ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 03 мая 2005 г. по делу N 3-98/05
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании п.п. 2.1 - 2.6 раздела 2
Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за
пользование находящимися в государственной собственности нежилыми
зданиями, сооружениями и отдельными помещениями, расположенными на
территории Хабаровского края, утвержденного постановлением
Губернатора Хабаровского края от 30.12.2002 N 532 (в редакции
постановления Губернатора края от 11.01.2005 N 3) противоречащими
законодательству,
установил:
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 3 от 11.01.2005
внесены изменения в постановление Губернатора Хабаровского края N
532 от 30.12.2002 "Об утверждении Положения о порядке исчисления и
уплаты в бюджет арендной платы за пользование находящимися в
государственной собственности нежилыми зданиями, сооружениями и
отдельными помещениями, расположенными на территории Хабаровского
края".
Абзацем 2 подпункта 2.2 постановления Губернатора края N 3 от
11.01.2005 изменено наименование раздела 2 Положения о порядке
исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за пользование
находящимися в государственной собственности нежилыми зданиями,
сооружениями и отдельными помещениями, расположенными на
территории Хабаровского края" (далее - Положение), утвержденного
постановлением Губернатора края N 532 от 30.12.2002: "Порядок
определения величины арендной платы за пользование государственным
недвижимым имуществом" на следующую редакцию "Порядок определения
величины арендной платы за пользование государственным недвижимым
имуществом, по которому не проведена оценка рыночной стоимости
объектов".
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с требованиями о
признании п.п. 2.1 - 2.6 раздела 2 Положения, утвержденного
постановлением Губернатора Хабаровского края N 532 от 30.12.2002 в
редакции постановления Губернатора Хабаровского края N 3 от
11.01.2005 противоречащими законодательству.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то,
что оспариваемыми нормами Положения определен порядок определения
арендной платы без проведения оценки рыночной стоимости
передаваемого в аренду недвижимого имущества, что противоречит
федеральному законодательству об оценочной деятельности (ст.ст. 7,
8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации") и краевому законодательству об основах управления и
распоряжения" государственной собственностью Хабаровского края
(ст. 13 Закона Хабаровского края "Об основах управления и
распоряжения государственной собственностью").
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского
края Ким П.В. поддержал заявление прокурора Хабаровского края.
Представитель Губернатора и Правительства Хабаровского края, по
доверенности Знаменская Т.И., просила заявление прокурора оставить
без удовлетворения, указывая на то, что постановлением Губернатора
края установлены два порядка определения величины арендной платы
за пользование государственным недвижимым имуществом, которые
отличаются друг от друга разными видами определения стоимости
объекта оценки - "базовая ставка" и "рыночная стоимость", что
соответствует нормам Федерального закона "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации и Постановлению Правительства
Российской Федерации N 519 от 06.07.2001.
Выслушав объяснения прокурора, представителя Губернатора и
Правительства Хабаровского края, исследовав материалы дела, суд
находит заявление прокурора Хабаровского края обоснованным и
подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в
отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям,
физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок
с объектами оценки, определены Федеральным законом от 29.07.1998 N
135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов
оценки является обязательным в случае включения в сделку объектов
оценки, принадлежащих полностью или частично субъектам Российской
Федерации, в том числе: при определении стоимости объектов оценки,
принадлежащих субъектам Российской Федерации, в целях их передачи
в аренду.
Согласно п.п. "ж" п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" порядок управления и распоряжения собственностью
субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта
Российской Федерации.
Статьей 13 Закона Хабаровского края от 25.06.2003 N 124 "Об
основах управления и распоряжения государственной собственностью
Хабаровского края" предусмотрено, что краевая государственная
собственность, являющаяся предметом сделок, подлежит обязательной
оценке в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу ст. 7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации", в случае, если в нормативном правовом акте,
содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо
объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта
оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования
в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим
Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих
вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная
стоимость", "разумная стоимость", "реальная стоимость" и других.
Анализируя названное федеральное и краевое законодательство,
суд приходит к выводу, что установление рыночной стоимости
передаваемого в аренду краевого государственного недвижимого
имущества является обязательным условием совершения с ним сделок.
При таком положении суд находит нормы п.п. 2.1 - 2.6 Положения,
утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края N 532
от 30.12.2002 (в редакции постановления N 3 от 11.01.2005),
которыми установлен порядок определения арендной платы без
проведения оценки рыночной стоимости передаваемого в аренду
недвижимого имущества противоречит федеральному и краевому
законодательству.
В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
правовой акт высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации не должен противоречить Конституции Российской
Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента
Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской
Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской
Федерации.
При таких правовых обстоятельствах п.п. 2.1 - 2.6 Положения,
утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края N 532
от 30.12.2002 (в редакции постановления N 3 от 11.01.2005)
подлежат признанию недействующими со дня вступления в силу решения
суда.
Доводы представителя Губернатора и Правительства Хабаровского
края о том, что оспариваемые нормы Положения приняты в
соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации" и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об
утверждении стандартов оценки" суд находит несостоятельными по
следующим основаниям.
В силу ст. 1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" законодательство, регулирующее оценочную
деятельность в Российской Федерации, состоит из федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а
также из международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, Губернатор края не вправе регулировать оценочную
деятельность, определяя иной вид стоимости объекта оценки, чем
установлен федеральным законодателем, а именно ст.ст. 7, 8
Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации", поскольку установление именно рыночной стоимости
объекта оценки является необходимым условием участия в гражданском
обороте государственного имущества субъекта Российской Федерации.
Кроме того, определенный оспариваемыми нормами Положения вид
стоимости объекта оценки, отличный от рыночной стоимости, не
предусмотрен и Постановлением Правительства Российской Федерации N
519 от 06.07.2001, которым утверждены стандарты оценки,
обязательные к применению субъектами оценочной деятельности.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Признать недействующими со дня вступления в законную силу
настоящего решения суда п.п. 2.1 - 2.6 раздела 2 Положения о
порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за пользование
находящимися в государственной собственности нежилыми зданиями,
сооружениями и отдельными помещениями, расположенными на
территории Хабаровского края, утвержденного постановлением
Губернатора Хабаровского края от 30.12.2002 N 532 (в редакции
постановления Губернатора края от 11.01.2005 N 3).
Данное решение опубликовать в газете "Тихоокеанская звезда" и
Собрании законодательства Хабаровского края.
Взыскать с Правительства Хабаровского края в доход федерального
бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено
кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в
течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Н.Ю.Барабаш
|