ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 06 апреля 2005 г. по делу N 3-75/05
(с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ
от 13.07.2005 N 58-Г05-16)
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании части 1 статьи 6 в части
слов "подтверждающим личность", части 1 статьи 32 в части слов "а
также правом внеочередного приобретения проездных документов",
части 2 статьи 32, части 3 статьи 32 в части слов "вне очереди",
части 4 статьи 32 в части распространения права, предусмотренного
частью 2 статьи 32 на лицо, которое сопровождает депутата -
инвалида 1 группы, пункта "а" части 3 статьи 34 Закона
Хабаровского края от 27.11.1996 N 86 "О статусе депутата
Законодательной Думы Хабаровского края" противоречащими
федеральному законодательству и не действующими со дня вступления
решения суда в законную силу,
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд
с названным заявлением.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то,
что ч. 1 ст. 6 Закона Хабаровского края "О статусе депутата
Законодательной Думы Хабаровского края" в противоречие Положению о
паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N
828, предусмотрено подтверждение личности удостоверением депутата.
Также прокурор полагает, что поскольку установление льгот на
проезд не относится к предмету совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, то Законодательная Дума Хабаровского
края, установив для депутата краевой Думы и лиц, сопровождающих
депутата - инвалида 1 группы, льготу по приобретению проездных
документов, вышла за пределы установленной Конституцией Российской
Федерацией и федеральным законодательством компенсации, в связи с
чем прокурор просит признать недействующими положения ч. 1 ст. 32
в части слов "а также правом внеочередного приобретения проездных
документов", ч. 2 ст. 32, ч. 3 ст. 32 в части слов "вне очереди",
ч. 4 ст. 32 в части, распространения права, предусмотренного
частью 2 статьи 32 на лицо, которое сопровождает депутата -
инвалида 1 группы. Названные нормы краевого Закона, кроме того, по
мнению прокурора, противоречат п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса
Российской Федерации, ст. 106 Воздушного кодекса Российской
Федерации, ст.ст. 2, 4, п. 3 ст. 99 Кодекса внутреннего водного
транспорта Российской Федерации.
Установленная п. "а" ч. 3 ст. 34 оспариваемого краевого Закона
продолжительность предоставляемого депутату, осуществляющему
полномочия в Думе на постоянной основе, сверх ежегодного
оплачиваемого отпуска дополнительного оплачиваемого отпуска не
соответствует требованиям ст. 14 Закона Российской Федерации от
19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностям" в редакции Федерального закона от 22.08.2004,
вступившей в силу 01.01.2005.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры
Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал заявление прокурора
Хабаровского края.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, по
доверенности Кузнецова Т.Е., не соглашаясь с доводами заявления
прокурора, просила в удовлетворении заявленных требований
отказать, ссылаясь на то, что нормы ч. 1 ст. 6 Закона края "О
статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края"
регулируют иные отношения, чем урегулированы Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828 и,
следовательно, не противоречат названному Постановлению. Право
депутата Думы приобретать вне очереди билеты следует расценивать и
как гарантию прав выборного должностного лица на беспрепятственное
и эффективное осуществление своих полномочий. Правомерным является
и распространение данного права на лицо, сопровождающее депутата -
инвалида 1 группы. Нормы п. "а" ч. 3 ст. 34 краевого Закона
приняты в соответствии со ст.ст. 165, 172 Трудового кодекса
Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, суд находит, что в удовлетворении заявленных
прокурором Хабаровского края требований подлежит отказать по
следующим основаниям.
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации отнесено установление общих принципов организации
системы органов государственной власти и местного самоуправления,
в том числе и тех принципов, которые относятся к установлению
статуса депутата законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, включая
права, обязанности, гарантии, ответственность и ограничения в
связи с осуществлением принадлежащих ему полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 06.10.1999
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" статус депутата, срок его
полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются
настоящим Законом, другими федеральными законами, конституцией
(уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В настоящее время отсутствует специальный федеральный закон,
регулирующий вопросы, связанные со статусом депутата
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации.
При таком положении законодательный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации вправе принять собственный
нормативный акт, определяющий статус и гарантии депутата
представительного органа местного самоуправления.
Законодательной Думой Хабаровского края 27 ноября 1996 года
принят Закон Хабаровского края N 86 "О статусе депутата
Законодательной Думы Хабаровского края", которым определены права,
обязанности и ответственность депутата Законодательной Думы
Хабаровского края, а также установлены основные гарантии при
осуществлении им депутатской деятельности.
Частью 1 ст. 6 названного краевого Закона предусмотрено, что
депутат имеет удостоверение, являющееся его основным документом,
подтверждающим личность и полномочия депутата, нагрудный знак
"Депутат Законодательной Думы Хабаровского края", которым он
пользуется в течение срока своих полномочий.
Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.07.1997 N 828, основным документом, удостоверяющим личность
гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина
Российской Федерации.
Из содержания вышеназванных норм краевого и федерального
законодательства видно, что ч. 1 ст. 6 Закона края N 86 от
27.11.1999 не регулируются вопросы подтверждения личности
гражданина Российской Федерации, а урегулирован вопрос
подтверждения личности депутата Законодательной Думы Хабаровского
края, в связи с чем суд находит доводы прокурора о противоречии ч.
1 ст. 6 Закона Хабаровского края "О статусе депутата
Законодательной Думы Хабаровского края" в части слов
"подтверждающим личность" Положению о паспорте гражданина
Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, не состоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона Хабаровского края "О статусе
депутата Законодательной Думы Хабаровского края" депутат на
территории края пользуется правом внеочередного приобретения
проездных документов на железнодорожном, воздушном, автомобильном,
водном транспорте.
Часть 2 ст. 32 устанавливает, что по предъявлению удостоверения
депутата расположенные на территории края билетные кассы
железнодорожных вокзалов и пристаней (как суточной, так и
предварительной продажи), агентства гражданской авиации или
аэропорты обязаны вне очереди предоставить депутату место в
купейном или спальном вагоне поезда, в каюте первого или второго
класса судов всех категорий, в салоне самолета или вертолета.
В части 3 ст. 32 предусмотрено, что проезд депутата, связанный
с осуществлением им депутатской деятельности, в автобусах
междугородних, а также пригородных сообщений, где продажа билета
осуществляется с указанием номера места, осуществляется по
бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов,
транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при
посадке в автобус.
Часть 4 вышеназванной статьи распространяет права,
предусмотренные частями 1 - 3 на лицо, которое сопровождает
депутата - инвалида 1 группы.
Суд находит, что данные нормы ст. 32 Закона Хабаровского края N
86 от 27.11.1996 в оспариваемой прокурором части не противоречат
федеральному законодательству, и основания для удовлетворения
требований прокурора отсутствуют.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией
(уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона
законодательный (представительный) орган государственной власти
субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав
указанного органа избрано не менее двух третей от установленного
числа депутатов.
Правомочность заседания законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации
определяется законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона Хабаровского края "О Законодательной
Думе Хабаровского края" заседание Думы правомочно, если на нем
присутствуют не менее двух третей от установленного числа
депутатов Думы.
Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к
ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов
от установленного числа депутатов.
Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством
голосов от установленного числа депутатов.
Согласно ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" все
правовые акты принимаются в коллегиальном порядке депутатами Думы,
которые в соответствии с п. 1 ст. 10 настоящего Федерального
закона избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на
территории субъекта и обладающими в соответствии с федеральным
законом активным избирательным правом.
Таким образом, принятие законов находится в прямой зависимости
от наличия кворума, и, следовательно, неявка депутатов на
заседание Думы по причине невозможности приобретения билетов
негативным образом отразится на своевременности принятия важных
для жителей края законов.
Как следует из смысла ст. 13 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" законодательство субъектов Российской Федерации
призвано определить меры охраны прав депутатов как выборных лиц,
представляющих интересы многих людей и наделенных правом принимать
самые важные решения для субъекта Российской Федерации и в связи с
этим обладающих особым статусом.
При таком положении суд приходит к выводу, что сам по себе факт
предоставления депутату права вне очереди приобретать в билетных
кассах проездные документы на железнодорожном, воздушном,
автомобильном, водном транспорте не свидетельствует о противоречии
оспариваемой нормы краевого Закона гражданскому законодательству,
поскольку в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской
Федерации гражданское законодательство определяет правовое
положение участников гражданского оборота, основания возникновения
и порядок осуществления права собственности и других вещных прав,
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности
(интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные
обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними
личные неимущественные отношения, основанные на равенстве,
автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Суд находит, что предусмотренное ст. 32 Закона Хабаровского
края "О Законодательной Думе Хабаровского края" условие
внеочередного приобретения проездных документов депутатами Думы не
ограничивает права юридических лиц.
Так, в соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской
Федерации договор перевозки пассажира заключается между пассажиром
и перевозчиком и считается заключенным с момента приобретения
билета, в краевом Законе предусмотрен лишь порядок приобретения
этого билета и, следовательно, права перевозчика не затрагиваются.
Право депутата Думы приобретать вне очереди билеты следует
расценивать как гарантию прав выборного должностного лица на
беспрепятственное и эффективное осуществление своих полномочий.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства
автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176 "Об
утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом в РСФСР" правом на приобретение билетов вне очереди
для проезда в автобусах пригородных маршрутов пользуются: депутаты
Верховного Совета СССР, депутаты Верховных Советов союзных и
автономных республик и местных Советов народных депутатов, Герои
Советского Союза, Герои Социалистического труда, лица,
награжденные орденами славы трех степеней, а также инвалиды при
предъявлении соответствующих документов.
Принимая во внимание то обстоятельство, что депутатом может
быть избран любой гражданин Российской Федерации, в том числе
инвалид 1 группы, нуждающийся в постоянном уходе, суд находит
обоснованным в целях обеспечения равных прав депутатов
распространение ч. 4 ст. 32 краевого Закона на лицо,
сопровождающее депутата - инвалида 1 группы, права внеочередного
приобретения проездных документов.
Суд находит не подлежащими удовлетворению требования прокурора
о признании п. "а" ч. 3 ст. 34 Закона Хабаровского края "О статусе
депутата Законодательной Думы Хабаровского края" противоречащим
ст. 14 Закона Российский Федерации "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" по следующим основаниям.
Названными оспариваемыми нормами краевого Закона установлено,
что депутату, осуществляющему полномочия в Думе на постоянной
основе, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется
дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах, где
установлен районный коэффициент и процентная надбавка к заработной
плате - 7 рабочих дней.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации
предусмотрены случаи предоставления гарантий и компенсаций
работникам, в числе которых установлен случай предоставления
гарантий работникам при исполнении государственных или
общественных обязанностей, перечень которых не является
исчерпывающим, может быть расширен, в том числе федеральными
законами.
Статьей 172 Трудового кодекса Российской Федерации
предусмотрены гарантии работникам, избранным на выборные должности
в государственных органах, органах местного самоуправления,
указано, что гарантии таким лицам устанавливаются законами,
регулирующими статус и порядок их деятельности.
При таких правовых обстоятельствах суд находит, что
продолжительность отпуска депутатов Думы и порядок его исчисления
относятся к гарантиям работников, освобожденных от работы
вследствие избрания на выборные должности в государственных
органах, при этом установление иного уровня трудовых прав и
гарантий указанным работникам по сравнению с установленным
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации является допустимым с учетом правил ч. 2 ст.
6 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, 7 рабочих дней дополнительного оплачиваемого
отпуска, установленные в п. "а" ч. 3 ст. 34 краевого Закона,
эквивалентны 8 календарным дням, установленным ст. 14 Закона
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях".
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Оставить без удовлетворения заявление прокурора Хабаровского
края о признании части 1 статьи 6 в части слов "подтверждающим
личность", части 1 статьи 32 в части слов "а также правом
внеочередного приобретения проездных документов", части 2 статьи
32, части 3 статьи 32 в части слов "вне очереди", части 4 статьи
32 в части распространения права, предусмотренного частью 2 статьи
32 на лицо, которое сопровождает депутата - инвалида 1 группы,
пункта "а" части 3 статьи 34 Закона Хабаровского края от
27.11.1996 N 86 "О статусе депутата Законодательной Думы
Хабаровского края" противоречащими федеральному законодательству и
не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено
кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в
течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.Барабаш
|