ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 07 апреля 2005 г. по делу N 3-76/05
(с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ
от 13.07.2005 N 58-Г05-15)
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании части 1 статьи 6 в части
слов "подтверждающим личность", пункта "а" части 3 статьи 33
Закона Хабаровского края от 26 июня 1999 года N 138 "О статусе
депутата представительного органа местного самоуправления в
Хабаровском крае" противоречащими федеральному законодательству и
недействующими со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд
с названным заявлением, ссылаясь на то, что ч. 1 ст. 6 Закона
Хабаровского края "О статусе депутата представительного органа
местного самоуправления в Хабаровском крае" в противоречие
Положению о паспорте гражданина Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.07.1997 N 828, предусмотрено подтверждение личности
удостоверением депутата, а установленная п. "а" ч. 3 ст. 33
данного краевого Закона продолжительность предоставляемого
депутату, осуществляющему полномочия в представительном органе
местного самоуправления на постоянной основе, сверх ежегодного
оплачиваемого отпуска дополнительного оплачиваемого отпуска не
соответствует требованиям ст. 14 Закона Российской Федерации от
19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях" в редакции Федерального закона от 22.08.2004,
вступившей в силу 01.01.2005.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры
Хабаровского края Аристархова И.Н. поддержала заявление прокурора
Хабаровского края.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края по
доверенности Кузнецова Т.Е., не соглашаясь с доводами заявления
прокурора, просила в удовлетворении заявленных требований
отказать, ссылаясь на то, что нормы ч. 1 ст. 6 Закона края "О
статусе депутата представительного органа местного самоуправления
в Хабаровском крае" регулируют иные отношения, чем урегулированы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N
828 и, следовательно, не противоречат названному Постановлению.
Оспариваемые прокурором положения п. "а" ч. 3 ст. 33 соответствуют
требованиям ст.ст. 165, 172 Трудового кодекса Российской
Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, суд находит, что в удовлетворении заявленных
прокурором Хабаровского края требований подлежит отказать по
следующим основаниям.
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации отнесено установление общих принципов организации
системы органов государственной власти и местного самоуправления,
в том числе и тех принципов, которые относятся к установлению
статуса депутата представительного органа местного самоуправления,
включая права, обязанности, гарантии, ответственность и
ограничения в связи с осуществлением принадлежащих ему полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации.
В настоящее время отсутствует специальный федеральный закон,
регулирующий вопросы, связанные со статусом депутата
представительного органа местного самоуправления.
При таком положении законодательный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации вправе принять собственный
нормативный акт, определяющий статус и гарантии депутата
представительного органа местного самоуправления.
Законодательной Думой Хабаровского края 29 июня 1999 года
принят Закон Хабаровского края N 138 "О статусе депутата
представительного органа местного самоуправления в Хабаровском
крае".
Частью 1 ст. 6 названного краевого Закона предусмотрено, что
депутат имеет удостоверение, являющееся его основным документом,
подтверждающим личность и полномочия депутата, а также может иметь
нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока своих
полномочий.
Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.07.1997 N 828, основным документом, удостоверяющим личность
гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина
Российской Федерации.
Из содержания вышеназванных норм краевого и федерального
законодательства видно, что ч. 1 ст. 6 Закона края N 138 от
29.06.1999 не регулируются вопросы подтверждения личности
гражданина Российской Федерации, а урегулирован вопрос
подтверждения личности депутата представительного органа местного
самоуправления, в связи с чем суд находит доводы прокурора о
противоречии ч. 1 ст. 6 Закона Хабаровского края "О статусе
депутата представительного органа местного самоуправления в
Хабаровском крае" в части слов "подтверждающим личность" Положению
о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N
828, несостоятельными.
Суд находит не подлежащим удовлетворению требования прокурора о
признании п. "а" ч. 3 ст. 33 Закона Хабаровского края "О статусе
депутата представительного органа местного самоуправления в
Хабаровском крае" противоречащим ст. 14 Закона Российской
Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях" по следующим основаниям.
Названными оспариваемыми нормами краевого Закона установлено,
что депутату, осуществляющему полномочия в представительном органе
местного самоуправления на постоянной основе, сверх ежегодного
оплачиваемого отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый
отпуск за работу в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день; в
приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней; в остальных
районах Севера, где установлен районный коэффициент и процентная
надбавка к заработной плате - 7 рабочих дней.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации
предусмотрены случаи предоставления гарантий и компенсаций
работникам, в числе которых установлен случай предоставления
гарантий работникам при исполнении государственных или
общественных обязанностей, перечень которых не является
исчерпывающим, может быть расширен, в том числе федеральными
законами.
Статьей 172 Трудового кодекса Российской Федерации
предусмотрены гарантии работникам, избранным на выборные должности
в государственных органах, органах местного самоуправления,
указано, что гарантии таким лицам устанавливаются законами,
регулирующими статус и порядок их деятельности.
При таких правовых обстоятельствах суд находит, что
продолжительность отпуска депутатов представительных органов
местного самоуправления и порядок его исчисления относятся к
гарантиям работников, освобожденных от работы вследствие избрания
на выборные должности в органах местного самоуправления, при этом
установление иного уровня трудовых прав и гарантий указанным
работникам по сравнению с установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации является
допустимым с учетом правил ч. 2 ст. 6 Трудового кодекса Российской
Федерации.
Кроме того, 21, 14 и 7 рабочих дней дополнительного
оплачиваемого отпуска, установленные в п. "а" ч. 3 ст. 33 краевого
Закона, эквивалентны 24, 16 и 8 календарным дням, установленным
ст. 14 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях".
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Хабаровского края о признании части 1
статьи 6 в части слов "подтверждающим личность", пункта "а" части
3 статьи 33 Закона Хабаровского края от 26 июня 1999 года N 138 "О
статусе депутата представительного органа местного самоуправления
в Хабаровском крае" противоречащими федеральному законодательству
и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу,
отставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено
кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в
течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.Барабаш
|