ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2004 г. N 1546
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ
"О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "О КРАЕВОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИХ В СЕЛЬСКИХ И ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2003 - 2007 ГОДЫ"
Законодательная Дума постановляет:
1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний на тему "О ходе
выполнения Закона Хабаровского края "О краевой целевой программе
"Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и
отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы" согласно
приложению.
2. Направить настоящее постановление Губернатору Хабаровского
края, главам муниципальных образований края, в Совет ректоров
высших учебных заведений края и Совет директоров средних
специальных учебных заведений края.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет по социально-экономическому развитию края.
Председатель Думы
Ю.И.Оноприенко
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 28 июля 2004 г. N 1546
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЦЕЛЕВАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИХ В СЕЛЬСКИХ И
ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2003 - 2007 ГОДЫ"
Участники слушаний отмечают, что основными исполнителями
программы проводится работа по выполнению Закона Хабаровского края
"О краевой целевой программе "Целевая подготовка специалистов и
закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края
на 2003 - 2007 годы". Определена перспективная потребность на
целевую подготовку специалистов для районов края. Разработаны
типовые формы договоров между студентом, администрацией района и
учебным заведением, а также между министерством и учебным
заведением. Высшими учебными заведениями выделены места для
целевого приема, на которые организованы отдельные конкурсы.
Заключены соглашения между министерствами края и муниципальными
образованиями о предоставлении отчетности по выполнению программы.
В Законодательную Думу ежеквартально представляется отчет о
финансовом исполнении ее мероприятий.
В 2003 году план по целевому набору выполнен.
В 2004 году обеспечена конкурсная основа поступления в высшие и
средние специальные учебные заведения. Количество абитуриентов
превышает количество выделенных целевых мест по отраслям:
"образование": в вузы - в 1,4 раза; "здравоохранение": в вуз -
в 2,1 раза; в ссузы - в 1,5 раза; "культура": в вуз - в 2 раза;
ссуз - в 1,2 раза; "социальная защита" - в 2,25 раза.
Министерством образования края создана отлаженная система
профориентационной работы и допрофессиональной подготовки.
Наибольшее количество учащихся, охваченных мероприятиями по
допрофессиональной подготовке, приходится на отрасль
"образование".
В министерстве здравоохранения края в целях организации
контроля за использованием средств краевого бюджета на подготовку
каждого специалиста разработана и внедряется компьютерная
программа.
К участию в реализации программы активно привлекаются школьники
из отдаленных сел и поселков края.
Вместе с тем, в организации выполнения программы имеются
определенные недостатки. Отдельные районы края несвоевременно
представляют заявки на целевой прием, слабо организуют
профориентационную работу и допрофессиональную подготовку. Имеют
место случаи отчисления студентов-целевиков по причине низкого
уровня знаний по отдельным дисциплинам, изучаемым в школе.
В 2003 году министерствами края не освоены средства,
предусмотренные на допрофессиональную подготовку специалистов, так
как в условиях эксперимента по проведению единого государственного
экзамена отпала необходимость в проведении вступительных экзаменов
выездными приемными комиссиями в сельских и отдаленных районах
края. В 2004 году запланированные на аналогичные мероприятия
средства в сумме 374,4 тыс. рублей также не будут израсходованы.
Отсутствие единого подхода к планированию расходов краевого
бюджета привело к завышению плановых показателей по
профессиональной подготовке специалистов и неосвоению
предусмотренных законом средств в сумме 1,7 млн. рублей на оплату
дополнительной стипендии и проживания в общежитии студентам-
целевикам из малообеспеченных семей.
Средства краевого бюджета на приобретение, строительство и
ремонт жилья в 2003 году использованы на 65%, в том числе по
отраслям: "культура" - на 100%, "образование" - на 98,8%,
"здравоохранение" - на 36,1%, "сельское хозяйство" - 0%.
18% специалистов выпуска 2003 года, обученных по целевому
набору по отраслям "образование", "здравоохранение" и "культура",
не прибыли к месту распределения вообще или выехали за истекший
период по уважительным причинам, установленным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года N 942
"О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним
профессиональным образованием".
На федеральном уровне отсутствует механизм возврата средств,
затраченных из федерального бюджета на обучение, специалистами, не
выполнившими условия контракта в части прибытия к работодателю.
Лишь в трех районах (Бикинском, Ванинском и Николаевском) в
местных бюджетах в 2004 году предусмотрены, дополнительно к
краевым, расходы на приобретение или ремонт жилья, в то время как
предоставление квартир молодым специалистам является одним из
главных стимулов закрепления кадров.
В большинстве муниципальных образований края меры по
закреплению молодых специалистов в сельских и отдаленных районах,
помимо предусмотренных законом, в 2003 - 2004 годах не
планировались и не осуществлялись.
Участники слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе Хабаровского края
направить обращение в Правительство Российской Федерации о
необходимости внесения изменений в Постановление от 19 сентября
1995 года N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с
высшим и средним профессиональным образованием" или его полной
отмены и принятия нового нормативного правового акта,
предусматривающего обязательное распределение студентов, обученных
по целевому набору, взыскание со специалистов, не прибывших к
месту работы, средств, затраченных из федерального бюджета на
обучение.
2. Правительству края:
2.1. Провести анализ мероприятий краевой целевой программы
исходя из положений проекта Федерального закона N 58338-4 "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", разграничивающего полномочия органов государственной
власти и местного самоуправления в части социальной поддержки
работников образования, здравоохранения, культуры, а также их
расходные обязательства.
2.2. Подготовить и внести в Думу в ноябре 2004 года проект
закона Хабаровского края "О внесении изменений в Закон
Хабаровского края "О краевой целевой программе "Целевая подготовка
специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах
Хабаровского края на 2003 - 2007 годы", учитывающий
правоприменительную практику и изменения федерального
законодательства.
2.3. Утвердить единый порядок финансирования расходов на
краткосрочные подготовительные курсы для абитуриентов, поступающих
по целевому набору.
2.4. Изучить и распространить опыт министерства образования
края по организации допрофессиональной подготовки кандидатов на
целевой прием в вузы и ссузы.
3. Совету ректоров высших учебных заведений края и Совету
директоров средних учебных заведений края:
3.1. Систематически рассматривать вопросы о ходе выполнения
краевого закона, вносить в Законодательную Думу и в Правительство
края предложения по повышению его эффективности.
3.2. Установить для всех учебных заведений края единый порядок
перевода лиц, поступающих по целевому набору, на другие
специальности только по согласованию с направляющей стороной.
4. Правительству и Совету ректоров высших учебных заведений
края:
4.1. Рассмотреть вопрос об организации для студентов-целевиков
курсов выравнивания знаний.
4.2. Активизировать работу высших педагогических учебных
заведений края по освоению студентами-целевиками дополнительной
смежной специальности.
5. Правительству и муниципальным образованиям края обеспечивать
качественный отбор школьников, допрофессиональную подготовку и
обучение которых планируется проводить в рамках целевого приема.
6. Муниципальным образованиям края:
6.1. В целях достижения конкурсного отбора обеспечивать
превышение направляемых для поступления по целевому набору
абитуриентов, по сравнению с количеством выделенных целевых мест,
не менее чем в 1,2 раза.
6.2. Предусматривать ежегодно в местных бюджетах средства на
приобретение жилья и социальную поддержку молодых специалистов.
Председатель Думы
Ю.И.Оноприенко
|