МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 12 ноября 2004 г. N 4/1
О ХОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРАЯ
Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края от
12.03.2004 N 173-р в 98-ми общеобразовательных учреждениях края 4-
х муниципальных образований (гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре,
Вяземский, Хабаровский районы) в 2004/2005 учебном году
осуществляется экспериментальное введение предпрофильной
подготовки учащихся 9-х классов как необходимого этапа перехода к
профильному обучению на старшей ступени общего образования. В
эксперименте принимают участие 5230 учащихся и более 1500
педагогов.
Анализ подготовительного этапа эксперимента, деятельности
муниципальных органов управления образованием, экспериментальных
общеобразовательных учреждений по введению предпрофильной
подготовки в первой четверти 2004/2005 учебного года показал, что
в крае создаются условия по введению предпрофильной подготовки и
профильного обучения учащихся. Имеется необходимая нормативная
база на краевом, муниципальном уровнях, уровне
общеобразовательного учреждения. Разработаны различные модели и
варианты курсов по выбору учащихся, механизмы сетевого
взаимодействия образовательных учреждений. Организована работа по
подготовке и повышению квалификации кадров. С сентября 2003 года
по октябрь 2004 года прошли курсы повышения квалификации 3370
человек, в том числе муниципальные координаторы, тьюторы,
руководители общеобразовательных учреждений, их заместители,
учителя-предметники.
При организации и проведении эксперимента учтен опыт краевых
экспериментальных площадок по проблемам предпрофильной подготовки,
профильного обучения учащихся, организации проектной деятельности
старшеклассников (гимназии NN 1, 6, СОШ N 80, математический
лицей, экономическая гимназия г. Хабаровска).
В целях объединения усилий министерства образования края,
муниципальных органов управления образованием создан краевой
координационный совет по организации и проведению эксперимента по
предпрофильной подготовке учащихся (приказ министерства
образования края от 20.02.2004 N 96).
Приказом министерства образования края от 10.03.2004 N 139
утвержден примерный учебный план для 9-х классов
общеобразовательных учреждений края, участвующих в эксперименте. В
помощь руководителям общеобразовательных учреждений министерством
образования края совместно с ХК ИППК ПК разработаны инструкции:
"Об элективных курсах в системе предпрофильной подготовки учащихся
9-х классов" (от 13.08.2004 N 4-8-2336); "О финансировании
предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов" (от 13.08.2004 N 4-
8-2336); "О заполнении журналов и оценивании достижений учащихся 9-
х классов в системе предпрофильной подготовки" (от 01.06.2004 N 2-
4-1915), подготовлены рекомендации по проведению информационной и
профориентационной работы с девятиклассниками, о содержании
ориентационных курсов.
В ходе эксперимента наметились конкретные пути взаимодействия
департаментов общего, начального, высшего и среднего
профессионального образования, отрабатывается механизм социального
партнерства школ, 28 профессиональных училищ и лицеев, 14
техникумов и колледжей в профориентационной и информационной
работе с учащимися, организации предпрофильной подготовки
выпускников основной школы. Во всех экспериментальных
общеобразовательных учреждениях г. Хабаровска, Вяземского,
Хабаровского районов используется базовая модель предпрофильной
подготовки, рекомендованная Минобрнауки РФ, в г. Комсомольске-на-
Амуре создана собственная модель.
Значительную помощь в информационной поддержке эксперимента,
ориентации выпускников на рынке труда оказывает департамент
федеральной государственной службы занятости населения по
Хабаровскому краю, его подразделения в муниципальных образованиях.
Вместе с тем в ходе эксперимента выявились проблемы,
препятствующие введению предпрофильной подготовки выпускников
основной школы, профильного обучения на старшей ступени общего
образования.
Полноценная реализация идей предпрофильной подготовки и
профильного обучения учащихся затруднена в связи с неготовностью
части педагогов к проектированию педагогических систем,
вариативных моделей предпрофильного обучения, реализации программ
элективных курсов. Не готовы морально и профессионально к работе в
условиях эксперимента многие классные руководители.
Медленно происходит запуск механизмов сетевого взаимодействия
образовательных учреждений, реализации программ элективных курсов,
в том числе из-за отсутствия финансовых средств на организацию
подвоза учащихся, опыта финансовых взаиморасчетов между
учреждениями по оплате учебных часов, отведенных на реализацию
отдельных компонентов предпрофильной подготовки.
Требуют совершенствования содержание элективных курсов,
программное, учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса, обновление форм, методов педагогического сопровождения
профессионального самоопределения девятиклассников.
Не выстроена система информационной работы как среди участников
эксперимента, так и среди родителей, населения в целом, что
затрудняет процесс выбора выпускниками дальнейшего
образовательного маршрута, отражающего запрос регионального и
местного рынков труда.
Медленно решаются вопросы разработки и апробации новых систем
индивидуальной накопительной оценки достижений, вариантов
построения образовательного рейтинга выпускников основной школы,
их итоговой аттестации, создания системы мониторинга эффективности
предпрофильной и профильной подготовки.
В ходе эксперимента обострилась проблема недостаточного
оснащения образовательного процесса значительного количества школ
учебно-наглядными пособиями, лабораторным и демонстрационным
оборудованием, учебной техникой, что не позволит реализовать на
должном уровне программы профильного обучения в старших классах, в
том числе по физике, химии, биологии, технологии.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию о ходе проведения федерального
эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов и
организации профильного обучения на старшей ступени общего
образования в общеобразовательных учреждениях края.
2. Считать целесообразным использование накопленного в ходе
эксперимента опыта организации введения предпрофильной подготовки
выпускников основной школы в общеобразовательных учреждениях края
в 2005/2006 учебном году.
3. В целях совершенствования работы по введению предпрофильной
подготовки учащихся основной школы, профильного обучения на
старшей ступени общего образования рекомендовать:
3.1. Департаментам общего, начального профессионального,
высшего и среднего профессионального образования министерства
образования края (Иванцева И.А., Довжко Ф.Е., Левченко А.В.):
3.1.1. Разработать до 1 марта 2005 года рекомендации по
взаимодействию школ, учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования в организации предпрофильной
подготовки, профильного обучения учащихся.
3.1.2. Провести совместно с ХК ИППК ПК (Кузнецова А.Г.) в
апреле 2005 года семинар-совещание руководителей муниципальных
органов управления образованием, методических служб, учреждений
профессионального образования "Предпрофильная подготовка
выпускников основной школы".
3.2. Департаменту общего образования министерства образования
края (Иванцева И.А.):
3.2.1. Создать с 1 января 2005 года при департаменте рабочую
группу по предпрофильной подготовке выпускников основной школы с
включением в ее состав специалистов министерства образования края,
ХК ИППК ПК.
3.2.2. Разработать до 15 января 2005 года план-график введения
в штатном режиме в 2005/2006 учебном году предпрофильной
подготовки учащихся выпускных классов основной школы
общеобразовательных учреждений края.
3.2.3. Разработать до 1 июня 2005 года проект краевой программы
введения профильного обучения на старшей ступени общего
образования.
3.2.4. Подготовить до 15 декабря 2004 года инструктивно-
методические письма "О комплектовании 10-х классов
общеобразовательных учреждений муниципальных образований,
участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2005/2006
учебном году"; "О проведении государственной (итоговой) аттестации
выпускников основной школы в общеобразовательных учреждениях,
участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке
девятиклассников"; "О требованиях к авторским программам
элективных курсов".
3.2.5. Разработать совместно с финансово-экономическим отделом
министерства образования края (Макарова Н.В.) до 15 апреля 2005 г.
механизм финансовых взаиморасчетов между образовательными
учреждениями по оплате учебных часов, отведенных на реализацию
отдельных компонентов предпрофильной подготовки в рамках учебного
плана.
3.2.6. Разработать до 1 января 2005 года механизм мониторинга
хода и эффективности эксперимента по предпрофильной подготовке
школьников.
3.2.7. Шире использовать средства массовой информации в
освещении эксперимента по предпрофильной подготовке и профильному
обучению школьников.
3.2.8. Подвести итоги участия общеобразовательных учреждений
края в федеральном эксперименте по предпрофильной подготовке
учащихся 9-х классов и представить до 1 июля 2005 года информацию
в Правительство края.
3.3. Отделу педагогических кадров министерства образования края
(Михалева Г.Г.) совместно с ХК ИППК ПК (Кузнецова А.Г.) составить
до 20 декабря т.г. графики повышения квалификации управленческих и
педагогических кадров по предпрофильной подготовке и профильному
обучению школьников. Включить в программу курсов повышения
квалификации вопросы содержания и технологии проведения элективных
курсов, разработки вариантов и моделей курсов по выбору учащихся,
интегральной накопительной оценки и вариантов построения
образовательного рейтинга, новой системы итоговой аттестации
выпускников.
3.4. Руководителям муниципальных органов управления
образованием гг. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Вяземского,
Хабаровского районов (Худа Т.Н., Козина О.И., Гордеева Л.И.,
Ващенко Т.И.):
3.4.1. Рассмотреть в декабре т.г. на координационных советах,
советах директоров школ ход эксперимента по предпрофильной
подготовке учащихся 9-х классов, проинформировать до 15 января
2005 года министерство образования края о результатах
экспериментальной работы в первом полугодии 2004/2005 учебного
года.
3.4.2. Проанализировать прохождение курсов повышения
квалификации педагогическими работниками, задействованными в
экспериментальном введении профильного обучения на старшей ступени
общего образования в 2005/2006 учебном году.
3.4.3. Рассмотреть возможность оплаты надбавки (из надтарифного
фонда) заместителям директоров школ, курирующим предпрофильную
подготовку школьников, учителям, классным руководителям,
работающим в экспериментальных 9-х классах.
3.4.4. Проанализировать совместно с муниципальными
методическими службами содержание элективных курсов, модели и
варианты курсов по выбору учащихся. Создать до 15 мая 2005 года
муниципальные банки данных элективных курсов, реализуемых в
экспериментальных общеобразовательных учреждениях.
3.4.5. Разработать в январе 2005 года единые критерии
интегральной накопительной оценки образовательных достижений
учащихся ("портфолио") на уровне муниципальных образований.
3.4.6. Провести необходимую организационную работу по созданию
муниципальных экзаменационных комиссий для организации
государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы,
участвующих в эксперименте.
3.4.7. Разработать до 1 сентября т.г. с учетом итогов
экспериментальной работы по введению предпрофильной подготовки
варианты формирования контингентов учащихся старших (10 - 11)
классов (для профильных и непрофильных школ и классов).
3.5. Руководителям муниципальных органов управления
образованием:
3.5.1. Разработать до 1 января 2005 года программы и планы
работы по введению с 1 сентября 2005 года предпрофильной
подготовки учащихся 9-х классов. Рассмотреть различные модели
предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
3.5.2. Составить до 1 января 2005 года план-график повышения
квалификации педагогов, организующих предпрофильную подготовку
учащихся 9-х классов.
3.5.3. Спроектировать до 1 сентября 2005 года сеть профильного
обучения (профильные школы, классы, группы) на 2006/2007 учебный
год.
3.5.4. Разработать механизм сетевого взаимодействия
образовательных учреждений общего, профессионального,
дополнительного образования в организации предпрофильной
подготовки школьников.
3.5.5. Создать совместно с муниципальными подразделениями
департамента федеральной государственной службы занятости
населения по Хабаровскому краю на базе общеобразовательных
учреждений базовые центры профориентационной работы по
информационному, диагностическому, консультационному, тренинговому
направлениям.
Организовать в течение 2005 года информационную работу среди
учащихся, педагогов, населения по введению предпрофильной
подготовки в 9-х классах.
3.5.6. В целях обеспечения выбора выпускниками основной школы
дальнейшего образовательного маршрута с учетом регионального и
местного рынков труда создать до 1 сентября 2005 года
муниципальные образовательные карты территорий. Ознакомить с ними
учащихся и их родителей.
3.5.7. Создать на базе методических служб консультационные
пункты для педагогических работников по вопросам организации и
содержания предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
общеобразовательных учреждений.
4. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на
первого заместителя министра, директора департамента общего
образования И.А.Иванцеву.
Председатель коллегии
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Целуйко
|