ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2005 г. N 3-169/05
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании Закона Хабаровского края
от 29.03.2005 N 265 "О внесении изменений в Закон Хабаровского
края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год"
противоречащим федеральному законодательству,
установил:
29 марта 2005 г. Законодательной Думой Хабаровского края принят
Закон Хабаровского края N 265 "О внесении изменений в Закон
Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004
год", опубликованный в "Собрании законодательства Хабаровского
края" N 4 (33) от 12.05.2005.
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд
с требованием о признании данного краевого Закона противоречащим
ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим со
дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленного требования прокурор ссылается на то,
что из п. 2 ст. 5, ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации
следует, что решение о бюджете принимается, а бюджет составляется
на один финансовый год, который соответствует календарному году и
длится с 1 января по 31 декабря. Закон Хабаровского края от
29.12.2003 N 155 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004
год" утратил силу 31.12.2004. Закон края "О внесении изменений в
Закон Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на
2004 год", согласно ст. 2 вступивший в силу со дня его
официального опубликования (12.05.2005), т.е. по истечении 2004
года, не может вносить изменения в утративший силу Закон
Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004
год", иметь обратной силы и применяться к отношениям истекшего
финансового года.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры
Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал заявление прокурора
Хабаровского края и уточнил, что Закон Хабаровского края "О
бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" не утратил силу,
а прекратил действие.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по
доверенности Ермольченко О.В. и Власенко Н.В., не соглашаясь с
доводами заявления прокурора края, указывали на то, что
федеральное законодательство не содержит запрета на принятие
законов о внесении изменений в законы о бюджете после истечения
финансового года. Необходимость принятия оспариваемого Закона края
вызвана тем, что дополнительные доходы поступили в краевой бюджет
только в декабре 2004 г. и Закон принят в рамках контроля за
исполнением краевого бюджета.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, суд находит заявление прокурора Хабаровского края
подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие
принципы бюджетного законодательства Российской Федерации,
организации и функционирования бюджетной системы Российской
Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений,
определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в
Российской Федерации, основания и виды ответственности за
нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
(преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации
нормативные правовые акты бюджетного законодательства Российской
Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской
федерации.
Статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено,
что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и
применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие,
если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным
законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 5, ст.ст. 12, 15, 65, 83, 85, 92, 98,
111, 213, 214, 242, 264, 275 Бюджетного кодекса Российской
Федерации образование и расходование бюджета формируется в расчете
на финансовый год, который соответствует календарному году и
длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого
реализуются предоставленные законодательством полномочия.
Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 "О бюджетной
системе Хабаровского края на 2004 год" урегулированы отношения
определенного им периода - с 1 января по 31 декабря 2004 года.
Закон Хабаровского края "О внесении изменений в Закон
Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004
год" вступил в силу 12 мая 2005 г. - со дня его официального
опубликования (ст. 2), т.е. по истечении 2004 финансового года.
При таком положении суд находит, что в силу приоритета действия
норм Бюджетного кодекса Российской Федерации по отношению к
правовым актам бюджетного законодательства Российской Федерации,
закрепленного в ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
оспариваемый Закон Хабаровского края, принятый 29 марта 2005 г. и
опубликованный 12 мая 2005 г., не может вносить изменения в
прекративший свое действие Закон Хабаровского края "О бюджетной
системе Хабаровского края на 2004 год", иметь обратной силы и
применяться к отношениям истекшего финансового года.
При таких обстоятельствах суд находит, что Закон Хабаровского
края N 265 от 29.03.2005 противоречит ст. 5 Бюджетного кодекса
Российской Федерации и подлежит признанию недействующим со дня
вступления в законную силу решения суда.
Ссылки представителей Законодательной Думы Хабаровского края на
то, что бюджетное законодательство не содержит запрета на внесение
изменений в законы о бюджете после окончания финансового года, суд
находит несостоятельными по мотивам, изложенным в решении, а кроме
того, представителями заинтересованного лица не приведены правовые
нормы, устанавливающие порядок и методику внесения изменений в
бюджет по окончании финансового года.
Доводы о том, что данный Закон принят в рамках контроля за
исполнением краевого бюджета, который является формой
осуществления Законодательной Думой государственной власти края,
одним из ее основных полномочий как представительного и
законодательного органа суд также находит несостоятельными по
следующим основаниям.
В силу ст. 73 Конституции Российской Федерации субъекты
Российской Федерации вправе иметь бюджет и самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс, определять направления
расходования и использования средств бюджета.
Это право закреплено и в статьях 8, 15, 28 Бюджетного кодекса
Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации".
Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской
Федерации должны осуществлять предоставленные им бюджетные
полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
Федерации, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
законами субъектов Российской Федерации (ст. 8 Бюджетного кодекса
Российской Федерации). Следовательно, и при осуществлении контроля
за исполнением бюджета должны учитываться нормы ст. 5 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, содержащие запрет на придание актам
бюджетного законодательства обратной силы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу
настоящего решения суда Закон Хабаровского края от 29.03.2005 N
265 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О бюджетной
системе Хабаровского края на 2004 год".
Данное решение опубликовать в "Собрании законодательства
Хабаровского края".
Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края в доход
федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000
рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.Барабаш
|