопольного органа в соответствии с п. 2 ст. 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
юридические лица, должностные лица несут административную
ответственность.
Председатель Комиссии
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Т.А.Фокина
Г.Г.Андрианова
|