СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2005 г. N 52
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ
ПЛАНОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В целях упорядочения процесса разработки и утверждения программ
и планов развития Амурского муниципального района и исполнения
статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ", Собрание
депутатов Амурского муниципального района решило:
1. Утвердить Положение о порядке разработки и принятия планов и
программ развития Амурского муниципального района (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава Амурского
муниципального района
Хабаровского края
А.А.Шевчук
Приложение
к решению
Собрания депутатов Амурского
муниципального района
от 20 июля 2005 г. N 52
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВВЕДЕНИЕ
В целях упорядочения процесса разработки и утверждения программ
и планов развития Амурского муниципального района администрация
района готовит и представляет для утверждения в Собрание депутатов
Амурского муниципального района "Положение о порядке разработки и
принятия планов и программ развития Амурского муниципального
района".
Настоящее "Положение" определяет цели, содержание, порядок
подготовки и принятия программ и планов развития Амурского
муниципального района, направленных на обеспечение эффективности
его комплексного социально-экономического развития, организацию
управления реализацией программы.
Настоящим документом регулируются отношения между органами
власти Амурского муниципального района, бизнес-сообществом и
населением района при подготовке и принятии Собрание депутатов
Амурского муниципального района программ развития (комплексного
социально-экономического развития) Амурского муниципального
района.
I. Общие положения
Программа развития (или комплексного социально-экономического
развития) Амурского муниципального района - развернутый во времени
комплекс ресурсообеспеченных мероприятий, направленных на
обеспечение взаимосвязанного и взаимообусловленного развития всех
подсистем Амурского муниципального района, целью которой является
выбор и реализация оптимального направления развития района.
Программа является одним из важнейших средств реализации
политики по обеспечению жизнедеятельности населения Амурского
муниципального района, активного воздействия на экономические и
производственные процессы в пределах полномочий, находящихся в
ведении органов местного самоуправления.
Целевая программа - комплекс мероприятий по реализации одной
или нескольких целей развития подсистемы Амурского муниципального
района, направленных на решение отдельных отраслевых, социальных и
других внутриотраслевых задач.
Набор целевых программ по развитию отдельных проблем (или
подсистем) не может заменить программу комплексного социально-
экономического развития, поскольку сложение отдельных целевых
программ не позволяет обеспечить комплексный подход к развитию
Амурского муниципального района на долгосрочную перспективу.
Комплексная программа - это программа высшего порядка. Отдельные
целевые программы могут входить в состав программы комплексного
социально-экономического развития, но они должны иметь подчиненное
значение, а способы достижения заявленных в них целей, а также
результаты реализации не противоречить стратегическим целям
программы комплексного социально-экономического развития
муниципального образования.
Программа комплексного социально-экономического развития
включает содержательную часть и план реализации комплекса
мероприятий.
План - система взаимосвязанных заданий по реализации
мероприятий программы, направленных на достижение ее
стратегических целей и решения тактических задач.
При разработке программы комплексного социально-экономического
развития Амурского муниципального района должна быть
сформулирована концепция его развития на среднесрочный и
долгосрочный периоды, определены приоритеты, разработаны программы
(подпрограммы) развития отдельных отраслей и сфер обеспечения
жизнедеятельности населения, интегрированные в комплексную
программу социально-экономического развития, а также планы
действий по реализации программы развития Амурского муниципального
района и программ развития отдельных отраслей.
II. Принятие решения о разработке программы развития
(комплексного социально-экономического развития)
Амурского муниципального района
Инициаторами разработки программы развития (программы
комплексного социально-экономического развития) Амурского
муниципального района могут выступать Собрание депутатов Амурского
муниципального района, глава Амурского муниципального района,
органы территориального общественного самоуправления, инициативные
группы граждан, а также иные субъекты правотворческой инициативы,
установленные Уставом Амурского муниципального района.
Предложения о разработке программы развития направляются на
рассмотрение главе Амурского муниципального района.
Предложения должны содержать:
- перечень наиболее острых проблем современного состояния
Амурского муниципального района, краткий анализ предпосылок,
приведших к возникновению проблем;
- возможные способы решения проблем, предполагаемый перечень
мероприятий, которые необходимо осуществить для решения проблем;
- возможные сроки их реализации;
- предполагаемую потребность в финансовых ресурсах и возможные
источники их обеспечения (бюджет, внебюджетные средства);
- предварительную оценку социально-экономической эффективности
и последствий от реализации программы.
Глава Амурского муниципального района назначает ответственного
(структурное подразделение, должностное лицо администрации) за
подготовку заключения о выборе характера программы и
целесообразности ее разработки.
Ответственный за подготовку заключения анализирует предложения,
проводит их экспертизу, привлекая для этого специалистов
подразделений администрации Амурского муниципального района,
научных и общественных организаций и депутатов Собрания депутатов
Амурского муниципального района, и готовит мотивированное
заключение о целесообразности разработки программы, либо о
целесообразности решения проблем в рамках целевых (отраслевых)
программ, либо мотивированный отказ. Подготовленное заключение
направляется главе Амурского муниципального района для принятия
решения.
В случае положительного заключения глава Амурского
муниципального района направляет решение о подготовке
соответствующей программы, сроках ее разработки и выборе заказчика
из состава структурных подразделений администрации в установленном
порядке в Собрание депутатов Амурского муниципального района для
утверждения.
Решение о разработке программы и об объемах финансирования на
разработку программы считается принятым после его утверждения
Собранием депутатов Амурского муниципального района и главой
Амурского муниципального района. В случае несогласия с
отрицательным заключением ответственного за подготовку заключения
инициаторы предложений имеют право обратиться в Собрание депутатов
Амурского муниципального района с просьбой дополнительного
рассмотрения предложений, которое на основе заключений и
результатов рассмотрения на постоянных комиссиях принимает решение
о разработке соответствующей программы, сроках и стоимости ее
разработки, либо об отказе в разработке.
III. Основные этапы разработки программы развития
(комплексного социально-экономического развития)
Амурского муниципального района
Программа развития (комплексного социально-экономического
развития) муниципального образования должна включать следующие
укрупненные разделы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель раздела - дать оценку экономико-географического положения
Амурского муниципального района, особенностей природных условий,
основных отраслей экономики, главных транспортных магистралей,
рассмотреть основные показатели, характеризующие социально-
экономическую ситуацию.
Важно выделить факторы, ограничивающие развитие муниципального
образования, или способствующие его развитию.
2. ПРИРОДНЫЕ И МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ
Цель раздела - охарактеризовать природные ресурсы (минерально-
сырьевые, водные, лесные), выявленные на территории Амурского
муниципального района, их использование. Нужно отразить, какие
запасы сырья и минеральных ресурсов есть в районе, и по каким их
видам ведется добыча.
Рассмотреть местные минеральные ресурсы, которые могут
эксплуатироваться муниципальными организациями и соответственно
пополнять местный бюджет.
3. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
Цель раздела - характеристика земельных ресурсов Амурского
муниципального района, оценка эффективности их использования,
последствий проведения земельной реформы.
Характеристика земельных ресурсов и оценка эффективности их
использования производится по показателям: обеспеченность
населения земельными ресурсами (га/чел.); площадь неиспользованных
сельскохозяйственных земель, не выделенных из
сельскохозяйственного оборота.
4. НАСЕЛЕНИЕ, ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА
Цель раздела - оценка ситуации в сфере занятости населения:
оценка общей численности населения, распределение занятых в
экономике, уровень зарегистрированной безработицы. Среднедушевые
доходы, заработная плата, прожиточный минимум. В разделе дается
характеристика мер по борьбе с безработицей, предпринимаемых
администрацией Амурского муниципального района, государственной
службой занятости, руководителями предприятий.
5. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Целью раздела является: оценка динамики основных социально-
демографических процессов (рождаемость, смертность,
продолжительность жизни, миграционное движение).
6. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Социальная сфера включает: образование, здравоохранение,
культуру и спорт, вопросы социальной защиты населения. Цель
анализа - выявление диспропорций в развитии социальной сферы,
обоснование приоритетности мероприятий при принятии решения по
определению развития отраслей социальной сферы. Анализ должен быть
построен так, чтобы выявить наиболее острые проблемы развития
социальной сферы.
Функционирование социальной сферы может оцениваться как
количественными, так и качественными показателями,
характеризующими влияние социальной сферы на качество жизни
населения.
7. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ АМУРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Цель раздела - характеризовать сложившуюся ситуацию в
отраслевых структурах экономики (промышленность, сельское
хозяйство, лесопромышленный комплекс, рыбодобывающая отрасль,
строительство, энергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное
хозяйство, торговля, инвестиционная деятельность, малое
предпринимательство, состояние окружающей среды).
В качестве обобщающего оценочного показателя рекомендуется
использовать финансово-экономические показатели.
8. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
Целью данного раздела является комплексная оценка финансово-
бюджетного положения Амурского муниципального района с точки
зрения сбалансированности местного бюджета и возможностей его
участия в реализации экономических и социальных программ. Оценить
самообеспеченность и кредитоспособность местного бюджета;
проанализировать структуру и динамику расходов бюджета; провести
анализ и оценку основных финансовых потоков.
IV. Организация разработки программы развития
(комплексного социально-экономического развития)
Амурского муниципального района
IV.1. Функции Заказчика разработки программы развития
(комплексного социально-экономического развития) Амурского
муниципального района
Заказчик выполняет следующие функции:
- утверждает задание на разработку проекта программы;
- определяет руководителя разработки программы;
- осуществляет организацию экспертизы проекта программы и
публичных слушаний;
- выносит проект программы на утверждение главе Амурского
муниципального района (если заказчик должностное лицо
администрации Амурского муниципального района);
- готовит в установленном порядке пакет сопроводительных
документов и выносит проект программы на утверждение в Собрание
депутатов Амурского муниципального района.
IV.2. Основные требования к структуре программы развития
(комплексного социально-экономического) Амурского муниципального
района
Программа развития (комплексного социально-экономического
развития) муниципального образования предполагает обязательное
наличие следующих элементов:
- титульный лист с наименованием программы;
- паспорт программы (приложение 1);
- пояснительная записка с анализом и оценкой ресурсного и
социально-экономического потенциала Амурского района и
определением его места и роли в регионе, в записке обязательно
оценивается потенциал экономико-географического положения,
природных ресурсов, демографии и рынка труда, экономической базы,
социальной сферы и уровня жизни, финансовый и инвестиционный
потенциал. Результатом проведенной оценки должно быть выявление
наиболее актуальных проблем развития, обоснование необходимости их
решения программными методами;
- концепция и стратегические направления развития Амурского
муниципального района должны осуществляться в рамках концепции
развития Хабаровского края;
- перечень целевых программ и программных мероприятий (с
указанием сроков, исполнителей, объемов и источников
финансирования), разрабатываемых в соответствии с выбранными
приоритетами, определяющими конкретные задачи на перспективу и
обеспечивающими достижение целей программы;
- нормативное и ресурсное обеспечение программы (включает
перечень нормативно-правовых актов, на основании которых может
быть осуществлена реализация программных мероприятий, и источники
финансовых и материальных ресурсов. В программе необходимо
обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их
проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов).
V. Экспертиза, оценка и утверждение проекта программы
развития (комплексного социально-экономического развития)
Амурского муниципального района
V.1. Организация экспертизы
Руководитель программы представляет проект программы Заказчику
для организации экспертизы, подготовки заключения и согласования.
Экспертиза проектов может осуществляться несколькими
независимыми экспертами, оценки экспертов поступают Заказчику,
который готовит заключение по проекту. При отрицательном
заключении Заказчика Руководитель программы дорабатывает проект,
повторно направляет его Заказчику.
V.2. Организация публичных слушаний
После проведения экспертизы проекта программы организуются
публичные слушания по обсуждению проекта программы развития
Амурского муниципального района.
V.3. Утверждение программы
После проведения публичных слушаний проект программы развития
(комплексного социально-экономического развития) обсуждается и
утверждается на заседании Собрания депутатов Амурского
муниципального района и подписывается главой Амурского
муниципального района. Собрание депутатов Амурского муниципального
района утверждает объемы финансирования, сроки и порядок
отчетности о ходе реализации программы.
VI. Требования к организации управления реализацией
программы и контроля за ходом ее выполнения
Текущее управление реализацией программы развития (комплексного
социально-экономического развития) Амурского муниципального района
осуществляется ответственным за управление реализацией программы,
который назначается главой Амурского муниципального района или
Комиссией (Советом), созданной(ым) при местной администрации и
возглавляемой(ым) главой Амурского муниципального района.
По распоряжению ответственного за управление реализацией
программы функции возлагаются на структурное подразделение
(например, экономическое) районной администрации, которое
осуществляет контроль за ходом выполнения программы. Структурное
подразделение районной администрации организует ведение отчетности
по реализации утвержденной программы, обращая особое внимание на
выполнение сроков программных мероприятий, целевое использование
средств, выделяемых на их реализацию, готовит оценку
результативности реализации программы.
Итоги реализации программы публикуются в местной печати.
VII. Оценка результативности реализации программы развития
(комплексного социально-экономического развития)
Амурского муниципального района
Ежегодно проводится оценка результативности реализации
программы развития (комплексного социально-экономического
развития) Амурского муниципального района по следующим
направлениям:
- степень достижения заявленных целей и степень реализации
поставленных задач {фактически достигнутые результаты
сопоставляются с их программными значениями);
- степень соответствия произведенных затрат к запланированным;
- причины, вызвавшие отклонения в достижении заявленных целей и
реализации поставленных задач, и аргументированное обоснование
причин такого отклонения;
- экономическая эффективность {соотношение результатов,
планируемых для достижения в рамках поставленных задач, с
затратами на их достижение);
- общественная эффективность (в какой степени реализация задач
программы приводит к изменению общественного климата и социальной
стабильности в муниципальном образовании).
VIII. Финансирование программы развития
(комплексного социально-экономического развития)
Амурского муниципального района
Затраты на программу формируются из затрат на ее разработку и
реализацию. Финансирование программы осуществляется за счет
средств местного бюджета, а также внебюджетных источников.
Муниципальное образование Амурский муниципальный район
самостоятельно определяет долю бюджетных средств в расходах на
финансирование программы его развития.
Финансирование программных мероприятий из местного бюджета
осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в
бюджете Амурского муниципального района на текущий год.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования
программ, относятся: взносы участников реализации программы,
включая предприятия и организации государственного и
негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от
прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;
кредиты банков; средства фондов и общественных организаций,
зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или
отдельных мероприятий) и другие поступления.
После утверждения программы финансирование мероприятий,
реализация которых предусмотрена за счет средств муниципального
бюджета, осуществляется в соответствии с установленным порядком.
С инвесторами программы, финансирующими программные мероприятия
из внебюджетных источников, заключаются контракты на основе
соглашений (договоров) о намерениях.
IX. Особые требования к программе развития
(комплексного социально-экономического развития)
Амурского муниципального района
В соответствии с перечнем вопросов местного значения
муниципального района программа развития (комплексного социально-
экономического развития) района должна обеспечивать, в том числе,
создание и функционирование взаимосвязанной системы развития
объектов межпоселенческой социальной и инженерно-коммуникационной
инфраструктуры в интересах всех жителей, проживающих на территории
поселенческих муниципальных образований, входящих в состав
муниципального района.
В программе должны быть определены приоритеты решения проблем
совокупности поселений, выбраны поселения, в которых должны
размещаться объекты, доступные для всех, разработаны предложения
по созданию и функционированию инфраструктуры межселенного
значения.
Глава Амурского
муниципального района
Хабаровского края
А.А.Шевчук
Приложение N 1
к Положению
о порядке разработки и принятия
планов и программ развития
Амурского муниципального
района Хабаровского края
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
(ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
"АМУРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
----------------------------------------------T------------------¬
¦Наименование программы ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Инициатор разработки программы ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Основание для разработки (дата ее утверждения¦ ¦
¦и номер постановления) ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Заказчик программы ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Разработчик(и) программы ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Цели и задачи программы (возможно основные ¦ ¦
¦целевые показатели) ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Сроки и этапы реализации программы ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Перечень основных мероприятий ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Исполнители программы ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Объемы и источники финансирования ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Ответственный(ые) за управление реализацией ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Конечные результаты реализации программы ¦ ¦
¦(индикаторы реализации) ¦ ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Система организации контроля за исполнением ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
L---------------------------------------------+-------------------
|