АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 06 сентября 2004 г. по делу N А73-8798АП/2004-20
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Кулешова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Атамас М.С.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению муниципального
унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-
коммунальным услугам" к государственному пожарному надзору г.
Хабаровска ГУ ГОЧС Хабаровского края о признании незаконными и
отмене постановлений от 05.08.2004 N 1006, N 1007, N 1008 о
назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП
РФ,
при участии:
от заявителя: Гретченко В.А. - юрисконсульт,
от административного органа: Бондарь А.В.
Предмет спора:
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба
заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в
Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене
постановлений главного государственного инспектора по пожарному
надзору г. Хабаровска от 05.08.2004 N 1006, N 1007, N 1008 о
назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в
виде штрафа в сумме 10000 руб. и прекращении производства по делам
об административных правонарушениях. Заявитель в судебном
заседании уточнил требования, потребовав признать незаконными и
отменить постановления о назначении административного наказания.
Судом уточнения приняты.
Суд
установил:
28.07.2004 в 10 часов 20 минут инспектором отдела надзорной
деятельности по г. Хабаровску лейтенантом внутренней службы
Бабиным А.А. в присутствии законного представителя - управляющей
домами Концевой Л.И. согласно распоряжению от 27.07.2004 N 498
проведена проверка противопожарного состояния жилого дома,
расположенного в г. Хабаровске по ул. Гагарина, 1 "д", по
результатам которой 29.07.2004 составлен протокол N 1008 об
административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении выявлены
нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской
Федерации (ППБ 01-03), а именно: в нарушение пункта 40 Правил
между 3 и 4 этажами 1 подъезда, между 3 и 4, 4 и 5 этажами 2
подъезда, между 4 и 5 этажами и на 5 этаже 3 подъезда, на 5 этаже
4 подъезда, между 2 и 3, 3 и 4 и на 5 этаже 6 подъезда установлены
ящики; в нарушение пункта 36 Правил деревянные конструкции крыши
не обработаны огнезащитным составом (отсутствует акт). В действиях
МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным
услугам" установлен состав административного правонарушения,
ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1
статьи 20.4 КоАП РФ.
28.07.2004 в 9 часов 40 минут инспектором отдела надзорной
деятельности по г. Хабаровску лейтенантом внутренней службы
Бабиным А.А. в присутствии законного представителя - управляющей
домами Концевой Л.И. согласно распоряжению от 12.07.2004 N 462
проведена проверка противопожарного состояния жилого дома,
расположенного в г. Хабаровске по ул. Воровского, 10 "а", по
результатам которой составлен протокол N 1006 об административном
правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении выявлены
нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской
Федерации (ППБ 01-03), а именно: в нарушение пункта 40 Правил на
3, 4, 6, 8, 10 этажах второго подъезда установлены ящики.
28.07.2004 в 11 часов 30 минут инспектором отдела надзорной
деятельности по г. Хабаровску лейтенантом внутренней службы
Бабиным А.А. в присутствии законного представителя - управляющей
домами Концевой Л.И. согласно распоряжению от 12.07.2004 N 461
проведена проверка противопожарного состояния жилого дома,
расположенного в г. Хабаровске по ул. Покуса, 22, по результатам
которой составлен протокол от 29.07.2004 N 1007 об
административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении выявлены
нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской
Федерации (ППБ 01-03), а именно: в нарушение пункта 36 Правил
деревянные конструкции крыши не обработаны огнезащитным составом
(отсутствует акт пропитки); в нарушение пункта 129 Правил
обслуживающий персонал не обеспечен средствами фильтрующего
действия для защиты органов дыхания и отсутствуют спасательные
устройства (комплекс спасательного снаряжения). В действиях МУП г.
Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
установлен состав административного правонарушения, за совершение
которого предусмотрена административная ответственность по части 1
статьи 20.4 КоАП РФ.
05.08.2004 главным государственным инспектором по пожарному
надзору г. Хабаровска вынесены постановления N 1007, N 1008, N
1006, в соответствии с которыми предприятию назначено
административное наказание по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде
штрафа соответственно в сумме 10000 руб. за совершение каждого из
административных правонарушений.
Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях
настаивал и привел доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к
заявлению.
Представитель административного органа с требованиями заявителя
не согласился и пояснил, что предприятие привлечено к
административной ответственности обоснованно.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав
материалы дела, суд считает, что требования не подлежат
удовлетворению по следующим основаниям.
Нарушение требований пожарной безопасности, установленных
стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев,
предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, является в
соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях административным
правонарушением и влечет предупреждение или наложение
административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот
минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994
N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предприятия, в частности,
обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также
выполнять предписания, постановления и иные законные требования
должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры
по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном
состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно пункту 36 Правил пожарной безопасности, утвержденных
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий от 18.06.2002 N 313, нарушение огнезащитных покрытий
(штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.д.)
строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных
материалов, металлических опор оборудования должны немедленно
устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с
требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани
по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае
потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться
(пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки
(пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Согласно пункту 40 Правил запрещается, в частности, устраивать
в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а
также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках
вещи, мебель и другие горючие материалы.
В соответствии с пунктом 129 Правил обслуживающий персонал
здания для проживания людей должен быть обеспечен индивидуальными
средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания,
которые должны храниться непосредственно на рабочем месте
обслуживающего персонала. Кроме этого, указанные здания высотой 5
и более этажей должны быть обеспечены индивидуальными
спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения
или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на
каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные
спасательные устройства должны храниться в доступном для каждого
человека на этаже месте.
Суд отклоняет, как несостоятельные, ссылки заявителя на
нарушение административным органом требований Федерального закона
от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона
мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений
(приказов) органов государственного контроля (надзора). В
распоряжении о проведении мероприятий указываются: номер и дата
распоряжения о проведении мероприятия по контролю, наименование
органа государственного контроля (надзора), фамилия, имя, отчество
и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по
контролю, наименование юридического лица, в отношении которого
проводится мероприятие по контролю и т.д. Согласно пункту 4 статьи
7 Федерального закона в отношении юридического лица или
индивидуального предпринимателя каждым органом государственного
контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть
проведено не более чем один раз в два года.
Как установлено судом, плановые проверки проведены на основании
распоряжений в ходе операции "Жилье-2004", и согласно пояснениям
представителя административного органа в судебном заседании
указанные дома не проверялись более двух лет. Каких-либо иных
сведений суду по данному вопросу не представлено. Судом не
установлены нарушения административным органом требований
Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ.
Суд отклоняет, как несостоятельные, ссылку на статью 723 ГК РФ,
часть 2 статьи 24.5 КоАП РФ и доводы заявителя о том, что
ответственность за совершение административных правонарушений
должно нести ООО "Дальпроекттехстрой", поскольку в соответствии с
пунктом 1.1 договора поручения N 3/4 обществу переданы права
наймодателя жилого фонда в части технического обслуживания.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба
заказчика по жилищно-коммунальным услугам" создано постановлением
мэра г. Хабаровска от 18.07.2003 N 929 и согласно Уставу выполняет
функции по всему комплексу работ, связанных с содержанием и
ремонтом муниципального жилищного и нежилого фонда.
Как установлено судом, жилые дома находятся в муниципальной
собственности г. Хабаровска и обслуживаются МУП г. Хабаровска
"Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам".
В связи с этим, привлечение предприятием к выполнению работ по
обслуживанию жилых домов ООО "Дальпроекттехстрой" по договору
поручения не может служить законным основанием устранения от
обязанностей по надлежащему содержанию жилого фонда, возложенных
на это предприятие органом муниципального образования, в том числе
по контролю за выполнением требований правил пожарной
безопасности.
Суд отклоняет, как несостоятельные, ссылки заявителя на то, что
административной ответственности за установку ящиков подлежат
физические лица, поскольку предприятие привлечено к
административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ не
за установку ящиков, а за их наличие на этажах вне квартир.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О
пожарной безопасности" нарушение требований пожарной безопасности
есть невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной
безопасности лицом, ответственным за их выполнение, а в данном
случае - МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-
коммунальным услугам", в отношении которого проводились проверки
по соблюдению требований правил пожарной безопасности.
Суд отклоняет, как несостоятельные, доводы заявителя о том, что
административным органом при привлечении предприятия к
административной ответственности нарушены требования части 2
статьи 4.4 КоАП РФ.
Административный орган обоснованно руководствовался при
назначении наказания частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, в соответствии с
которой при совершении лицом двух или более административных
правонарушений административное наказание назначается за каждое
совершенное административное правонарушение.
Наказание назначается в пределах только одной санкции лишь в
том случае, когда лицо совершило несколько административных
правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же
органом, должностным лицом (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ). Из смысла
данной нормы права следует, что указанный порядок назначения
наказания применяется, если лицо совершило несколько
административных правонарушений, квалифицируемых различными
нормами КоАП РФ, что не имело место в рассматриваемых
правоотношениях.
Как установлено судом, административным органом наказание за
совершение каждого из административных правонарушений назначено с
учетом требований статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ по нижнему пределу
санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд отклоняет, как несостоятельные, доводы заявителя об
отсутствии финансовых средств на содержание жилищно-коммунального
хозяйства, в частности, на противопожарные мероприятия.
В силу части 1 статьи 28.3 протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях, составляются должностными лицами
органов, уполномоченных рассматривать дела об административных
правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах
компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие
государственный пожарный надзор, рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32,
11.16, 20.4 Кодекса.
Факты нарушений административным органом зафиксированы
надлежащим образом, и предприятие привлечено к административной
ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ обоснованно.
С учетом установленных по делу обстоятельств, требования
заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований муниципальному унитарному
предприятию г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-
коммунальным услугам" отказать.
На решение может быть подана в десятидневный срок апелляционная
жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского
края.
Судья
А.В.Кулешов
|