ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2005 г. по делу N 3-170/05
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании противоречащими закону и
недействующими п. 1.3 (в части слов "проживают на территории
Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют контроль
за успеваемостью студента"), п. 2.8 Положения о целевом приеме и
целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным
образованием для органов государственной власти и органов
муниципальных образований края в государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная
академия государственной службы", утвержденного постановлением
Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110,
установил:
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N
110 "О целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим
профессиональным образованием для органов государственной власти и
органов муниципальных образований края в государственном
образовательном учреждении высшего профессионального образования
"Дальневосточная академия государственной службы" утверждено
Положение о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с
высшим профессиональным образованием для органов государственной
власти и органов муниципальных образований края в государственном
образовательном учреждении высшего профессионального образования
"Дальневосточная академия государственной службы" (далее -
Положение).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в
котором просит признать противоречащими закону и недействующими п.
1.3 (в части слов "проживают на территории Хабаровского края"), п.
2.6 (в части слов "осуществляют контроль за успеваемостью
студента"), п. 2.8 названного Положения.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает на то,
что п. 1.3 в оспариваемой части и п. 2.8 Положения нарушают права
граждан, гарантированные Законом Российской Федерации "Об
образовании" (абз. 2 ч. 3 ст. 3, ст. 5), Трудовым кодексом
Российской Федерации (ст. 3), согласно которым ограничение прав
граждан в зависимости от места жительства не допускается. Кроме
того, данные нормы противоречат Постановлению Правительства
Российской Федерации от 19.09.1995 N 942 "О целевой контрактной
подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным
образованием", на основании которого подготовлено Положение.
Нормы п. 2.6 Положения в оспариваемой части приняты
Губернатором края с нарушением полномочий, предусмотренных ст.ст.
29, 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры
Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал требования, заявленные
прокурором Хабаровского края.
Представитель Губернатора и Правительства Хабаровского края по
доверенности Богомолов А.В. просил в удовлетворении заявленных
требований отказать, ссылаясь на необоснованность доводов
заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, суд находит заявление прокурора Хабаровского края
обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что статус лица,
поступающего в государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Дальневосточная академия
государственной службы", приобретают абитуриенты, которые
проживают на территории Хабаровского края и имеют на руках
трехсторонний договор утвержденной формы, подписанный главой
городского округа или муниципального района края и абитуриентом.
В силу п. 2.8 главы муниципальных районов края могут заключать
трехсторонние договоры с выпускниками общеобразовательных школ
города Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в случае отсутствия
кандидатур из выпускников района.
Названные нормы п. 1.3 в части слов "проживают на территории
Хабаровского края" и п. 2.8 Положения противоречат Закону
Российской Федерации "Об образовании" и Трудовому кодексу
Российской Федерации, поскольку допускают ограничение прав граждан
в зависимости от места их жительства.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N
3266-1 "Об образовании" законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации в области образования не могут
ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с
законодательством Российской Федерации в области образования.
Статьей 5 названного Закона Российской Федерации законодательно
закреплены гарантии обеспечения прав всех граждан Российской
Федерации на получение образования и в том числе предусмотрено,
что гражданам Российской Федерации гарантируется возможность
получения образования независимо от места жительства.
Также запрещается дискриминация по данному признаку и в сфере
труда, что установлено ст. 3 Трудового кодекса Российской
Федерации.
Положение, утвержденное постановлением Губернатора Хабаровского
края N 110 от 05.05.2005, регулирует отношения, связанные с правом
граждан на получение образования (конкурсное поступление в высшее
учебное заведение по целевому приему на места, финансируемые из
федерального бюджета), а также их трудовые отношения с будущим
работодателем.
Согласно преамбуле постановления Губернатора края N 110 от
05.05.2005 и п. 1.2 Положения основной целью Положения является
кадровое обеспечение на конкурсной основе специалистами с высшим
образованием.
Суд находит, что достижение данной цели не может связываться с
местом жительства гражданина, выбираемым им в соответствии с
Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 19, 27), Законом
Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
самостоятельно.
В соответствии с ч. 3 упомянутого Закона Российской Федерации
регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием
ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе
Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемое Положение составлено на основе
Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1992 N
942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и
средним профессиональным образованием", которым предусмотрено, что
контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки
специалистов формируется на добровольной основе, при этом
возможность заключения контракта не связана с обязательным
условием проживания в этой местности на момент заключения
контракта и предусматривает переезд молодых специалистов после
окончания обучения в другую местность на место работы по
заключенному контракту.
При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными ссылки
представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края на
отсутствие противоречий оспариваемых норм п. 1.3 и п. 2.8
Положения Закону Российской Федерации "Об образовании".
Несостоятельными являются и доводы о том, что в ГОУ ВПО
"Дальневосточная академия государственной службы" на 2005 - 2006
учебный год установлена квота в 8 целевых мест, при общем числе
целевых мест 70, поскольку квота определяется не для лиц,
проживающих на территории Хабаровского края, а для подготовки
специалистов с высшим профессиональным образованием для органов
государственной власти и органов муниципальных образований
Хабаровского края.
В соответствии с п. 2.6 Положения в период обучения студента
администрация городского округа или муниципального района края
осуществляет контроль за успеваемостью студента, обеспечивает
прохождение производственной и преддипломной практики в
соответствии с учебным планом, знакомит студента с местом и
характером будущей работы.
Суд находит, что данная норма Положения в части слов
"осуществляет контроль за успеваемостью студента" противоречит
Закону Российской Федерации "Об образовании", принята Губернатором
Хабаровского края с превышением полномочий.
В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации
"Об образовании" контроль за успеваемостью обучаемого является
составной частью образовательного процесса, т.е. отношений,
складывающихся между студентом и образовательным учреждением, и
является компетенцией образовательного учреждения.
Вмешательство со стороны администрации муниципального
образования в образовательный процесс в форме "осуществления
контроля за успеваемостью" возможно только в рамках принятых
сторонами обязательств по заключенному договору.
Таким образом, администрация муниципального образования может
выполнять эти функции только в случае установления такого условия
договором.
Полномочий органа государственной власти субъекта Российской
Федерации на вмешательство в договорные отношения, возложение
обязанности на установление таких договорных отношений действующим
законодательством не предоставлено (ст. 29 Закона Российской
Федерации "Об образовании", которой закреплен объем полномочий
субъектов Российской Федерации в области образования).
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что
содержание п. 2.6 не свидетельствует о возложении каких-либо
обязанностей на органы местного самоуправления, норма носит
рекомендательный характер, суд находит несостоятельными, поскольку
оспариваемым пунктом Положения установлена норма права, т.е.
общеобязательное правило поведения для всех правоприменителей,
закрепленная в нормативном правовом акте.
Ссылки представителя Губернатора и Правительства Хабаровского
края на то, что возможность осуществления контроля за
успеваемостью со стороны органа, направившего на обучение,
подтверждается Постановлением Минтруда РФ от 06.06.1996, Приказом
ЦБ РФ от 31.03.1995 N 02-85, Приказом Минобразования РФ от
21.10.1997 N 2130, несостоятельны, поскольку приведенные акты в
отличие от оспариваемых норм Положения носят внутриведомственный
характер.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу
настоящего решения суда п. 1.3 (в части слов "проживают на
территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют
контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8 Положения о целевом
приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным
образованием для органов государственной власти и органов
муниципальных образований края в государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная
академия государственной службы", утвержденного постановлением
Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110.
Данное решение опубликовать в "Собрании законодательства
Хабаровского края".
Взыскать с Правительства Хабаровского края в доход федерального
бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Судья
Н.Ю.Барабаш
|