АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 03 ноября 2004 г. по делу N АИ-1/1279/2004-41
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Борисовой Г.В.,
судей Ивановой Л.Н., Малышевой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания - Устюжаниновой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Долоткадзе М.А.,
от заинтересованного лица - Коваленко М.В., Крыгина Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
администрации г. Хабаровска и управления по ГО и ЧС г. Хабаровска
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 сентября 2004
г. по делу N А73-8378/2004-18 (фамилии судей, принявших судебный
акт, - Горбачева О.В.),
заявитель - ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго",
заинтересованное лицо - администрация г. Хабаровска, управление
по делам ГО и ЧС г. Хабаровска, о признании незаконными п. 6.1
решения комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации г.
Хабаровска N 11 от 27.07.2004 и п. 1 предписания управления по
делам ГО и ЧС г. Хабаровска от 03.08.2004 N 77.
Суд
установил:
ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось в суд с заявлением о
признании незаконными п. 6.1 решения комиссии по чрезвычайным
ситуациям администрации г. Хабаровска N 11 от 27.07.2004 и п. 1
предписания управления по делам ГО и ЧС г. Хабаровска от
03.08.2004 N 77.
В судебном заседании заявитель уточнил требования в порядке ст.
49 АПК РФ и просил признать незаконными п.п. 6, 6.1 решения
комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации г. Хабаровска N
11 от 27.07.2004 в части включения ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в
перечень предприятий, обязанных осуществить перечисление
финансовых средств на восстановление ливневого коллектора,
утвержденный приложением N 1 к решению, и п. 1 предписания
управления по делам ГО и ЧС г. Хабаровска от 03.08.2004 N 77.
Решением суда первой инстанции требования ОАО ЭиЭ
"Хабаровскэнерго" удовлетворены в полном объеме. Признаны
незаконными п.п. 6, 6.1 решения комиссии по чрезвычайным ситуациям
администрации г. Хабаровска от 27.07.2004 N 11 в части включения
ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в перечень предприятий, обязанных
перечислить денежные средства, указанных в приложении N 1 к
решению, и п. 1 предписания управления по делам ГО и ЧС г.
Хабаровска от 03.08.2004 N 77.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация
г. Хабаровска и управление по делам ГО и ЧС г. Хабаровска
направили апелляционные жалобы, в которых просили решение суда
отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении
заявленных требований.
В судебном заседании представители администрации г. Хабаровска
и управления по делам ГО и ЧС г. Хабаровска поддержали доводы
апелляционных жалоб по тем основаниям, что решением КЧС города от
27.07.2004 N 11 для ликвидации местной чрезвычайной ситуации были
привлечены резервы финансовых ресурсов, которые обязаны создавать
предприятия для ликвидации ЧС в силу ст. 14 Федерального закона "О
защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного
характера", поэтому ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" как организация,
входящая в зону чрезвычайной ситуации, обязана осуществлять
финансирование работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не
согласился, возражения изложил в отзыве и просил решение суда
первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу -
без удовлетворения.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по
основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266 - 271
АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,
обсудив доводы апелляционных жалоб, суд не находит оснований для
их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 09.07.2004 в результате
возгорания неустановленной смеси в районе нефтеналивного причала
на р. Амур произошел взрыв паровоздушной смеси в районе
Хабаровской нефтебазы ОАО "Хабаровскэнерго" по ул. Тихоокеанская,
38. Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям г. Хабаровска от
12.07.2004 N 9 произошедший пожар был признан местной чрезвычайной
ситуацией, зафиксированы повреждения конструкции автомобильного
моста и суммарный убыток ориентировочно определен 250000 рублей.
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации г.
Хабаровска от 27.07.2004 N 11 зоной чрезвычайной ситуации признан
ливневой коллектор на всем протяжении ручья Курча-Мурча и
территории предприятий, учреждений и организаций, от которых в
ливневой коллектор поступают стоки.
Пунктом 9 указанного решения установлена обязанность
предприятий, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и
осуществляющих сброс поверхностных сточных вод в ливневой
коллектор по ул. Тихоокеанской в районе Хабаровской нефтебазы,
перечислить денежные средства на расчетный счет ООО
"Стройуниверсал-ДВ", утвержденного в качестве заказчика на
проведение ремонтно-строительных работ ливневого коллектора.
Управлением по делам ГО и ЧС г. Хабаровска в адрес ОАО ЭиЭ
"Хабаровскэнерго" направлено предписание от 03.08.2004 N 77 о
перечислении в срок до 15.08.2004 денежных средств в сумме
459040,27 рублей для ликвидации чрезвычайной ситуации.
ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" с пунктами 6, 6.1 решения от
27.07.2004 N 11 и п. 1 предписания от 03.08.2004 N 77 не согласно
по тем основаниям, что законодательство Российской Федерации не
предусматривает возложение обязанностей на предприятия по
осуществлению ремонтно-восстановительных работ при местной
чрезвычайной ситуации за счет средств предприятия, организации,
учреждения. Данные обстоятельства явились основанием для обращения
общества в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконными п.п. 6, 6.1 решения
комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации г. Хабаровска от
27.07.2004 N 11 в части включения ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в
перечень предприятий, обязанных перечислить денежные средства,
указанных в приложении N 1 к решению, и п. 1 предписания
управления по делам ГО и ЧС г. Хабаровска от 03.08.2004 N 77, дал
полную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы
материального права.
Согласно ст.ст. 14, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-
ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" финансирование мероприятий по
ликвидации чрезвычайной ситуации производится за счет средств
организаций, находящихся в зонах чрезвычайной ситуации,
федеральных органов исполнительной власти, соответствующих
бюджетов, страховых фондов и других источников. Разграничение
полномочий по финансированию мероприятий по ликвидации
чрезвычайной ситуации между организациями, органами местного
самоуправления и органами исполнительной власти субъекта РФ и
определение источника финансирования устанавливаются в
соответствии с классификацией чрезвычайной ситуации, установленной
Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 N 1094 "О
классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" утверждено Положение о классификации чрезвычайных
ситуаций, из которого следует, что чрезвычайные ситуации
классифицируются на локальные, местные, территориальные,
региональные, федеральные и трансграничные.
В соответствии с п. 3 Положения о классификации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, ст.ст. 9, 12 Закона
Хабаровского края от 01.03.1996 "О защите населения и территорий
Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" ликвидация местной чрезвычайной ситуации
осуществляется силами и средствами органов местного
самоуправления.
Поскольку решением комиссии по чрезвычайным ситуациям г.
Хабаровска от 12.07.2004 N 9 чрезвычайная ситуация признана
местной, и зафиксированы повреждения только конструкции
автомобильного моста, то ликвидация указанной чрезвычайной
ситуации должна осуществляться силами и средствами органов
местного самоуправления, а не силами и средствами организаций.
Суд находит несостоятельными доводы управления по делам ГО и ЧС
г. Хабаровска о том, что решением комиссии по чрезвычайным
ситуациям г. Хабаровска от 27.07.2004 N 11 были привлечены резервы
финансовых ресурсов организаций, которые создаются организациями
для ликвидации чрезвычайных ситуаций в силу ст. 14 Федерального
закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера".
Привлечение финансовых ресурсов ОАО "Хабаровскэнерго" для
ликвидации данной чрезвычайной ситуации является не чем иным, как
ликвидацией чрезвычайной ситуации за счет средств организации,
входящей в зону чрезвычайной ситуации, что противоречит
вышеназванным нормам права.
Кроме того, суд первой инстанции правильно установил, что
решением комиссии по чрезвычайным ситуациям от 12.07.2004
чрезвычайной ситуацией признан пожар и повреждение моста, а
решением от 27.07.2004 N 11 зоной чрезвычайной ситуации признан
ливневой коллектор. При этом в решении не указаны сведения о
повреждении коллектора, на восстановление которого и привлекаются
средства предприятий.
Судом не принимаются во внимание доводы администрации г.
Хабаровска о том, что суд первой инстанции вышел за пределы
заявленных требований, высказывая свои суждения о зоне
чрезвычайной ситуации и сумме привлекаемых финансовых результатов,
поскольку для рассмотрения спора по существу суду необходимо было
установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, и дать
им оценку.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает,
что суд первой инстанции дал правильную оценку всем
обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение,
оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 268 - 271 АПК
РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.09.2004 по
делу N А73-8378/2004-18 оставить без изменения, апелляционные
жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию
ФАС ДВО в течение двух месяцев через Арбитражный суд Хабаровского
края.
Председательствующий:
Г.В.Борисова
Судьи:
Л.Н.Иванова
Л.Г.Малышева
|