АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2004 г. по делу N А73-6174/2004-21
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Лузан К.Б.,
судей Брагиной Т.Г., Чаковой Т.И.,
при помощнике судьи Леонове Д.В., ведущего протокол судебного
заседания,
рассмотрел дело по заявлению индивидуального предпринимателя
Жолобова Анатолия Ивановича к Администрации г. Хабаровска о
признании недействительным постановления мэра г. Хабаровска от
11.06.2003 N 744 "О создании комиссии по рассмотрению предложений
об открытии новых и изменении схем существующих маршрутов
транспорта общего пользования в г. Хабаровске".
В судебное заседание явились:
от заявителя: Якимова О.В., Якимов В.Г.
от Администрации: Коваленко М.В., Лазутина В.А.
На основании ст. 176 АПК РФ решение в полном объеме изготовлено
30.11.2004.
Мэр города Хабаровска 11 июня 2003 г. вынес постановление N 744
"О создании комиссии по рассмотрению предложений об открытии новых
и изменении схем существующих маршрутов транспорта общего
пользования в г. Хабаровске", которым утвержден состав комиссии по
рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования в г.
Хабаровске (Приложение N 1), а также Положение о комиссии по
рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования в г.
Хабаровске (Приложение N 2).
Индивидуальный предприниматель Жолобов Анатолий Иванович
обратился с заявлением о признании недействительным постановления
мэра г. Хабаровска от 11.06.2003 N 744 "О создании комиссии по
рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования в г.
Хабаровске".
Заявитель полагает, что отдельные положения обжалуемого акта
противоречат федеральному законодательству, в частности,
Федеральному закону РФ "О безопасности дорожного движения",
Положению "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров
автобусами", утвержденному Приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, Положению "Об обеспечении
безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях,
организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов",
утвержденному Приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 09.03.1995 N 27.
Оспаривая состав комиссии, заявитель полагает, что она должна
быть сформирована в соответствии с Приказом Министерства
транспорта Российской Федерации N 2 от 08.01.1997, в частности,
комиссия должна возглавляться руководителем автотранспортного
предприятия, осуществляющего перевозку.
По утверждению предпринимателя, в состав комиссии включены его
конкуренты: директор МУП ХПОПАТ, его заместитель и другие. Также в
состав комиссии входят некоторые некомпетентные лица.
Между тем, лица, которые должны быть привлечены в обязательном
порядке в соответствии с п. 5.2 "Положения "Об обеспечении
безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях,
организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов",
утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 09.03.1995 N 27, такие как работники организаций, в
ведении которых находятся железнодорожные переезды и трамвайные
пути, в состав комиссии не включены.
Также заявитель оспаривает "Положение о комиссии по
рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования в г.
Хабаровске" (Приложение N 2) (далее в решении - Положение о
комиссии).
Предприниматель считает, что комиссия не может быть
координирующим органом (пункты 1, 4 Положения о комиссии), так как
в Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от
08.01.1997 N 2 пунктами 4.16 - 4.20 четко указаны обязанности и
права комиссии, также определено: какие данные она имеет право
запрашивать у предпринимателей. Право запрашивать данные об
изучении пассажиропотока в этом Приказе не предусмотрено.
Предприниматель полагает, что пункт 5 оспариваемого Положения о
комиссии, согласно которому комиссия наделена правом принятия
решения о возможности и необходимости открытия маршрута, также
противоречит вышеупомянутым приказам Минтранса РФ. В соответствии
с этими приказами комиссия должна только обследовать маршрут на
предмет безопасности. Об открытии либо отказе в открытии маршрута
принимает решение мэр г. Хабаровска, но не комиссия.
По мнению предпринимателя, оспариваемое постановление издано
мэром города Хабаровска с превышением полномочий, так как
законодательством установлено, что вопросы безопасности дорожного
движения регулируются Федеральным законом "О безопасности
дорожного движения" и иными нормативными актами. Во исполнение
этого Закона был издан Приказ Минтранса РФ N 2 от 08.01.1997,
который устанавливает для перевозчиков права и обязанности, в том
числе и порядок открытия новых маршрутов.
Оспариваемое постановление мэра и приложение к нему содержат в
себе нормы, взятые из нормативных актов, которые фактически
деятельность предпринимателей не регулируют.
Предприниматель оспаривает пункт 9 Положения о комиссии, в
котором указано, что заседания комиссии по рассмотрению
поступивших предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования проводятся по
мере их поступления.
По мнению заявителя, в этом случае должен быть установлен срок
рассмотрения заявления. Кроме этого, о предстоящем обследовании
маршрута комиссия обязана извещать заявителей с указанием времени
и места обследования.
Администрация города Хабаровска возражает против заявленных
требований, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 6 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" в ведении
муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в
том числе и организация транспортного обслуживания населения.
Согласно пункту 6 статьи 72 Закона РФ "О местном самоуправлении
в Российской Федерации" городская администрация осуществляет
контроль за работой транспортных предприятий и организаций,
обслуживающих население города, которые не находятся в
муниципальной собственности; утверждает маршруты и графики
движения местного транспорта; обеспечивает учет автомобилей и
других видов механических средств в городе и т.д.
Статьями 6 и 21 ФЗ "О безопасности дорожного движения"
предусмотрено, что в соответствии с законодательством РФ и
законодательством субъектов РФ органы местного самоуправления в
пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы
обеспечения безопасности дорожного движения. Под организацией
дорожного движения данный Федеральный закон определяет комплекс
организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и
распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Применяется в данном случае и Положение об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.
На основании вышеуказанных нормативных актов постановлением
мэра города Хабаровска от 11.06.2003 N 744 создана комиссия по
рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования в г.
Хабаровске, а также утверждено Положение о комиссии.
Комиссия является координирующим органом, поскольку
обеспечением транспортного обслуживания занимается орган местного
самоуправления и наделение комиссии статусом координационного
органа ничему не противоречит.
Комиссия вправе давать заключение по результатам обследования
маршрута.
Об отказе в открытии маршрута выносит заключение комиссия. Если
заключение положительное, то мэр города принимает решение. В
данном порядке никаких нарушений нет.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о комиссии комиссия
правомочна принимать решения о возможности открытия новых
маршрутов транспорта общего пользования в г. Хабаровске.
Муниципальное образование, в свою очередь, наделено полномочиями
по созданию, согласованию регулярных маршрутов пассажирского
автотранспорта и привлечению на них перевозчиков, а в отношении
регулярных маршрутов, разработанных и обустроенных перевозчиками
самостоятельно, - правом согласования открытия таких маршрутов
либо в его отказе в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 5 постановления мэра города Хабаровска N 744 от
11.06.2003 "О создании комиссии по рассмотрению предложений об
открытии новых и изменении схем существующих маршрутов транспорта
общего пользования в городе Хабаровске" комиссия принимает решение
о возможности открытия маршрута на основании проведенного
комиссией обследования дорожных условий.
В судебном заседании представитель Администрации пояснил, что
обследование маршрута проходит без участия заявителя, поскольку
это нормативными актами не предусмотрено и права предпринимателя в
данном случае не нарушаются. Предприниматель представляет
документы, которые комиссия и рассматривает. При открытии маршрута
должны соблюдаться определенные требования безопасности, так как
это связано с перевозкой людей.
Также представитель Администрации пояснил, что рассмотрение
заявлений по открытию новых маршрутов проходит по мере их
поступления. Установление сроков рассмотрения заявок
законодательством не предусмотрено.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,
арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.08.1995 N
154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного
значения, в том числе и организация транспортного обслуживания
населения, которую следует рассматривать с учетом требований
Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в
Российской Федерации" и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения".
Согласно пункту 6 статьи 72 Закона РФ "О местном самоуправлении
в Российской Федерации" городская администрация осуществляет
контроль за работой транспортных предприятий и организаций,
обслуживающих население города, которые не находятся в
муниципальной собственности; утверждает маршруты и графики
движения местного транспорта; обеспечивает учет автомобилей и
других видов механических средств в городе и т.д.
Статьями 6 и 21 ФЗ "О безопасности дорожного движения"
предусмотрено, что в соответствии с законодательством РФ и
законодательством субъектов РФ органы местного самоуправления в
пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы
обеспечения безопасности дорожного движения. Под организацией
дорожного движения данный Федеральный закон определяет комплекс
организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и
распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
При решении вопросов обеспечения безопасности дорожного
движения также применяются Положение "Об обеспечении безопасности
дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденное
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
09.03.1995 N 27 и Положение "Об обеспечении безопасности перевозок
пассажиров автобусами", утвержденное Приказом Минтранса РФ от
08.01.1997 N 2.
Принимая во внимание вышеуказанные федеральные законы, а также
пункты 4.15 - 4.19, 5.1 Положения "Об обеспечении безопасности
перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса
РФ от 08.01.1997 N 2, пункт 5.2 Положения "Об обеспечении
безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях,
организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов",
утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 09.03.1995 N 27, которые предусматривают возможность
и необходимость создания комиссий для обследования состояния
автомобильных дорог, арбитражный суд считает, что мэр города
Хабаровска, утверждая обжалуемым постановлением состав комиссии,
действовал в пределах своей компетенции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд не находит оснований для
удовлетворения требования о признании несоответствующим
нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, Приложения N
1 об утверждении состава комиссии по рассмотрению предложений об
открытии новых и изменении схем существующих маршрутов транспорта
общего пользования в г. Хабаровске.
Между тем, отдельные правовые нормы Положения о комиссии по
рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования в г.
Хабаровске (Приложение N 2 к Постановлению мэра города Хабаровска
от 11.06.2003 N 744) приняты мэром города Хабаровска неправомерно,
поскольку не соответствуют нормативным актам, имеющим большую
юридическую силу.
В соответствии с Положением о комиссии комиссия наделена
полномочиями по принятию решений о возможности и необходимости
открытия маршрута.
Однако вышеупомянутыми нормативными актами право принимать
решения об открытии новых маршрутов предоставлено только органам
местного самоуправления, в данном случае мэру города Хабаровска.
При этом органы местного самоуправления не вправе передавать эти
полномочия кому-либо, в том числе и комиссии.
Согласно Положению о комиссии заявитель не привлекается для
участия в работе комиссии по обследованию маршрута.
Между тем, в пункте 5.2 Положения "Об обеспечении безопасности
дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
09.03.1995 N 27, указано, что оценка соответствия состояния
автомобильных дорог требованиям безопасности движения
осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией,
формируемой по решению органов исполнительной власти с
привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки
пассажиров на этих маршрутах.
Следовательно, при работе комиссии по обследованию маршрута
привлечение заявителя является обязательным.
В Положении о комиссии срок рассмотрения заявлений об открытии
новых маршрутов неустановлен. Арбитражный суд считает, что
неустановление срока рассмотрения заявления приводит к
необоснованному увеличению времени при решении вопроса, отсутствия
возможности у заявителя обжаловать бездействие органа либо
должностного лица.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд считает, что
"Положение о комиссии по рассмотрению предложений об открытии
новых и изменений схем существующих маршрутов транспорта общего
пользования в Хабаровске", утвержденное постановлением мэра города
Хабаровска от 11.06.2003 N 744 "О создании комиссии по
рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования в г.
Хабаровске", в части наделения комиссии полномочиями по принятию
решений о возможности и необходимости открытия маршрута,
непривлечения заявителей для участия в работе комиссии по
обследованию маршрута, неустановления сроков рассмотрения
заявлений об открытии новых маршрутов противоречит:
- Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу
экономической деятельности, поддержку конкуренции (п. 1 ст. 8), а
также право каждого на свободное использование своих способностей
и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом
экономической деятельности (п. 1 ст. 34),
- Положению "Об обеспечении безопасности перевозок пассажире"
автобусами", утвержденному Приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 08.01.1997 N 2,
- Положению "Об обеспечении безопасности дорожного движения в
предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов", утвержденному Приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27.
На основании изложенного требование индивидуального
предпринимателя Жолобова Анатолия Ивановича в этой части подлежат
удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 195 АПК РФ, арбитражный
суд
решил:
Требование индивидуального предпринимателя Жолобова Анатолия
Ивановича удовлетворить частично.
Признать "Положение о комиссии по рассмотрению предложений об
открытии новых и изменении схем существующих маршрутов транспорта
общего пользования в г. Хабаровске", утвержденное постановлением
мэра города Хабаровска от 11.06.2003 N 744 "О создании комиссии по
рассмотрению предложений об открытии новых и изменении схем
существующих маршрутов транспорта общего пользования в г.
Хабаровске" несоответствующим пункту 1 статьи 8, пункту 1 статьи
34 Конституции РФ, Положению "Об обеспечении безопасности
перевозок пассажиров автобусами", утвержденному Приказом
Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2,
Положению "Об обеспечении безопасности дорожного движения в
предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов", утвержденному Приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 в части:
- наделения комиссии полномочиями по принятию решений о
возможности и необходимости открытия маршрута;
- непривлечения заявителей для участия в работе комиссии по
обследованию маршрута;
- неустановления сроков рассмотрения заявлений об открытии
новых маршрутов.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
Председательствующий:
К.Б.Лузан
Судьи:
Т.Г.Брагина
Т.И.Чакова
|