ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ХАБАРОВСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2004 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего - судьи Кайгородова А.А.,
при секретаре - Прохацкой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Центрального района г. Хабаровска о признании незаконным
решения Хабаровской городской Думы N 401 от 21.10.2003,
установил:
Прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд с
заявлением о признании незаконным решения Хабаровской городской
Думы N 401 от 21.10.2003. В заявлении указал, что решением
Хабаровской городской Думы от 21.10.2003 N 401 утверждена
программа "Накопительная схема приобретения жилья в городе
Хабаровске".
Постановление опубликовано в газете "Хабаровские вести"
31.10.2003.
Данное постановление принято в нарушение действующего
законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
Программа основана на привлечении свободных денежных средств
инвесторов на жилищное строительство и развитие инфраструктуры г.
Хабаровска.
Однако согласно п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации "Об
основах федеральной жилищной политики" органы местного
самоуправления обеспечивают жилищное строительство за счет
государственных и местных бюджетов для предоставления жилья
гражданам на условиях найма, аренды, купли-продажи.
Также в соответствии с ч. 1 ст. 291 Гражданского кодекса
Российской Федерации собственники квартир для обеспечения
эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их
общим имуществом образуют товарищества собственников квартир
(жилья).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "О товариществах
собственников жилья" N 72-ФЗ от 15.06.1996 товарищество
собственников жилья - некоммерческая организация, форма
объединения домовладельцев для совместного управления и
обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в
кондоминиуме, владения, пользования и в установленных
законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В пункте 5 ст. 1 указанного Закона дано понятие кондоминиума -
единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный
участок в установленных границах и расположенное на нем жилое
здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части,
предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в
собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
(домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной
формах собственности, а остальные части (общее имущество)
находятся в их общей долевой собственности.
Следовательно, для создания ТСЖ необходимо наличие построенного
жилого здания в установленном порядке, государственной регистрации
права собственности домовладельцев, а также зарегистрированного
кондоминиума как единого комплекса недвижимого имущества.
Кроме этого, в п. 5.1.1 Программы установлено, что
администрация города выступает учредителем ТСЖ СССТ.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 291 Гражданского кодекса
Российской Федерации товарищество собственников жилья является
некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в
соответствии с Законом о товариществах собственников жилья.
Согласно ч. 1 ст. 31 ФЗ "О некоммерческих организациях" органы
государственной власти и органы местного самоуправления создают
государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними
имущество на праве оперативного управления в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное
или частичное финансирование.
Исходя из вышеуказанного следует, что орган местного
самоуправления не вправе создавать другие формы некоммерческих
организаций, если иное не установлено законодательством. Просит
суд признать недействующим указанное решение Думы и опубликовать
решение суда в газете "Хабаровские вести".
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования,
дала суду аналогичные пояснения.
Представитель Хабаровской городской Думы пояснила суду, что
Хабаровская городская Дума, рассмотрев заявление прокурора
Центрального района города Хабаровска о признании недействующим
решения Хабаровской городской Думы от 21.10.2003 N 401 "Об
утверждении программы "Накопительная схема приобретения жилья в
городе Хабаровске", считает заявленные требования не подлежащими
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" органы местного самоуправления обеспечивают жилищное
строительство за счет местных бюджетов для предоставления жилья
гражданам на условиях найма, аренды, купли-продажи.
В соответствии со статьей 17 Устава Хабаровского края в
Хабаровском крае создаются условия для осуществления права на
жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления
Хабаровского края поощряют жилищное строительство за счет всех
источников финансирования.
Утвержденная программа полностью соответствует изложенным
положениям. Полагаем, что прокурором не учтено то, что наравне с
другими участниками программы администрация города является
инвестором, направляющим на строительство исключительно бюджетные
средства. В результате создания кондоминиума администрация города
приобретет право собственности на объекты недвижимости в объеме,
соответствующем доле внесенных бюджетных средств. Приобретенные
таким образом помещения будут предоставлены заинтересованным лицам
в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, программа носит социально-экономический характер и
призвана решить проблемы обеспеченности жильем граждан со средним
уровнем дохода. Она ориентирована на тех граждан, которым не
приемлема одномоментная оплата при приобретении жилья и
предусматривает возможность расчета за квартиру в течение пяти
лет.
Главой VI Федерального закона "О товариществах собственников
жилья" предусмотрена возможность образования товарищества во вновь
создаваемом кондоминиуме. Нормы данной главы устанавливают
диаметрально противоположную последовательность образования и
регистрации товарищества собственников жилья во вновь создаваемом
кондоминиуме по сравнению с созданием и регистрацией товарищества
в уже существующей как недвижимость в жилищной сфере застройке. В
последнем случае регистрации товарищества должна предшествовать
государственная регистрация кондоминиума. Во вновь создаваемом
кондоминиуме этого не требуется, поскольку процедура его
государственной регистрации откладывается на момент завершения
строительства объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 291 товарищество собственников жилья
организацией, создаваемой и действующей товариществах
собственников жилья; товариществах собственников жилья, в свою
очередь, установил, что органы местного самоуправления могут
образовывать товарищества собственников жилья (ст. 48). Право на
образование товарищества во вновь создаваемом кондоминиуме
предоставлено любым лицам, которые имеют или будут иметь право
собственности на вновь создаваемое имущество.
На основании изложенного Хабаровская городская Дума просит суд
отказать в удовлетворении заявления прокурора Центрального района
города Хабаровска о признании недействующим решения Хабаровской
городской Думы от 21.10.2003 N 401 "Об утверждении программы
"Накопительная схема приобретения жилья в городе Хабаровске".
Заслушав пояснения сторон, изучив иные доказательства по
материалам дела, суд не находит оснований для удовлетворения
заявления прокурора.
В соответствии со статьей 17 Устава Хабаровского края в
Хабаровском крае создаются условия для осуществления права на
жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления
Хабаровского края поощряют жилищное строительство за счет всех
источников финансирования.
Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (с
изменениями на 06.05.2003) определено, что органы государственной
власти и органы местного самоуправления обеспечивают жилищное
строительство за счет государственных и местных, соответственно,
бюджетов для предоставления гражданам на условиях найма, аренды,
купли-продажи.
Таким образом, администрация города Хабаровска может являться
инвестором, направляющим на строительство объектов недвижимости
бюджетные средства. При этом при создании кондоминиума
администрация Хабаровска приобретает право собственности на
объекты недвижимости в объеме, соответствующем доле внесенных
бюджетных средств.
В данном случае администрация города, в соответствии с п. 3 ст.
3 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики",
обеспечивает жилищное строительство за счет местного бюджета
гражданам, в том числе с учетом льгот, предусмотренных Законом для
различных категорий граждан. Таким образом, программа носит
социально-экономический характер и призвана решить проблемы
обеспеченности жильем граждан со средним уровнем дохода. Ст. 48 ФЗ
"О товариществах собственников жилья" определяет, что органы
местного самоуправления могут образовывать товарищества
собственников жилья.
Ввиду этого доводы прокурора в части того, что администрация
города не вправе выступать учредителем ТСЖ, являются
необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК
РФ,
решил:
1. Заявление прокурора Центрального района г. Хабаровска о
признании незаконным решения Хабаровской городской Думы N 401 от
21.10.2003 оставить без удовлетворения.
2. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд
через районный в течение 10 дней со дня его изготовления в
мотивированной форме, т.е. с 18.11.2004.
Председательствующий
А.А.Кайгородов
|