МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 28 июня 2005 г. N 2
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ
ПРИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Заслушав и обсудив доклад заведующей сектором лицензирования
Е.Л.Макеевой, коллегия отмечает, что главной задачей
лицензирования является обеспечение системного государственного
регулирования образовательной деятельности, бесконтрольное
осуществление которой может нанести существенный ущерб как
экономике, так и населению края.
Межведомственное взаимодействие при лицензировании
образовательной деятельности способствует становлению
цивилизованного рынка образовательных услуг, надзору за безопасной
реализацией образовательных программ, применению санкций к
нарушителям требований и условий осуществления образовательного
процесса, контролю за действиями поставщиков образовательных
услуг, повышению уровня правовой осведомленности потребителей в
сфере образования.
В последние годы остро встает вопрос о создании эффективной
системы взаимодействия различных органов государственной и
муниципальной власти, которая позволила бы профессионально решать
и взаимоувязывать правовые, социальные и технические аспекты,
связанные с лицензированием образовательной деятельности в крае.
В соответствии с действующим законодательством предметом и
содержанием лицензионной экспертизы является установление
соответствия условий осуществления образовательного процесса,
предлагаемых образовательным учреждением, государственным и
местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных
и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и
работников образовательных учреждений, оборудования учебных
помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза
педагогических работников и укомплектованности штатов.
Неотъемлемой частью экспертизы является проверка соответствия
документов, подаваемых на лицензирование согласно утвержденному
Правительством Российской Федерации списку, требованиям
законодательных и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, в подготовку и проведение процедуры
лицензирования образовательной деятельности кроме органов
управления образованием вовлечены такие ведомства:
- территориальные управления по налогам и сборам Федеральной
налоговой службы,
- органы по управлению имуществом,
- органы юстиции,
- органы государственной санитарно-эпидемиологической службы,
- органы государственной противопожарной службы,
- территориальное управление министерства по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства и уполномоченные органы
по защите прав потребителя,
- органы прокуратуры,
- иные заинтересованные ведомства службы.
От согласованности действий этих структур зависит эффективность
принимаемых на государственном уровне мер по обеспечению
безопасных условий осуществления образовательного процесса в
учреждениях края.
В Хабаровском крае имеют место заслуживающие внимания примеры
использования преимуществ межведомственного подхода при
комплексном решении проблем нормативно-правового обеспечения
уставной деятельности образовательных учреждений в соответствии с
нормами законов и иных нормативных правовых актов,
регламентирующих реализацию образовательных программ в качестве
лицензируемого вида деятельности.
Наиболее эффективно решаются проблемы, связанные с
лицензированием образовательной деятельности, при совместной
работе муниципальных органов управления образованием с
заинтересованными ведомствами в г.г. Хабаровске, Комсомольске-на-
Амуре, Верхнебуреинском, Советско-Гаванском, Комсомольском
муниципальных районах. В этих территориях процент
пролицензированных образовательных учреждений на текущий момент
составляет 100%.
Вместе с тем имеет место несвоевременное прохождение процедуры
лицензирования в Амурском, Вяземском, Нанайском, Тугуро-
Чумиканском, им. Лазо и им. П.Осипенко муниципальных районах.
Одной из причин несвоевременного прохождения процедуры
лицензирования образовательных учреждений является отсутствие
межведомственного взаимодействия надзорных органов в этих
территориях.
Существует целый ряд проблем, требующих своего решения.
Низка практическая эффективность ряда норм законодательства в
области образования: по обеспечению государственных гарантий прав
граждан на качественное образование, по социальной защищенности
обучающихся и работников сферы образования. Фактически отсутствует
персональная ответственность должностных лиц за неисполнение норм
законодательства, связанных с нормативно-правовой базой
образовательных учреждений и условиями осуществления
образовательного процесса.
Вскрытые в ходе подготовки к коллегии факты неправильного
оформления документов, представляемых на лицензирование, нарушения
лицензионных требований и незаконного осуществления
образовательной деятельности без соответствующей лицензии стали
возможными по следующим причинам:
- отсутствие на краевом и муниципальном уровнях должного
межведомственного взаимодействия надзорных органов при
осуществлении контроля за деятельностью образовательных учреждений
в течение периода между очередными сроками выдачи лицензий;
- сложность и несовершенство системы законодательных и
нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих меры
административной и иной ответственности за осуществление
незаконной деятельности поставщиками образовательных услуг без
лицензии;
- низкая правовая культура руководителей образовательных
учреждений и учредителей в вопросах регламентации уставной
деятельности образовательных учреждений;
- дефицит кадрового состава квалифицированных специалистов,
осуществляющих инспекционно-контрольную деятельность на всех
уровнях, а также их недостаточная профессиональная подготовка в
специфической сфере образования.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Считать приоритетной задачу организации межведомственного
взаимодействия между органами управления образованием и
заинтересованными надзорными органами при проведении процедуры
лицензирования образовательных учреждений на территории края.
2. Утвердить Примерный состав показателей публичного отчета
образовательного учреждения (приложение не приводится).
3. Сектору лицензирования (Е.Л.Макеевой) и Центру
лицензирования, аттестации и аккредитации управления начального
профессионального образования (Кравцова Н.И.):
3.1. В срок до 30 декабря 2005 года совместно с муниципальными
органами управления образованием городских округов и муниципальных
районов края и краевых подведомственных образовательных учреждений
разработать и согласовать с заинтересованными ведомствами
эффективный механизм межведомственного взаимодействия при
лицензировании образовательной деятельности на территории края.
3.2. Включить в планы работы сектора и центра на 2006 год
комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач
межведомственного взаимодействия надзорных органов в части
формирования единой государственной системы инспектирования
образовательных учреждений в процессе лицензирования.
3.3. Применять при необходимости практику приглашения на
заседание лицензионной комиссии учредителей соискателей лицензии.
3.4. В первом квартале 2006 года провести круглый стол с
представителями надзорных органов и руководителями муниципальных
органов управления образованием "О единых требованиях,
предъявляемых надзорными органами к учреждениям - соискателям
лицензии на образовательную деятельность".
4. Сектору лицензирования (Е.Л.Макеевой):
4.1. Расширить банк данных экспертов с привлечением к участию в
работе лицензионной комиссии представителей надзорных органов
заинтересованных ведомств.
4.2. Продолжить практику проведения совещаний руководителей и
специалистов муниципальных органов управления образованием
городских округов и муниципальных районов края с участием
представителей территориальных органов Федеральной налоговой
службы, министерства имущественных отношений края, органов
юстиции, прокуратуры и других заинтересованных ведомств.
4.3. Организовать учебу кураторов районов края по вопросу
межведомственного взаимодействия при лицензировании
образовательных учреждений.
5. Государственному образовательному учреждению дополнительного
профессионального образования Хабаровскому краевому институту
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
(Кузнецова А.Г.) в 2006 году организовать учебу специалистов,
входящих в состав экспертных комиссий по лицензированию.
6. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления
образованием городских округов и муниципальных районов края:
6.1. Усилить контроль за качеством предоставляемых на
лицензирование документов подведомственных образовательных
учреждений.
6.2. Включить в план работы на 2006 год комплекс мероприятий по
проведению инвентаризации уставных и иных документов на
соответствие действующему законодательству.
6.3. Осуществлять мониторинг муниципального рынка
образовательных услуг на предмет выявления и пресечения незаконной
образовательной деятельности, осуществляемой без соответствующих
лицензий или с нарушениями лицензионных нормативов и показателей.
6.4. Обеспечить на муниципальном уровне координационные
взаимодействия с надзорными органами, в сфере компетенции которых
находятся разрешительные процедуры для принятия решений о
лицензировании образовательной деятельности.
6.5. Произвести перерасчет мощности образовательных учреждений
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами, введенными в действие 1 сентября 2003 года
"Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02".
6.6. Размещать ежегодно в местных средствах массовой информации
публичные отчеты подведомственных образовательных учреждений в
целях объективного информирования населения об условиях
осуществления образовательного процесса.
7. Рекомендовать Управлению государственного пожарного надзора
Главного управления МЧС по Хабаровскому краю, Федеральной службе
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Хабаровскому краю оказывать методическую помощь
муниципальным органам управления образованием городских округов и
муниципальных районов края в организации работ по подготовке
образовательных учреждений к процедуре лицензирования.
Председатель коллегии
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Целуйко
|