ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2004 г. N 103-пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ
СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Во исполнение Постановления Госстроя России от 8 апреля 2002 г.
N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную
базу ценообразования в строительстве", постановления Правительства
Хабаровского края от 28 ноября 2003 г. N 57-пр "О мерах по
завершению перехода на новую сметно-нормативную базу
ценообразования в строительстве на территории Хабаровского края",
в целях установления единой политики в области ценообразования в
строительном комплексе края, контроля за расходованием средств при
строительстве, реконструкции, реставрации и ремонте (далее -
строительство) объектов, осуществляемых за счет бюджетных
источников финансирования и внебюджетных фондов, и в связи с
переходом строительного комплекса Хабаровского края с 1 сентября
2003 г. на новую сметно-нормативную базу в строительстве
Правительство края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования стоимости
строительства, осуществляемого за счет бюджетных средств и
внебюджетных фондов на территории Хабаровского края (далее -
Порядок).
2. Всем предприятиям и организациям независимо от форм
собственности, осуществляющим строительство и проектирование за
счет бюджетных источников финансирования и внебюджетных фондов на
территории края, перейти с 1 января 2005 г. по объектам
капитального ремонта и ремонтного фонда на твердые договорные
цены, определенные в соответствии с утвержденным Порядком.
3. Исключить на объектах бюджетного финансирования оплату
компенсаций по всем статьям сметной стоимости.
4. Министерству строительства края (Ващишин С.А.):
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением сметных нормативов и
порядка ценообразования в строительстве.
4.2. Проводить по особо важным объектам, до завершения
окончательного расчета, контрольные проверки с привлечением
необходимых специалистов. Оплату экспертных работ производить за
счет резерва средств заказчика на непредвиденные работы и затраты,
включаемого в сводный сметный расчет стоимости строительства.
4.3. Координировать работу и участвовать в разработке
территориальных единичных расценок на виды работ по новым
технологиям с применением прогрессивных материалов и механизмов.
4.4. Завершить в I квартале 2005 г. анализ основных сборников
территориальных единичных расценок, применяемых в жилищно-
гражданском строительстве. Поправки и дополнения довести до
участников инвестиционно-строительного комплекса во II квартале
2005 г.
4.5. Провести обучение специалистов строительной отрасли и
проектных организаций работе с новой сметно-нормативной базой 2001
года и аттестацию специалистов-сметчиков проектных институтов в IV
квартале 2004 г.
4.6. Рассматривать спорные вопросы по порядку применения
сметных норм и расценок на строительную продукцию на заседаниях
межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве
Правительства Хабаровского края по представлению управления по
ценообразованию в строительстве и оценке недвижимости
регионального центра по ценообразованию в строительстве и оценке
недвижимости министерства строительства края.
5. Хабаровскому краевому комитету государственной статистики
(Боровик Г.С.) представлять министерству строительства края
необходимые для выполнения функциональных обязанностей
статистические данные по предприятиям и организациям независимо от
формы собственности и принадлежности.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Председателя Правительства края по вопросам
строительства и топливно-энергетическому комплекса Попова В.А.
Информацию об исполнении настоящего постановления представить
Председателю Правительства края.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
официального опубликования.
И.о. Председателя
Правительства края
В.А.Попов
УТВЕРЖДЕН
Постановлением
Правительства края
от 14 декабря 2004 г. N 103-пр
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО
ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
1. Общие положения
1.1. Порядок формирования стоимости строительства,
осуществляемого за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов на
территории Хабаровского края (далее - Порядок), устанавливает в
регионе единый методологический подход при определении стоимости
строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта
(далее - строительство) и строительной продукции на объектах,
финансируемых за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, на
территории края.
1.2. Порядок разработан региональным центром по ценообразованию
в строительстве и оценке недвижимости министерства строительства
края (далее - РЦЦСиОН) в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений", Методикой определения стоимости
строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-
35.2004), другими нормативными документами (приложение) и
согласован межведомственной комиссией по ценообразованию в
строительстве Правительства Хабаровского края (далее - МВК).
1.3. Порядок является обязательным для всех участников
инвестиционно-строительного комплекса, осуществляющих
строительство за счет краевых бюджетных источников финансирования
и внебюджетных фондов, и предназначен для:
- определения базисной сметной стоимости строительства в ценах,
введенных в действие Постановлением Госстроя России от 8 апреля
2002 г. N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-
нормативную базу ценообразования в строительстве" и постановлением
Правительства Хабаровского края от 28 ноября 2003 г. N 57-пр "О
мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу
ценообразования в строительстве на территории Хабаровского края";
- определения текущей стоимости строительства, а также текущих
цен и тарифов на строительные материалы, изделия и конструкции,
эксплуатацию строительных машин и механизмов, услуги
автотранспорта, оплаты труда;
- определения твердых договорных цен;
- определения стоимости выполненных строительно-монтажных,
ремонтно-строительных и реставрационных работ;
- решения спорных вопросов по ценообразованию в строительстве;
- расчета и утверждения региональных индексов по видам работ и
затрат;
- определения восстановительной стоимости объектов недвижимости
для целей налогообложения и других государственных нужд.
1.4. При строительстве, производимом за счет бюджетов
муниципальных образований, коммерческих и других источников
финансирования, настоящий Порядок носит рекомендательный характер,
условия его применении участниками инвестиционного процесса могут
предусматриваться гражданскими договорами (далее - договор).
1.5. Отсутствие в договоре ссылок на территориальные
нормативные документы, содержащие обязательные требования в
области ценообразования в строительстве, не освобождает
исполнителей инвестиционно-строительной деятельности, указанных в
пункте 1.3 настоящего Порядка, от их соблюдения. Изменение
нормативных показателей в обоснованных случаях, при наличии
согласования с инвестором, может приниматься уполномоченным
органом Правительства края.
2. Основные понятия сметного ценообразования в строительстве
2.1. Строительная продукция - законченные строительством здания
и другие строительные сооружения, а также их комплексы.
2.2. Новое строительство - возведение комплекса объектов
основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь
создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и
отдельных производств, которые после ввода объектов в эксплуатацию
будут находиться на самостоятельном балансе.
2.3. Реконструкция - комплекс строительных работ и
организационно-технических мероприятий, связанных с изменением
основных технико-экономических показателей (количества и площади
квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости,
пропускной способности или его назначения).
2.4. Капитальный ремонт - замена и восстановление отдельных
частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования
зданий в связи с их физическим износом и разрушением.
2.5. Предупредительный (текущий) ремонт - систематические и
своевременно проводимые работы по предупреждению преждевременного
износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также
работы по устранению мелких повреждений и неисправностей.
2.6. Реставрация здания (сооружения) - работы по обеспечению
длительной физической сохранности объектов недвижимости (как
правило, памятников архитектуры) с возвращением им облика,
утраченного или искаженного за время существования, без изменения
исторически сложившегося облика.
2.7. Базисная сметная стоимость строительной продукции -
сметная стоимость строительства, определенная на основе
действующих сметных норм и цен 2001 года.
2.8. Текущая стоимость строительной продукции - стоимость
строительства, определенная на основе цен, сложившихся ко времени
составления сметной документации.
2.9. Твердая договорная цена - сумма денежных средств, которая
определена на основании разработанной проектно-сметной
документации или дефектной ведомости на объект в целом или
отдельный комплекс работ, учитывающая текущие цены на материально-
технические и трудовые ресурсы, согласованная при заключении
договора (контракта) подряда между заказчиком (инвестором),
генподрядчиком (субподрядчиком) и не подлежащая изменению и
уточнению в период производства строительно-монтажных и ремонтно-
строительных работ.
2.10. Открытая договорная цена - сумма денежных средств,
которая определена на основании проекта или рабочей документации
на объект в целом или на отдельный комплекс работ, учитывающая
текущие цены на материалы, изделия и конструкции, эксплуатацию
машин и механизмов и трудовые ресурсы, которая в процессе
производства работ может уточняться по согласованию сторон, исходя
из условий, предусмотренных договором.
2.11. Региональные (территориальные) индексы (поправочные
коэффициенты) - показатели, отражающие отношение текущей стоимости
строительства или отдельных ее видов к соответствующей базисной
сметной стоимости. Размеры индексов рассчитываются РЦЦСиОН на
основании ресурсно-технологических моделей и утверждаются МВК.
2.12. Ресурсно-технологическая модель (РТМ) - структурная
модель прямых затрат в целом на строительство (отдельные виды
работ), состоящая из двух блоков - ресурсного и стоимостного. В
ресурсном блоке приведена нормативная потребность в материально-
технических ресурсах и трудовых затратах, а в стоимостном блоке их
оценка в базисном и текущем уровне цен и тарифов.
2.13. Ресурсный метод - калькулирование в текущих ценах и
тарифах ресурсов, необходимых для реализации проектного решения.
2.14. Базисно-индексный метод - использование системы текущих
индексов к статьям прямых затрат базисного уровня цен.
2.15. Договор подряда, инвестор, инвестиции, инвестиционная
деятельность, заказчик, подрядчик - термины употребляются в
значении, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации,
Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР",
Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
3. Порядок определения базисной сметной
стоимости строительства
3.1. Базисную сметную стоимость строительства определять в
соответствии с проектом и в порядке, приведенном в Методике
определения стоимости строительной продукции на территории
Российской Федерации (МДС 81-35.2004).
3.2. При определении базисной сметной стоимости строительства
использовать:
территориальную сметно-нормативную базу 2001 года с учетом всех
дополнений и изменений;
федеральную сметно-нормативную базу 2001 года с учетом всех
дополнений и изменений с приведением ее к территориальной базе в
установленном порядке только в случае отсутствия расценок в
территориальной сметно-нормативной базе;
укрупненные показатели базисной стоимости, разработанные для
местных условий выполнения работ и утвержденные в установленном
порядке.
3.3. Стоимость материальных и технических ресурсов в сметной
документации определять на основании территориальных сборников
сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сметных норм и
расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных
средств. В случае отсутствия цен в нормативной базе на какой-либо
вид ресурсов стоимость их определять на основании аналогичных
видов ресурсов, указанных в территориальных сборниках сметных цен.
3.4. Размеры накладных расходов, сметной прибыли, прочих работ
и затрат принимать по нормам и в порядке, установленном
уполномоченным в области строительства органом Правительства
Российской Федерации.
3.5. Расчеты по определению стоимости строительства и
договорных цен исполняются на бумажных и магнитных носителях.
4. Общие положения по определению текущей
стоимости строительства
4.1. Сметную стоимость прямых затрат в текущем уровне цен
определять двумя методами:
- ресурсным;
- базисно-индексным.
4.1.1. При ресурсном методе стоимость материально-технических
ресурсов принимать не выше средних цен, опубликованных в
ежеквартальном каталоге текущих цен "Материалы. Механизмы.
Автотранспорт".
4.1.2. Средства на оплату труда рабочих-строителей и
механизаторов принимать в размере, устанавливаемом ежеквартально
МВК.
4.1.3. При базисно-индексном методе индексы принимать по
первому разделу ежеквартального бюллетеня "РегиоСтройИнформ":
- для определения капитальных вложений и ориентировочной
сметной стоимости работ при разработке проектно-сметной
документации - укрупненные поправочные коэффициенты к стоимости
строительных работ;
- для составления исполнительной документации - по статьям
прямых затрат по видам работ.
4.2. Накладные расходы и сметную прибыль определять согласно:
Методическим указаниям по определению величины накладных
расходов в строительстве МДС 81-33.2004 или МДС 81-34.2004;
Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли
в строительстве МДС 81-25.2001.
4.3. По работам, выполняемым индивидуальными предпринимателями,
принимать:
- накладные расходы - не более 80% по новому строительству и не
более 68% по ремонтно-строительным работам от фонда оплаты труда
рабочих-строителей и механизаторов в составе прямых затрат;
- сметную прибыль - не более 50% от фонда оплаты труда рабочих-
строителей и механизаторов в составе прямых затрат.
4.4. Затраты на строительство временных зданий и сооружений
определять на основании Сборника сметных норм затрат на
строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001.
4.5. Прочие работы и затраты принимать согласно Методическим
указаниям по определению стоимости строительной продукции на
территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
4.6. Средства на проектно-изыскательские работы и авторский
надзор определять в соответствии с МДС 81-35.2004 и протоколом МВК
от 6 февраля 2002 г. N 12.
4.7. Затраты на содержание службы заказчика и технический
надзор определять в соответствии с нормативами, утвержденными
Госстроем России и постановлением Правительства Хабаровского края
от 18 февраля 2004 г. N 9-пр "О нормативах затрат на содержание
службы заказчика-застройщика при строительстве объектов для нужд
края за счет средств краевого бюджета".
4.8. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты включать
в стоимость строительства по согласованию с заказчиком в размере
не более:
2% - для объектов социальной сферы;
3% - для объектов производственного назначения.
4.9. В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и
расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте
технологиям работ допускается разработка соответствующих
индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые
утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего
проекта). Разработка индивидуальных единичных расценок
производится на основании данных хронометражных наблюдений,
технического нормирования или расчетов на основе технологических
карт трудовых процессов. Разработанные индивидуальные единичные
расценки рассматриваются РЦЦСиОН и используются в качестве
территориальных в течение 6 месяцев с даты утверждения МВК с
одновременным предоставлением их в Росстрой.
5. Порядок определения отпускных цен
на материально-технические ресурсы
5.1. Стоимость строительных материалов, изделий и конструкций,
производимых предприятиями края, принимать по отпускным ценам,
прошедшим рассмотрение в РЦЦСиОН и опубликованным во втором
разделе ежеквартального каталога текущих цен "Материалы.
Механизмы. Автотранспорт".
При согласовании текущих отпускных цен на материалы, изделия и
конструкции предельный уровень рентабельности принимать в размере:
- для промышленных предприятий и организаций, находящихся на
самостоятельном балансе, - не выше 20% от себестоимости продукции;
- для подсобных производственных подразделений строительных
организаций и малых предприятий - не выше 15%.
5.2. Стоимость строительных материалов, изделий и конструкций,
завозимых на территорию края из других регионов, принимать по
ценам поставщиков, опубликованным в третьем разделе
ежеквартального каталога цен.
5.3. Текущие цены и тарифы на эксплуатацию строительных машин и
автотранспортных средств принимать по ценам, прошедшим
согласование в РЦЦСиОН.
При согласовании цен принимать утвержденные МВК следующие
ценовые показатели:
уровень оплаты труда механизаторов (водителей) - по уровню
оплаты труда рабочих-строителей;
средневзвешенная стоимость топлива - по расчету (20% -
коммерческая стоимость по данным организаций, 80% - стоимость по
данным ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод").
В случае применения импортной техники амортизационные
отчисления определять исходя из максимального срока полезного
использования механизма в соответствующей амортизационной группе и
двухсменного времени эксплуатации машины.
6. Общие положения по определению твердых договорных цен
6.1. Определение твердых договорных цен на строительную
продукцию осуществлять по результатам проведенных торгов. При этом
цена строительной продукции не может превышать утвержденную по
проекту, является окончательной и в соответствии с действующим
законодательством не подлежит изменению при осуществлении
строительства объекта.
6.2. Твердую договорную цену определять на основании:
- сметной документации, составленной в текущем уровне цен, в
соответствии с порядком, изложенным в разделах 3 - 5 настоящего
Порядка;
- дефектной ведомости, согласованной заказчиком;
- укрупненных показателей стоимости на единицу строительной
продукции, рассчитанных в текущем уровне цен управлением по
ценообразованию в строительстве и оценке недвижимости РЦЦСиОН.
6.3. Расчеты-обоснования начального уровня твердой договорной
цены на строительную продукцию осуществлять в следующем порядке:
- определять сметную стоимость работ по утвержденной сметной
документации в базисных ценах 2001 года;
- пересчитывать базовую сметную стоимость в текущий уровень цен
на дату объявления торгов при помощи индексов по объекту или видам
работ;
- уточнять сметную стоимость в ценах на период объявления
торгов с учетом прогнозных индексов, установленных уполномоченным
органом Правительства края.
6.4. Рассчитанный в указанном порядке начальный уровень твердой
договорной цены корректируется на процент тендерного снижения,
установленный при проведении торгов.
Примечание. Часть резерва средств на непредвиденные работы и
затраты в размере 80% включается в твердую договорную цену.
7. Порядок определения стоимости выполненных работ
7.1. Порядок расчетов за выполненные работы устанавливать в
договоре подряда (контракте), в котором предусматривать вид
договорных цен, выполнение отдельных работ по твердым ценам,
возможность адресного стоимостного сопровождения выполненных работ
РЦЦСиОН.
7.2. При взаиморасчетах за выполненные работы по всем статьям
сметной стоимости дополнительные компенсации не возмещать.
По уникальным, особо сложным объектам все производимые
уточнения по использованию материально-технических ресурсов в ходе
строительства принимать только с разрешения инвестора. При этом
расчеты в обязательном порядке подлежат экспертизе в РЦЦСиОН.
7.3. Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные
здания и сооружения производить за фактически построенные
временные здания и сооружения.
7.4. Средства по дополнительным затратам при строительстве в
зимнее время оплачивать в следующем порядке:
- при сроке строительства объекта до одного года по разделу 2
ГСН 81-05-02-2001 - по видам работ с сезонным применением;
- при строительстве более одного года по нормам раздела 1 ГСН
81-05-02-2001 - по видам строительства с круглогодичным
применением.
7.5. Остальные прочие работы и затраты, предусмотренные
проектом организации строительства, возмещать при подтверждении
фактических затрат платежными бухгалтерскими документами.
7.6. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты в
открытую договорную цену не включать.
Приложение
к Порядку
формирования стоимости строительства,
осуществляемого за счет бюджетных
средств и внебюджетных фондов на
территории Хабаровского края
ПЕРЕЧЕНЬ
ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
ГОССТРОЯ РОССИИ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Методические указания по определению величины накладных
расходов в строительстве (МДС 81-33.2004, 81-34.2004).
2. Методические указания по определению величины сметной
прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001).
3. Методическое пособие по определению сметной стоимости
капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и
социально-культурного назначения (Письмо Госстроя России от
12.11.1997 N ВБ-20-254/12).
4. Сборник сметных норм затрат на строительство временных
зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001).
5. Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве
строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001).
6. Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве
ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001).
7. Методические рекомендации по порядку составления смет на
пусконаладочные работы на вводимых в эксплуатацию предприятиях,
зданиях и сооружениях (Письмо Госстроя России от 24.02.1994 N 12-
29).
|