МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 10 июня 2005 г. N 4-7-2073
Руководителям муниципальных органов
управления образованием
Министерство образования края направляет Вам результаты анализа
проведения классных родительских собраний по теме "Профилактика
суицида среди детей и подростков" (приложение 1) в образовательных
учреждениях края и рекомендации по дальнейшей организации работы
по профилактике суицида среди несовершеннолетних (приложение 2).
Рекомендуем продолжить работу по профилактике суицида среди
несовершеннолетних и довести вышеназванные материалы для
руководителей образовательных учреждений.
Первый заместитель
министра образования
И.А.Иванцева
Приложение 1
к письму
Министерства образования
Хабаровского края
от 10 июня 2005 г. N 4-7-2073
АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ
СОБРАНИЙ ПО ТЕМЕ "ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРАЯ
С целью выявления и изучения проблем в подростковой среде и
семье, выяснения причин и условий, побуждающих подростка
расстаться с жизнью, предупреждения суицидального поведения у
детей и подростков в 2004 году в образовательных учреждениях края
были проведены классные родительские собрания по теме
"Профилактика суицида среди детей и подростков" в соответствии с
приказом министерства образования от 12.07.2004 N 519. Информация
о проведении классных родительских собраний поступила из 18
территорий (г. Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Аянский, Бикинский,
Вяземский, Верхнебуреинский, Ванинский, Комсомольский, Нанайский,
Охотский, П.Осипенко, Солнечный, Советско-Гаванский, Ульчский,
Чумиканский, Хабаровский, им. Лазо районы).
В ходе подготовки проведения собраний были предложены анкеты
для выявления степени тревожности у учащихся, определения круга
лиц, которые могут оказать поддержку ребенку в трудной для него
ситуации, выявления мнения родителей о важности работы по
профилактике суицида. Результаты анкетирования в адрес
министерства образования прислали вышеназванные территории.
Всего в анкетировании приняли участие 11598 старшеклассников.
На вопрос "Были ли в твоей жизни случаи, когда ты хотел решить
проблемы при помощи смерти" 38% опрошенных старшеклассников
ответили утвердительно. По мнению подростков, причинами,
вызывающими желание уйти из жизни, могут быть:
- одиночество, разочарование, безысходность, все надоело;
- ссора с друзьями и родителями;
- мама с проблемами достала;
- из-за любви (ссоры, измены, ревности, разлуки);
- унижения (обзывают в коллективе, побои от родителей),
притеснения, неудачи;
- болезнь, наркотики, психические расстройства;
- попал в общак, денежный долг;
- из-за учебы;
- смерть родителей и другие.
Следует обратить внимание на то, что подростки особенно ценят
дружбу, остро ощущают одиночество, переживают из-за ссор с
друзьями и родителями, поэтому на эти причины более часто
указывают, как повод для ухода из жизни.
Анкетирование высветило и тот факт, что только 38%
старшеклассников обращаются со своими проблемами и трудностями к
маме (к папе - 8%, сестре, брату - 15%), 40% считают, что у них
доверительные отношения с родителями. В то же время процент
доверия к родителям и к друзьям в решении проблем равнозначен -
38. Признают необходимость обращения к психологу при угрозе
суицида 26% юношей и девушек.
7669 родителей стали респондентами анкеты для родителей. Из них
86,6% на вопрос "Была ли полезна для Вас информация, полученная на
родительском собрании?" ответили положительно, 5% родителей
ответили - нет, 8,5% назвали другие причины.
На вопрос "Задумывались ли Вы о своих отношениях с детьми?" 71%
родителей ответили - да, 20% - нет, оставшиеся 9% назвали другие
причины.
После собрания 54% родителей решили пересмотреть свои отношения
с детьми, 44,5% - поняли, что надо быть внимательнее к детям, 20%
родителей убеждены в необходимости обращаться к специалисту за
помощью.
Высказали родители свои предложения по решению данной проблемы.
Наиболее часто повторяющиеся из них:
- включать в программу родительского всеобуча лекции по
вопросам детско-родительских отношений в семье, предупреждения
конфликтов с подростками;
- организовать психологический всеобуч для родителей и детей,
имеющих повышенный уровень тревожности, индивидуальные
консультации для родителей;
- проводить с родителями беседы по профилактике суицида
ежегодно для акцентирования внимания к проблеме;
- расширять практику проведения классных собраний в школе по
вопросам ценности жизни, взаимоотношений с родителями,
одноклассниками;
- объединять усилия психологов, медработников и педагогов по
выявлению степени тревожности у детей и подростков;
- вводить в штатное расписание учреждений образования
психологов и социальных педагогов независимо от количества детей в
учреждении;
- оборудовать в образовательных учреждениях комнаты
психологической разгрузки для учащихся и педагогов;
- не допускать безразличия и равнодушия к проявлениям
жестокости, насилия, агрессивности со стороны взрослых и детей.
Анализируя результаты анкетирования и предложения родителей,
можно сделать вывод о том, что работа по профилактике суицида
среди несовершеннолетних актуальна. Она волнует детей и родителей,
требует дальнейшего продолжения.
Приложение 2
к письму
Министерства образования
Хабаровского края
от 10 июня 2005 г. N 4-7-2073
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА
СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В образовании края в течение нескольких лет ведется
профилактическая работа по предотвращению детского и подросткового
суицида. Однако в 2004 году отмечается рост попыток самоубийства
среди детей и подростков. Так, в 2004 году по статистическим
данным, представленным Прокуратурой Хабаровского края,
зарегистрированы среди детей и подростков в возрасте от 7 до 18
лет 102 попытки самоубийства (в 2003 г. - 84), из них 21 (в 2003
г. - 23) - со смертельным исходом. Рост числа попыток суицида
показывает, что органами управления образованием, образовательными
учреждениями недостаточно проводится работа по анализу причин
явлений суицида, планированию мероприятий по его предотвращению.
Учитывая актуальность данного вопроса, министерство образования
края рекомендует:
- разработать систему мер предотвращения случаев суицида среди
детей и подростков;
- провести в 2005 - 2006 учебном году для руководителей и
работников образовательных учреждений по вопросам профилактики
суицида среди детей и подростков с привлечением специалистов
учреждений здравоохранения и психологических служб;
- продолжить работу по предотвращению случаев применения к
обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений всех типов и
видов методов физического насилия;
- организовать работу социально-психологических служб
образовательных учреждений с учетом мероприятий по профилактике
суицида;
- организовать в территориях работу телефонов экстренной
психологической помощи;
- продолжить работу с родителями по проблемам профилактики
суицида.
Предлагаем список литературы для использования в работе
по предотвращению детского и подросткового суицида
1. Белозерцева И. Оставить в живых!: профилактика суицидального
поведения у детей // ОБЖ. - 2002 - N 11 - С. 22.
2. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-
суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-
реабилитационной работы. - 1998. - N 2 - С. 36.
3. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая
закономерность или социальный феномен? // Народное образование. -
2003 - N 2 - С. 185.
4. Игошкина С. Как предупредить попытку самоубийства. //
Воспитание школьников. - 2002 - N 1 - С. 31.
5. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия
// Воспитание школьников. - 2003 - N 6 - С. 47.
6. Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. - СПб.:
СОТИС, 2002.
7. Людовик Т.В. Причины обращения подростков к психологу. //
Психолого-педагогический журнал. - 2003 - N 2 - С. 50.
8. Равич Р. Как справиться с детской и подростковой депрессией?
// Народное образование. - N 6 - С. 184.
9. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье
подростков (пособие для школы). - М.: Сентябрь, 2003. - 176 с.
10. Сергиенко Е.А. Суицидальное поведение подростка. // Мир
детства. - N 1 - С. 49 - 55.
|