АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 25 января 2005 г. N АИ-1/1439/04-47
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Шальневой О.В.,
судей Манника С.Д., Песковой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Акимцовым О.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца - Котова Е.М.,
от ответчиков:
от Министерства финансов - Хальчицкий А.С.,
от Финансового департамента Администрации г. Хабаровска -
Бутковский А.В.,
от Министерства финансов Хабаровского края - Белоножко Т.Г.,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Министерства
финансов РФ на решение Арбитражного суда Хабаровского края от
25.10.2004 по делу N А73-7734/2004-51, принятое судьей Букиной
Е.А., по иску ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" к МФ РФ, Правительству
Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска, Министерству
финансов Хабаровского края о взыскании убытков 140676,70 руб.,
установил:
ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском
к Российской Федерации в лице МФ РФ, Правительству Хабаровского
края, Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов
Хабаровского края о взыскании убытков в связи с предоставлением
льготной субсидии по ФЗ "О социальной защите инвалидов" в период с
01.08.2001 по 01.07.2004 в сумме 140676,7 руб., в том числе:
- за 2001 г. - 22312,86 руб.;
- за 2002 г. - 97233,84 руб.;
- за 2004 г. - 21130 руб.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от иска в
части взыскания убытков за 2004 г. в сумме 21130 руб. в связи с
произведением выплат после подачи иска. Судом первой инстанции
принят отказ истца от иска, и производство по делу в этой части
прекращено определением суда от 25.10.2004.
Решением суда первой инстанции исковые требования в оставшейся
части - 119546,7 руб. - удовлетворены за счет казны РФ в лице МФ
РФ.
Не согласившись с решением суда, МФ РФ направило апелляционную
жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить,
в удовлетворении иска за счет казны РФ - отказать. По тем
основаниям, что реализация государственной политики в отношении
инвалидов на территориях субъектов РФ относится к ведению органов
государственной власти субъектов РФ.
Считает, что расходы, связанные с предоставлением льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам, проживающим в частном
жилом фонде, возмещается в порядке, установленном субъектами РФ и
органами местного самоуправления.
В судебном заседании МФ РФ доводы апелляционной жалобы
поддержало.
Истец в судебном заседании заявил ходатайство об отказе от иска
в сумме 78300 руб. в связи с произведенными выплатами в декабре
2004 г. и прекращении производства по делу.
В остальной части просил решение суда первой инстанции оставить
без изменения.
Правительство Хабаровского края, Администрация г. Хабаровска и
МФ РФ с ходатайством истца согласились и также просили в
оставшейся сумме решение суда оставить без изменения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд апелляционной
инстанции находит возможным принять отказ истца от иска в части
взыскания 78300 руб., поскольку он не противоречит закону и не
нарушает права других лиц. Обстоятельство погашения долга в
размере 78300 руб. подтверждается реестром предприятий,
составленным Администрацией г. Хабаровска, согласно которому ОАО
ЭиЭ "Хабаровскэнерго" (ТЭЦ-3) перечислено 78300 руб. из средств
федерального бюджета в декабре 2004 г.
Поэтому у суда апелляционной инстанции имеются основания в
соответствии с п. 4 ст. 150 АПК РФ производство по делу в этой
части прекратить, а решение суда первой инстанции в части
взыскания 78300 руб. убытков отменить в связи с принятием суда
отказа истца от иска.
В остальной части решение суда первой инстанции законно и
обоснованно, и не подлежит отмене, поскольку судом правильно
установлены все обстоятельства по делу и им дана соответствующая
юридическая оценка.
Так, из материалов дела видно, что в 2001 - 2002 г.г. истец за
свой счет предоставил льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
инвалидам, проживающим в общежитиях, принадлежащих ОАО ЭиЭ
"Хабаровскэнерго" (ЖЭУ-3), на сумму - 41246,7 руб.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным
льготам за указанный период ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось в
суд с настоящим иском.
При рассмотрении спора суд первой инстанции установил факт
недостаточности финансирования денежными средствами на реализацию
ФЗ "О социальной защите инвалидов" из бюджетных средств и
правомерно возложил ответственность по возмещению истцу убытков из
казны РФ.
Факт предоставления льгот за счет средств ОАО "Хабаровскэнерго"
подтверждается материалами дела: актами сверок с управлением
социальной защиты населения, утвержденными последним, списками
льготников, счетами-фактурами, выставленными истцом для оплаты
произведенных расходов.
Кроме того, размер задолженности по расходам истца сторонами в
ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов"
предоставление льгот по оплате коммунальных услуг инвалидам
предусмотрено в порядке, определенном Правительством РФ.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ N 91 от
27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по
муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности
субъектов РФ в порядке, установленном субъектами и органами
местного самоуправления.
В силу положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов РФ" от 24.06.1999 обязательства по социальной защите
населения, установленные федеральными законами, есть реализация
полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на
реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального
бюджета путем передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам.
Эти средства в соответствии со ст.ст. 130, 133, 136 Бюджетного
кодекса РФ должны передаваться в бюджет субъекта Российской
Федерации из федерального бюджета в виде субвенции, субсидий -
целевым назначением.
Как видно из акта сверки расчетов по межбюджетным отношениям за
2001 г. по состоянию на 01.01.2002, подписанному УФК по
Хабаровскому краю и МФ Хабаровского края, в 2001 г. на реализацию
ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета
поступили 151583000 руб., которые были распределены по бюджетам
муниципальных образований в полном объеме, и нецелевого
использования этих средств не установлено.
Тогда как потребность края в проведении этих мероприятий
составляла 341 млн. руб., о чем в установленной форме было
извещено МФ РФ.
По 2002 г. МФ РФ в апелляционной жалобе указывает, что в
соответствии со ст.ст. 54, 55 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002
г." в составе федерального бюджета создан Фонд компенсаций и
приложением N 13 к данному Закону (распределение средств Фонда
компенсаций на 2002 г.) Хабаровскому краю в Фонде компенсаций
запланировано на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в
РФ" 149855000 руб., фактически выделено 159000000 руб.
Однако как видно из материалов дела, для исполнения ФЗ "О
социальной защите инвалидов" на реализацию жилищно-коммунальных
льгот Хабаровскому краю в 2002 г. МФ РФ согласована сумма
286927000 руб., из расчета 73798 руб. - при федеральных стандартах
стоимости жилищно-коммунальных услуг 36 руб./кв. м (против
установленного Правительством РФ N 84 от 19.11.2001 федерального
стандарта 43,2 руб./кв. м) социальной площади жилья 18 кв. м.
Согласно сводному отчету Государственного комитета статистики
по Хабаровскому краю в 2002 г. фактически на территории края
предприятиями жилищно-коммунальных служб предоставлено льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам на сумму 134 млн. руб.
Сумма 159 млн. руб. выделена из федерального бюджета для
исполнения всего пакета льгот, предоставляемых по ФЗ "О социальной
защите инвалидов" за счет средств Фонда компенсаций: на льготы
приобретения медикаментов, бесплатное лечение, санаторно-курортное
лечение, транспортное обслуживание, оплату коммунальных услуг.
Статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов" предусмотрено
право органов исполнительной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления устанавливать за счет собственных бюджетов
инвалидам дополнительные льготы. В связи с чем в расходы краевого
бюджета на 2002 г. включено финансирование ряда мероприятий,
предусмотренных настоящим Законом, и в частности на реализацию
федеральной льготы по обеспечению инвалидов лекарственными
средствами за счет бюджетных средств субъекта в размере 6000000
руб.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в деле
доказательств сделан правильный вывод, что объем запланированных и
предоставленных из федерального бюджета финансовых средств на
реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов" Хабаровскому краю
недостаточен для финансирования всех льгот, предоставляемых по
названному Закону за счет средств Фонда компенсаций.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О
программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005
г." предусматривается закрепление обязательств по финансированию
расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется
властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти
(бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели
финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на
финансирование льгот инвалидам по оплате жилищно-коммунальных
услуг в достаточном объеме не передавались, исковые требования о
взыскании убытков удовлетворены обоснованно за счет казны
Российской Федерации в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК
РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.10.2004 по
делу N А73-7734/2004-51 отменить в части взыскания с казны
Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в пользу ОАО
ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 78300 руб.
Принять отказ ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" от иска в этой части и
производство по делу прекратить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства
финансов РФ в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 41246,70 руб.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в
течение двух месяцев со дня вынесения через Арбитражный суд
Хабаровского края.
Председательствующий:
О.В.Шальнева
Судьи:
С.Д.Манник
Т.Д.Пескова
|