Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 25.10.2004 N А73-7734/2004-51 ИСК О ВОЗМЕЩЕНИИ НЕПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ГРАЖДАНАМ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
                      Именем Российской Федерации
                                   
                                РЕШЕНИЕ
           от 25 октября 2004 г. по делу N А73-7734/2004-51
   
       Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
       судьи - Букиной Е.А.,
       при  ведении протокола секретарем судебного заседания  -  Бойко
   О.Ю.,
       при участии в судебном заседании:
       от истца - Котова Е.М., Старикова И.В.,
       от  ответчика  -  Министерства  финансов  Хабаровского  края  -
   Белоножко Т.Г.,
       от ответчика - Министерства финансов РФ - Хальчицкий А.С.,
       от   ответчика  -  Финансового  департамента  Администрации  г.
   Хабаровска - Трунова Е.А.,
       рассмотрев  в  открытом судебном заседании  дело  по  иску  ОАО
   "Хабаровскэнерго"   к  Министерству  финансов  Хабаровского   края,
   Министерству  финансов  РФ, Финансовому департаменту  Администрации
   г.  Хабаровска  о  возмещении убытков, причиненных  предоставлением
   льгот,
   
                              установил:
   
       Истец  обратился  в  суд  с  иском к  ответчикам  о  возмещении
   неполученных доходов за предоставленную льготную скидку  по  оплате
   коммунальных  услуг гражданам, имеющим на нее право в  соответствии
   с  ФЗ "О социальной защите инвалидов", проживающим в жилищном фонде
   истца. Период взыскания - 2001 г. - 22312 руб. 86 коп.; 2002  г.  -
   97233  руб.  84  коп.;  2004 г. - 21130 руб. Требования  мотивирует
   тем,  что  истцом  в указанный период была предоставлена  указанная
   льгота по оплате жилья и коммунальных услуг.
       За  2004  г.  затраты на предоставленную льготную  скидку  были
   частично   компенсированы,  за  2001   г.   -   2002   г.   затраты
   компенсированы не были.
       В  судебном заседании представитель истца отказалась от исковых
   требований   по   взысканию  убытков  за   2004   г.   по   причине
   произведенных  выплат  после подачи иска.  В  остальной  части  иск
   поддержала,    приведя   доводы   искового   заявления.    Уточнила
   наименования ответчиков.
       Представитель  Министерства  финансов  РФ  иск  не  признал  по
   основаниям,  указанным в отзыве, которые сводятся к  следующему.  В
   2001  и  2002  г.  из  бюджета РФ бюджету  Хабаровского  края  были
   выделены денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных  ФЗ
   "О  социальной  защите  инвалидов", по  расчетам  ответчика  данных
   средств   достаточно  для  финансирования  гарантированных  Законом
   льгот.
       Кроме   того,  граждане,  которым  были  предоставлены  льготы,
   проживают   в   частном   жилищном  фонде,   принадлежащем   истцу.
   Законодательством  РФ  установлена  обязанность  финансирования  из
   федерального    бюджета    льгот    инвалидам,    проживающим     в
   государственном жилищном фонде.
       Также  согласно  Конституции  РФ социальная  защита  -  предмет
   совместного ведения федерации и субъектов.
       Представитель Министерства финансов Хабаровского  края  иск  не
   признала.
       Суду  пояснила, что в 2001 - 2002 г. в федеральном бюджете были
   предусмотрены  денежные средства для реализации  ФЗ  "О  социальной
   защите  инвалидов",  они были переданы краю в полном  объеме  и,  в
   свою  очередь,  переданы  в  администрацию  города  для  расчета  с
   предприятиями, предоставляющими соответствующие льготы.
       Сумм,  заложенных в федеральный бюджет, было недостаточно.  При
   формировании   бюджета  минфин  края  указывал   на   необходимость
   выделения средств в гораздо большем объеме, но это не было  учтено.
   Суммы,  указанные  в федеральном бюджете, были  заложены  в  бюджет
   края.
       Представитель Финансового департамента Администрации города иск
   не  признала по основаниям, изложенным в отзыве. Суду пояснила, что
   все  денежные средства, которые были переданы городу для реализации
   льгот, установленных ФЗ, были направлены по назначению.
       Сумму  долга  ответчики  не оспаривают.  Представленные  истцом
   доказательства ими проверены.
       Заслушав   представителей  лиц,  участвующих  в  деле,   изучив
   материалы  дела,  суд полагает необходимым прекратить  производство
   по  делу в части требований по 2004 г. по основаниям, изложенным  в
   определении,  в  остальной  части иск -  подлежащим  удовлетворению
   посредством  взыскания с казны РФ в лице Минфина  РФ  по  следующим
   основаниям.
       Как   следует  из  материалов  дела,  не  оспаривалось   и   не
   доказывалось лицами, участвующими в деле, истцом в 2001 -  2002  г.
   в  соответствии  с ФЗ "О социальной защите инвалидов  в  РФ"  части
   населения  г.  Хабаровска была предоставлена 50% льгота  по  оплате
   жилья  и  ЖКУ.  Сумма недофинансирования предоставленной  льготы  -
   119546  руб. 70 коп. (сумма долга не оспаривалась и не доказывалась
   сторонами).
       Следовательно, сумма некомпенсированных убытков -  119546  руб.
   70 коп.
       В  силу  положений  ст.  15  ГК истец  имеет  право  требования
   возмещения полученных убытков.
       ФЗ  "О  социальной  защите инвалидов в  РФ"  ст.  17  инвалидам
   гарантирована 50% льгота по оплате жилья и ЖКУ.
       Источник   финансирования  данных  льгот  Закон  не  определил,
   возлагая эту обязанность на Правительство РФ.
       В  Постановлении Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (п.  16),
   изданном   во  исполнение  данного  Закона,  указано,  что   льготы
   возмещаются  в  порядке,  установленном  субъектом  РФ  и  органами
   местного   самоуправления   (по  муниципальному   и   общественному
   жилищному  фонду).  Указаний в отношении частного  жилищного  фонда
   (жилищный  фонд приватизирован истцом) Постановление  не  содержит.
   Не содержит оно и указаний на источники финансирования льгот.
       Согласно  пп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная  защита
   находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
       Статьей  86  БК финансирование социальной защиты не отнесено  к
   расходам, финансируемым исключительно из бюджетов субъектов РФ.
       Исходя  из  анализа положений главы IV.1 ФЗ "Об общих принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов   государственной   власти   субъектов   РФ"   (184-ФЗ   от
   06.10.1999),  ФЗ  "О  принципах и порядке  разграничения  предметов
   ведения  и  полномочий между органами государственной власти  РФ  и
   органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N  119-
   ФЗ,  раздел  полномочий  РФ и субъекта РФ  определяется  по  уровню
   органа    государственной   власти,   принявшего    соответствующее
   законодательное решение.
       Разделом 4 Постановления Правительства РФ от 15.08.2001  N  584
   "О  программе развития межбюджетного федерализма на период до 2005"
   установлен принцип материального обеспечения нормативных  актов  за
   счет средств бюджетов субъектов, их издавших.
       Согласно    ст.   4   ФЗ   "О   финансовых   основах   местного
   самоуправления"  при  наделении  органов  местного   самоуправления
   отдельными  государственными полномочиями  одновременно  передаются
   материальные  и  финансовые  ресурсы,  необходимые  для  реализации
   указанных полномочий.
       Т.е.,  если  обязательства  по  социальной  защите  установлены
   федеральными  законами, то исполнение этих федеральных обязательств
   есть  реализация  полномочий  РФ в  области  социальной  защиты,  и
   финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться  из
   федерального   бюджета   путем   передачи   материальных   ресурсов
   нижестоящим бюджетам.
       Таким  образом, поскольку ФЗ "О социальной защите  инвалидов  в
   РФ"  является  федеральным  законом, его  материальное  обеспечение
   должно осуществляться за счет средств бюджета РФ.
       Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования  к
   Министерству    финансов    края   и    Финансовому    департаменту
   Администрации  города  могут  быть удовлетворены  только  в  случае
   выделения  в  2001 - 2002 г. целевым назначением из  бюджета  РФ  в
   соответствующие  бюджеты денежных средств в достаточном  количестве
   для реализации ФЗ.
       Указанные средства предоставляются в виде субвенций и  субсидий
   согласно п. 4 ст. 130, ст.ст. 133, 136 БК.
       Как   видно   из   представленных  представителем  Министерства
   финансов  края  документов  (актов сверок,  протокола,  переписки),
   денежных средств, заложенных в федеральный бюджет в 2001,  2002  г.
   на  реализацию льгот, установленных ФЗ, было в значительной степени
   недостаточно, о чем Министерство финансов РФ в установленной  форме
   было заблаговременно проинформировано.
       Сторонами  не  оспаривается и не доказывается  факт  нецелевого
   использования переданных денежных средств.
       Доводы  представителя Министерства финансов РФ о  том,  что  за
   счет  средств федерального бюджета убытки должны возмещаться только
   в  случае, если льгота была предоставлена инвалидам, проживающим  в
   государственном жилищном фонде, не принимаются судом  по  следующим
   основаниям.
       Как   было   указано  выше,  Постановлением  Правительства   не
   определен  источник финансирования льгот, представляемых инвалидам,
   проживающим в негосударственном жилищном фонде.
       Конституционный Суд РФ в своем Определении от 09.04.2002 N 68-О
   разъяснил судам, что предоставление льгот, предусмотренных  ст.  11
   Закона  РФ  "О  донорстве  крови  и  ее  компонентов",  впредь   до
   надлежащего  урегулирования  возникающих  при  этом  правоотношений
   федеральным      законом,      предусматривающим      распределение
   соответствующих  расходов  между  бюджетами  всех  уровней,  должно
   производиться за счет средств федерального бюджета.
       Поскольку  в  данном  случае законодатель  также  не  определил
   источник  финансирования,  суд  находит  возможным  при  разрешении
   спора руководствоваться указанным Определением (п. 6 ст. 13 АПК).
       На  основании изложенного и в силу вышеназванных правовых норм,
   сумма долга должна быть взыскана с казны РФ в лице Минфина РФ.
       Сумма долга подтверждается материалами дела.
       Сумма долга не оспаривалась и не доказывалась ответчиками.
       Суд,  руководствуясь п.п. 1, 3 ст. 110 АПК, находит необходимым
   разрешить  вопрос о судебных расходах истца, выдав ему  справку  на
   возврат    из   федерального   бюджета   государственной   пошлины,
   оплаченной при подаче иска, т.к. ответчик согласно ст. 5 Закона  РФ
   "О  государственной  пошлине"  от  уплаты  государственной  пошлины
   освобожден.
       Учитывая   изложенное,  руководствуясь   ст.ст.   167   -   176
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
   
                                решил:
   
       Взыскать  с  казны  Российской Федерации  в  лице  Министерства
   финансов  РФ  в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в счет  возмещения
   убытков денежную сумму в размере 119546 руб. 70 коп.
       Выдать   ОАО  ЭиЭ  "Хабаровскэнерго"  справку  на  возврат   из
   федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4413  руб.  53
   коп., уплаченной платежным поручением от 26.07.2004 N 21247.
       Решение может быть обжаловано в месячный срок, начиная  с  даты
   изготовления  мотивированного решения,  в  апелляционную  инстанцию
   Арбитражного суда Хабаровского края.
       Дата оглашения резолютивной части решения 19.10.2004.
   
                                                                 Судья
                                                            Е.А.Букина
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz