ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2005 г. по делу N 3-68/05
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Медведева В.В.,
с участием прокурора Аристарховой И.Н.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании п. 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса
Хабаровского края о государственной и муниципальной службе
противоречащим федеральному законодательству и недействующим,
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании п. 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса Хабаровского края о
государственной и муниципальной службе противоречащим федеральному
законодательству и недействующим.
В обосновании заявленных требований в заявлении указано, что
пунктом 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса края установлено, что дополнительно
к должностному окладу в состав заработной платы государственного
служащего входит надбавка к должностному окладу за ученую степень,
ученое звание в размере:
- государственному служащему, имеющему ученую степень кандидата
наук, ученое звание доцента, - пятнадцати процентов от
должностного оклада;
- государственному служащему, имеющему ученую степень доктора
наук, ученое звание профессора, - двадцати процентов от
должностного оклада.
Пункт 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса края противоречит федеральному
законодательству по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об
основах государственной службы Российской Федерации" установлен
исчерпывающий перечень видов надбавок к должностному окладу, а
именно: за квалификационный разряд, особые условия государственной
службы и выслугу лет.
Согласно ч. 2 ст. 17 названного Федерального закона законами
субъектов Российской Федерации определяются размеры и порядок
установления надбавок к должностному окладу государственного
служащего, при этом субъект Российской Федерации не вправе
устанавливать виды надбавок, входящих в денежное содержание
государственных служащих. Таким образом, п. 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса
Хабаровского края, устанавливая дополнительную надбавку к
должностному окладу государственных служащих, финансируемых из
краевого бюджета, вступает в противоречие с действующим
федеральным законодательством о государственной службе.
Установление для государственных служащих края дополнительной
надбавки за ученую степень и ученое звание влечет увеличение
размера их денежного содержания (размера оплаты труда), что влияет
на расходную часть бюджета края в сторону ее увеличения и является
в соответствии с ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса регулированием
бюджетных правоотношений. Нормативные акты, регулирующие бюджетные
правоотношения, в силу ст. 2 Бюджетного кодекса РФ не могут
противоречить Бюджетному кодексу РФ.
Согласно приложению 13 к Федеральному закону "О федеральном
бюджете на 2005 год" Хабаровский край является получателем дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ из
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2005 году в
размере 3180977,1 тысяч рублей.
Пунктом 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации, которому в
соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса предоставляется
финансовая помощь в виде дотации из Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда
государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации
и работников государственных учреждений субъекта Российской
Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные
для соответствующих категорий федеральных государственных служащих
и работников федеральных государственных учреждений.
Таким образом, п. 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса Хабаровского края о
государственной и муниципальной службе, устанавливая не
предусмотренную федеральным законодательством надбавку к
должностному окладу за ученую степень и ученое звание
государственному служащему края, превышает размеры оплаты труда,
установленные для соответствующих категорий федеральных
государственных служащих и работников федеральных государственных
учреждений, что противоречит действующему бюджетному
законодательству и о государственной службе Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Аристархова И.Н. поддержала
заявленные требования и просила суд удовлетворить их.
В судебном заседании представители Законодательной Думы
Хабаровского края Заливин С.В. и Богомолов А.В. с требованиями
прокурора не согласились и пояснили суду, что Федеральный закон от
31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы
Российской Федерации" признан утратившим силу со дня вступления в
силу Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 79-ФЗ) (статья 72).
Таким образом, представители Думы считают, что положения статьи
17 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах
государственной службы Российской Федерации" не могут быть
использованы в качестве оснований для признания пункта 2 части 3
статьи 60 Кодекса края противоречащим федеральному
законодательству.
В части указаний прокурора края на противоречие ст. 85
Бюджетного кодекса РФ представители Думы полагают, что для
надлежащей оценки данного довода необходимо определить следующие
юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для
рассмотрения данного дела, поскольку норма ст. 85 Бюджетного
кодекса не устанавливает размеры оплаты труда федеральных
государственных служащих, для оценки доводов прокурора края о том,
что пункт 2 части 3 ст. 60 Кодекса Хабаровского края о
государственной и муниципальной службе устанавливает размер оплаты
труда госслужащих края, превышающий размер оплаты труда,
установленный для соответствующих категорий федеральных
госслужащих, необходимо установить, какие категории федеральных
госслужащих являются соответствующими госслужащим Хабаровского
края; каким нормативно-правовым актом установлены должности
федеральной государственной службы и государственной службы
субъекта РФ; а в случае установления соответствия должностей
необходимо определить размер оплаты труда федеральных госслужащих,
который не может быть превышен в отношении госслужащих субъекта РФ
- получателя финансовой помощи.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 8 Федерального
закона "О системе государственной службы Российской Федерации"
соотношение должностей федеральной государственной гражданской
службы и типовых должностей государственной гражданской службы
субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом
или указом Президента Российской Федерации.
В настоящее время такого федерального закона или указа
Президента Российской Федерации нет. Следовательно, на федеральном
уровне отсутствует нормативный правовой акт, который бы позволял
установить, какие именно должности федеральной госслужбы являются
соответствующими для должностей госслужбы субъекта РФ, в том числе
для проведения сравнения размеров оплаты в порядке, установленном
ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.
В предмет доказывания по данному делу также входит установление
наличия прямой причинно-следственной связи между установлением
надбавки за ученую степень, ученое звание госслужащим края (п. 2
ч. 3 ст. 60 Кодекса) и возможным превышением размера оплаты труда
госслужащих края над размером оплаты труда соответствующих
категорий федеральных госслужащих.
Частью 7 статьи 71 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что
размер денежного содержания, установленного гражданским служащим в
соответствии с настоящим Федеральным законом, не может быть меньше
размера денежного содержания, установленного государственным
служащим на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, признание недействующим п. 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса
Хабаровского края, на котором настаивает прокурор, противоречило
бы ст. 71 Федерального закона "О государственной гражданской
службе Российской Федерации".
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав
заключение прокурора Аристарховой И.Н., суд не находит оснований
для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 60 Кодекса Хабаровского края о
государственной и муниципальной службе (далее - Кодекс края)
денежное содержание государственного служащего состоит из
должностного оклада, надбавок за выслугу лет на государственной
службе, квалификационный разряд, особые условия прохождения
государственной службы, премии по итогам работы за месяц и
календарный год и иных выплат, предусмотренных федеральными и
краевыми законами, настоящим Кодексом.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса края установлено, что
дополнительно к должностному окладу в состав заработной платы
государственного служащего входит надбавка к должностному окладу
за ученую степень, ученое звание в размере:
- государственному служащему, имеющему ученую степень кандидата
наук, ученое звание доцента, - пятнадцати процентов от
должностного оклада;
- государственному служащему, имеющему ученую степень доктора
наук, ученое звание профессора, - двадцати процентов от
должностного оклада.
Доводы прокурора края о противоречии пункта 2 части 3 статьи 60
Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе
основаны на статье 17 Федерального закона от 31 июля 1995 года N
119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Вместе с тем данный Федеральный закон признан утратившим силу
со дня вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2004 года
N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации" (статья 72).
Таким образом, положения статьи 17 Федерального закона от 31
июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы
Российской Федерации", по мнению суда, не могут быть использованы
в качестве оснований для признания пункта 2 части 3 статьи 60
Кодекса края противоречащим федеральному законодательству.
С 1 февраля 2005 года статьями 50, 51 и 55 Федерального закона
N 79-ФЗ установлена новая система оплаты труда гражданских
служащих.
Положения указанных статей вступают в силу в порядке,
установленном статьей 71 данного Федерального закона.
Так, часть 4 статьи 71 Федерального закона N 79-ФЗ
устанавливает, что порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55
настоящего Федерального закона в отношении гражданских служащих
субъектов Российской Федерации определяется законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Соответствующий законопроект принят Законодательной Думой
22.05.2005 только в первом чтении и, следовательно, нормы статей
50, 51 и 55 Федерального закона N 79-ФЗ на территории края пока не
введены в действие.
В данный переходный период систему оплаты труда государственных
служащих субъектов Российской Федерации устанавливает часть 5
статьи 71 Федерального закона N 79-ФЗ, которая определяет, что
установленные на день вступления в силу настоящего Федерального
закона условия выплаты денежного содержания или денежного
вознаграждения государственных служащих, признаваемых в
соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими
служащими, в том числе размеры денежного вознаграждения,
должностных окладов, установленных надбавок, условия и порядок их
выплаты, применяются до вступления в силу нормативных правовых
актов, устанавливающих денежное содержание гражданских служащих в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом часть 7 статьи 71 Федерального закона N 79-ФЗ
определяет, что размер денежного содержания, установленного
гражданским служащим в соответствии с настоящим Федеральным
законом, не может быть меньше размера денежного содержания,
установленного государственным служащим на день вступления в силу
настоящего Федерального закона.
Таким образом, части 5 и 7 статьи 71 Федерального закона N 79-
ФЗ сохранили установленную Кодексом края систему оплаты труда
государственных служащих (в том числе и надбавку за ученую
степень) до принятия нового краевого закона, регулирующего вопросы
государственной гражданской службы края.
Доводы прокурора края о противоречии пункта 2 части 3 статьи 60
Кодекса края абзацу второму пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса
Российской Федерации судом также не могут быть приняты.
В субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со
статьей 131 настоящего Кодекса предоставляются дотации из
федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских
служащих субъекта Российской Федерации и работников
государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут
превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих
категорий федеральных государственных служащих и работников
федеральных государственных учреждений.
Вместе с тем нельзя напрямую связывать положения абзаца второго
пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации с
установленной пунктом 2 части 3 статьи 60 Кодекса края надбавкой
за ученую степень.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в данном случае
не могут быть применены, поскольку государственные служащие края
не являются субъектами бюджетных правоотношений и Бюджетный кодекс
Российской Федерации не устанавливает норм трудового права, к
которым относятся особые условия трудового договора.
Кроме того, абзац второй пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса
Российской Федерации нельзя отнести к законодательным нормам
прямого действия, так как он имеет лишь общее указание на то, что
государственные служащие, финансируемые за счет средств бюджета
субъекта Российской Федерации, не могут быть поставлены в лучшие
условия по сравнению с государственными служащими федеральных
учреждений.
Ссылки представителя прокуратуры края на указы Президента
Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 265 "О денежном
содержании федеральных государственных служащих территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти,
представительств Российской Федерации, представительств
федеральных органов исполнительной власти и представительств
государственных органов при федеральных органах исполнительной
власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских
учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и
органов прокуратуры Российской Федерации" и от 9 апреля 1997 года
N 310 "О денежном содержании федеральных государственных
служащих", по мнению суда, являются несостоятельными, так как
позволяют провести только условное сопоставление предоставленных
гарантий и условий службы федеральных государственных служащих и
государственных служащих края.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 8 Федерального
закона "О системе государственной службы Российской Федерации"
соотношение должностей федеральной государственной гражданской
службы и типовых должностей государственной гражданской службы
субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом
или указом Президента Российской Федерации.
В настоящее время такого федерального закона или указа
Президента Российской Федерации нет. Следовательно, на федеральном
уровне отсутствует нормативный правовой акт, который бы
устанавливал единые подходы по сопоставлению денежного содержания
федеральных государственных служащих и государственных служащих
субъектов Российской Федерации.
Таким образом, используемый прокурором края принцип
сопоставимости отдельных условий оплаты труда федеральных
государственных служащих и государственных гражданских служащих
края не основан на федеральном законодательстве и не может
использоваться в качестве доказательства по делу.
Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении
требований прокурора края следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края о
признании п. 2 ч. 3 ст. 60 Кодекса Хабаровского края о
государственной и муниципальной службе противоречащим федеральному
законодательству и недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение
10 суток через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
В.В.Медведев
|