УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 28 июня 2005 г. N 11-26/388
Направляем для размещения в справочно-правовой системе
"КонсультантПлюс:ХабаровскийВыпуск" материал "О применении
упрощенной системы налогообложения" (вопрос - ответ).
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
В.М.Товбаз
О ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, осуществляющий оптовую
и розничную торговлю нефтепродуктами, применяет упрощенную систему
налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на
величину расходов". Правомерно ли индивидуальный предприниматель
определяет в качестве доходов разницу между выручкой от реализации
товаров и стоимостью покупных товаров, а в расходы включает
зарплату работников, акциз и другие затраты?
Ответ: Согласно пункту 2 статьи 346.15 главы 26.2 "Упрощенная
система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее по тексту - НК РФ) индивидуальные предприниматели при
определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные
от предпринимательской деятельности. Исходя из изложенного, а
также учитывая то обстоятельство, что одним из объектов
налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения
являются доходы, уменьшенные на величину расходов (прибыль,
полученная от осуществляемой предпринимательской деятельности), в
доходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную
систему налогообложения, при определении того или иного выбранного
объекта налогообложения включаются все поступления (как в
денежной, так и в натуральной форме) от реализации товаров (работ,
услуг), имущества, используемого в процессе осуществления
предпринимательской деятельности, а также стоимость такого
имущества, полученная им на безвозмездной основе.
Таким образом, индивидуальный предприниматель должен учитывать
в составе доходов всю выручку от реализации, а расходы на
приобретение покупных товаров учитывать в составе расходов в
соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 346.16 НК РФ.
Вопрос: Вправе ли торговые организации, применяющие упрощенную
систему налогообложения, учитывать в составе расходов затраты на
транспортировку товара железнодорожным (автомобильным) транспортом
до места его реализации, затраты на оплату тепло-, электроэнергии,
водоснабжения, расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники
(далее - ККТ) и дератизацию торговых помещений?
Ответ: Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения
"доходы, уменьшенные на величину расходов", вправе уменьшить
полученные доходы на расходы, поименованные в пункте 1 статьи
346.16 НК РФ.
Перечень расходов, на которые налогоплательщик вправе уменьшить
полученные доходы, является закрытым, поэтому расходы, не
предусмотренные пунктом 1 статьи 346 НК РФ, при исчислении
налогооблагаемой базы по единому налогу не учитываются.
Согласно пункту 2 статьи 346.17 НК РФ расходами
налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
При этом согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ они принимаются при
условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252
НК РФ (обоснованные, документально подтвержденные).
1. Расходы на доставку покупных товаров прямо не указаны в
составе расходов, поименованных в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ,
следовательно, расходы по транспортировке товара железнодорожным
или автомобильным транспортом до места его реализации не могут
быть учтены при исчислении налоговой базы по единому налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 346.16 НК РФ при
определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе
уменьшить полученные доходы на материальные расходы. При этом
согласно пункту 2 указанной статьи они принимаются применительно к
порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль
организаций статьей 254 НК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 главы 25 "Налог на
прибыль организаций" НК РФ к материальным расходам, в частности,
относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды
и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели,
выработку (в том числе самим налогоплательщиком для
производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а
также расходы на трансформацию и передачу энергии.
Учитывая вышеизложенное, расходы на оплату тепло-,
электроэнергии и водоснабжения, расходуемые на вышеуказанные цели,
подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении
налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с
применением упрощенной системы налогообложения, всеми
налогоплательщиками, в том числе торговыми организациями и
предприятиями непроизводственной сферы.
3. Затраты на обслуживание ККТ, производимые организацией в
рамках заключенного с центром технического обслуживания договора,
могут рассматриваться как затраты налогоплательщика на
приобретение работ и услуг производственного характера,
выполняемые сторонней организацией. Поэтому в соответствии с
подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ затраты на обслуживание
ККТ, произведенные налогоплательщиком в рамках заключенного с
центром технического обслуживания договора, включаются в расходы,
учитываемые при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с
применением упрощенной системы налогообложения.
4. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ к
материальным расходам относятся затраты налогоплательщиков на
хозяйственные нужды, связанные с содержанием и эксплуатацией
основных средств. Расходы по дезинфекции и дератизации помещений
магазина связаны с техническим обслуживанием основных средств
(помещения магазина). Поэтому они могут учитываться при
определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в
связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Вопрос: Когда должна вернуться на общеустановленную систему
налогообложения организация, применяющая упрощенную систему
налогообложения, если в феврале 2005 года были внесены изменения в
учредительные документы, в соответствии с которыми доля участия
юридического лица в ее уставном капитале превысила 25%?
Ответ: Если налогоплательщик перестанет отвечать одному из
ограничений, установленных пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ,
налогоплательщик считается перешедшим на общий режим
налогообложения с начала того квартала, в котором были нарушены
эти ограничения. Таким образом, организация должна вернуться на
общеустановленную систему налогообложения с 01.01.2005.
Вопрос: Может ли налоговый орган при рассмотрении заявления о
переходе на упрощенную систему налогообложения руководствоваться
Письмом Минфина РФ от 25.11.2004 N 03-03-02/1/64, согласно
которому возможно осуществление перехода на упрощенную систему
налогообложения вновь созданными организациями на основании
заявления, подаваемого ими после получения свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе?
Ответ: Вновь созданные организации, а также физические лица,
изъявившие желание осуществлять предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, подают заявление о переходе на
упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей
заявления о государственной регистрации юридического лица или
индивидуального предпринимателя.
По нашему мнению, налоговые органы вправе выдать Уведомление о
возможности применения упрощенной системы налогообложения вновь
созданной организации (вновь зарегистрированному предпринимателю),
подавшей заявление о переходе на упрощенную систему
налогообложения после получения свидетельства о постановке на учет
в налоговом органе, в том случае, когда заявление подано в
отчетном периоде получения свидетельства о постановке на учет и
при этом до подачи этого заявления организацией (предпринимателем)
не осуществлялась предпринимательская деятельность.
Вопрос: Организация, выполняющая ремонтно-строительные работы,
с 01.01.2005 перешла на упрощенную систему налогообложения с
объектом налогообложения "доходы". В январе 2005 года заказчиком
была подписана форма КС-3 на остаточную стоимость работ,
выполненных в 2004 году (в период применения общеустановленной
системы налогообложения) с суммой налога на добавленную стоимость.
С какой суммы организации следует исчислить единый налог по
ставке 6 процентов, от всей перечисленной заказчиком суммы или за
минусом суммы налога на добавленную стоимость?
В какой момент следует перечислить сумму налога на добавленную
стоимость, после отгрузки или после оплаты, если при применении
общеустановленной системы налогообложения организация налог на
добавленную стоимость исчисляла по отгрузке?
Ответ: Передача результатов выполненных работ на остаточную
сумму объекта по договору 2004 года произошла в 2005 году (форма
КС-3 подписана в январе 2005 года), поэтому, в соответствии с
учетной политикой организации на 2004 год, обороты по этой
операции в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость
не могли быть учтены в 2004 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ организации при
определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации
товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав,
определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей
250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, предусмотренные статьей
251 НК РФ.
Датой получения доходов признается день поступления средств на
счета в банках и (или) в кассу.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения, не признаются
налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Учитывая все вышеизложенное, организация, применяющая
упрощенную систему налогообложения, должна отнести к доходам от
реализации товаров (работ, услуг) поступившие средства на ее
расчетный счет (в кассу) в полном объеме (включая сумму налога на
добавленную стоимость).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ,
лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с
выделением суммы налога на добавленную стоимость, исчисляется
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется
как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре,
переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Таким образом, если организация выставила покупателю счет-
фактуру с выделенным налогом на добавленную стоимость, то она
обязана перечислить сумму полученного от покупателя налога в
бюджет и представить в налоговый орган налоговую декларацию на эту
сумму налога в соответствии с учетной политикой, действовавшей до
перехода на упрощенную систему налогообложения.
Вопрос: Организация, находящаяся на упрощенной системе
налогообложения, приняла решение о ликвидации организации. При
ликвидации организация должна представить ликвидационный баланс.
Вместе с тем организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, освобождены от обязанностей ведения
бухгалтерского учета. Какую документацию организация должна
представить, если она не составляет бухгалтерский баланс?
Ответ: Процедура ликвидации предприятия определяется
гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 2 статьи
63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная
комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс,
который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого
юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а
также о результатах их рассмотрения. Это касается всех
организаций, независимо от того, какую систему налогообложения
применяют ликвидируемые организации.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, в случае ликвидации должны составить
промежуточный ликвидационный баланс.
При принятии решения юридическим лицом о добровольной
ликвидации в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения
юридического лица представляется Уведомление о формировании
ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора
(конкурсного управляющего) по форме Р15002, при этом следует иметь
в виду, что уведомление подается в трехдневный срок с момента
принятия решения о ликвидации, с приложением решения о ликвидации
юридического лица.
Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон)
определен перечень документов, представляемых в регистрирующий
орган для государственной регистрации при ликвидации юридического
лица.
Таковыми документами являются: подписанное заявителем заявление
о государственной регистрации по форме, утвержденной
Правительством Российской Федерации; ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины.
Документы, предусмотренные статьей 21 Закона, предоставляются в
регистрирующий орган не ранее чем через два месяца с момента
помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического
лица.
При этом сообщаем, что сведения о ликвидации юридического лица
должны быть опубликованы в журнале "Вестник государственной
регистрации", реквизиты регионального представителя журнала
имеются на информационных стендах в налоговых инспекциях.
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную
систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы,
уменьшенные на величину расходов" заключил договор с организацией
об оказании услуги предпринимателю. В соответствии с заключенным
договором предприниматель обязан производить предоплату за
оказываемую организацией услугу до 29 числа месяца,
предшествующего месяцу оказания услуги. В марте 2005 года он
произвел предоплату за услугу, которая была оказана ему в апреле
2005 года. Может ли предприниматель указанные расходы по
предоплате включить в расходы, учитываемые при исчислении единого
налога за первый квартал 2005 года?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 346.17 НК РФ налогоплательщики,
которые перешли на упрощенную систему налогообложения, определяют
доходы в момент поступления средств на счет и (или) в кассу, а
расходами таких налогоплательщиков признаются затраты после их
фактической оплаты.
Согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ расходы принимаются при
условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252
НК РФ, т.е. должны быть обоснованны, документально подтверждены и
произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Следовательно, расходы будут считаться таковыми только после
получения подтверждающих документов. Поэтому для включения затрат
в расходы должны быть выполнены два условия - они должны быть
фактически осуществлены и оплачены.
Поскольку оплатой признается прекращение встречного
обязательства налогоплательщика-покупателя перед продавцом, то,
оплачивая заранее услуги авансом (предоплатой), налогоплательщик-
покупатель не погашает своих обязательств перед продавцом,
поскольку до тех пор, пока услуги не получены, у него этих
обязательств попросту нет.
Таким образом, выданные авансы (предоплата) не могут быть
признаны фактическими затратами и, следовательно, не включаются в
расходы налогоплательщика при применении упрощенной системы
налогообложения.
Исходя из вышеизложенного, индивидуальный предприниматель не
вправе включить в расходы при исчислении авансовых платежей по
единому налогу за 1 квартал 2005 года сумму предоплаты,
перечисленную им в марте 2005 года за апрель 2005 года.
Материал подготовлен специалистами отдела налогообложения
прибыли (дохода) Управления ФНС России по Хабаровскому краю.
|