УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ИНФОРМАЦИЯ
О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Вопрос: Авиационной компанией трудовыми договорами с каждым
работником предусмотрено по достижении пятилетнего стажа работы
предоставление права один раз в два года использовать бесплатный
проезд (пролет) в обе стороны на территории Российской Федерации
либо использовать путевку в зону отдыха или на санаторно-курортное
лечение на территории России. Имеются ли основания для учета
указанных расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли?
Ответ: Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на
оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и
(или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или
условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления,
расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные
нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми
договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Перечень расходов, определенный указанной статьей, является
открытым.
Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее - ТК РФ) помимо общих гарантий и компенсаций,
предусмотренных ТК РФ, работникам также предоставляются иные
гарантии и компенсации в соответствии с федеральным
законодательством.
Статьей 423 ТК РФ установлено, что применяемые на территории
Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам,
которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только
федеральными законами, действуют впредь до введения в действие
соответствующих федеральных законов. При этом положения
постановлений Правительства СССР применяются в части, не
противоречащей ТК РФ.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР
от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам
предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при
следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом"
разрешается по достижении оговоренного Постановлением стажа работы
в зависимости от выполняемых трудовых обязанностей один раз в год
предоставлять работникам предприятий гражданской авиации и одному
члену их семьи льготные билеты к месту проведения отпуска и к
месту санаторно-курортного лечения (и обратно) только к месту
использования отпуска на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, расходы по оплате проезда работников
авиапредприятий и одного члена их семьи могут быть учтены при
определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Статьей 270 Кодекса определен ряд расходов организаций, которые
не учитываются в целях налогообложения налогом на прибыль. Так,
пунктами 29 и 40 указанной статьи не уменьшают налогооблагаемую
базу расходы, осуществленные организацией в пользу работников, на
оплату путевок на лечение или отдых и иные аналогичные расходы и
не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252
Кодекса.
Таким образом, осуществление этих дополнительных поощрений всем
работникам, в порядке инициативы организации, в качестве расходов
для целей налогообложения налогом на прибыль учитываться не могут.
Вопрос: Частное охранное предприятие, имеющее лицензию на
охранную деятельность, приобрело вещевое имущество для охранников,
непосредственно осуществляющих свои обязанности на охраняемых
объектах. Как учесть затраты на приобретение и эксплуатацию
вещевого имущества в расходах организации для целей
налогообложения?
Ответ: Расходы, осуществленные организацией, должны
соответствовать нормам пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно статье 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на
оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и
(или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или
условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления,
расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные
нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми
договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Если в трудовом договоре предусмотрена передача форменной
одежды в собственность работника, то стоимость этой одежды следует
рассматривать как выплаты работнику в натуральной форме.
Также следует иметь в виду, что действующим законодательством
обеспечение бесплатной одеждой работников частных охранных
предприятий на работодателя не возложено.
В случае приобретения организацией форменной одежды для ношения
сотрудниками организации во время исполнения служебных
обязанностей следует иметь в виду следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым
имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество,
результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты
интеллектуальной собственности, которые находятся у
налогоплательщика на праве собственности (если иное не
предусмотрено настоящей главой Кодекса), используются им для
извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления
амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со
сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью более 10000 руб.
Таким образом, если форменная одежда подпадает под понятие
амортизируемого имущества, то есть отвечает вышеназванным
критериям, то амортизационные начисления по данному имуществу
уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
При этом, поскольку в Классификации основных средств,
включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, форменная
одежда не поименована, то согласно пункту 5 статьи 258 Кодекса для
тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных
группах, срок полезного использования устанавливается
налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или
рекомендациями организаций-изготовителей.
Если форменная одежда не является амортизируемым имуществом, то
необходимо руководствоваться подпунктом 3 пункта 1 статьи 254
Кодекса, согласно которому к материальным расходам, в частности,
относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений,
инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, специальной
одежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым
имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав
материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в
эксплуатацию.
Вопрос: Каков порядок начисления амортизации по модернизируемым
и реконструированным объектам основных средств в целях
налогообложения прибыли?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 256 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) основные средства,
находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и
модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, исключаются из
состава амортизируемого имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ в случаях
достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации,
технического перевооружения, частичной ликвидации объектов
основных средств изменяется их первоначальная стоимость, исходя из
которой производится начисление амортизации в периоды после
реконструкции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 НК РФ налогоплательщик
вправе увеличивать срок полезного использования объекта основных
средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после
реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого
объекта произошло увеличение срока его полезного использования.
Пунктом 2 статьи 259 НК РФ предусмотрено, что начисление
амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-
го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное
списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл
из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым
основаниям (в вашем случае - модернизация и реконструкция
объекта). При этом начисление амортизации по объекту
амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором произошло окончание реконструкции
или модернизации объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ остаточная
стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после
вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как разница между
их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период
эксплуатации амортизации.
Таким образом, после реконструкции и модернизации остаточная
стоимость объекта, в целях исчисления налога на прибыль,
определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой
амортизации по объекту за время фактической эксплуатации,
увеличенной на стоимость затрат по реконструкции и модернизации
объекта и принимается равномерно путем начисления амортизации по
объекту в установленном статьей 259 НК РФ порядке.
Учитывая, что в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 259 НК РФ
расчет суммы амортизации по объекту основных средств производится
по норме амортизации, которая определяется из срока полезного
использования объекта, который устанавливается организацией при
вводе объекта в эксплуатацию, а иных показателей при определении
нормы амортизации налоговым законодательством не предусмотрено,
ежемесячная сумма амортизации по реконструированному объекту
определяется как частное от деления суммы первоначальной стоимости
объекта, увеличенной на стоимость затрат по реконструкции и
модернизации объекта (п. 2 ст. 257 НК РФ), на срок полезного
использования объекта, который устанавливается организацией при
вводе его в эксплуатацию.
На основании изложенного, организация путем деления остаточной
стоимости реконструированного объекта на ежемесячную сумму
амортизации, рассчитанной по реконструированному объекту,
определит срок, в течение которого будет начисляться амортизация.
Вопрос: Организация воспользовалась услугой консультационного
характера с целью оптимизации производственной деятельности.
Ожидаемый срок внедрения мероприятий и получение эффекта возможен
в течение 2 - 3 лет. Каким образом указанные расходы учесть в
целях налогообложения?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением
расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты,
при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода. Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством
Российской Федерации, то есть форма такого первичного документа
должна отвечать требованиям, установленным пунктом 2 статьи 9
Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ
(содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ к
прочим расходам, связанным с производством и реализацией,
относятся расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.
Согласно статье 2 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об
информации, информатизации и защите информации" информация - это
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и
процессах независимо от формы их представления. Целью оказания
консультационных услуг является привязка информации к конкретному
объекту, разъяснение существующих норм применительно к заданному
объекту, выработка рекомендаций для определенного объекта. Иными
словами, особенностью консультационных услуг является их
конкретизация применительно к условиям заказчика. С учетом
конкретизации оказанных фирмой консультационных услуг
применительно к условиям заказчика (в результате произведенной
работы организации предоставлен отчет, содержащий проведенные
конкретные мероприятия). Ожидаемый срок внедрения оказанных услуг
и соответственно получение экономического эффекта от внедрения
мероприятий возможен через 2 - 3 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса
Российской Федерации при методе начисления расходы признаются в
том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают
исходя из условий сделок.
На основании изложенного, исходя из того, что ожидаемый срок
внедрения мероприятий 2 - 3 года, то для целей налогообложения
организация вправе включать в расходы стоимость оказанных
консультационных услуг, как расходы будущих периодов, в
соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ в течение указанного
срока.
Вопрос: Принимаются ли в целях налогообложения налогом на
прибыль расходы, связанные с использованием Интернета?
Ответ: В соответствии с подпунктом 1 статьи 252 Кодекса
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты, то есть подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации, при
условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса установлено, что к
прочим расходам, связанным с производством и реализацией,
относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие
подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных
центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и
спутниковой связи, электронной почты, а также информационных
систем (СВИФТ, Интернет и другие аналогичные системы).
Таким образом, затраты по оплате услуг связи или информационных
услуг через Интернет могут быть отнесены к прочим расходам,
связанным с производством и реализацией, при условии, что они
направлены на получение дохода организации и документально
подтверждены.
Вопрос: В какой момент необходимо принимать расходы будущих
периодов при применении метода начисления: единовременно в том
отчетном периоде, в котором они имели место или равномерно в
течение всего времени использования?
Ответ: В соответствии со статьей 318 Кодекса все расходы,
связанные с производством и реализацией, подразделяются на прямые
и косвенные.
Статьей 318 Кодекса предусмотрен особый порядок учета прямых и
косвенных затрат. Согласно пункту 2 указанной статьи сумма
косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в
отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам
текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований,
предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса расходы,
принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей
главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к
которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты
денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с
учетом положений статей 318 - 320 настоящего Кодекса.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в
котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Таким образом, косвенные расходы, относящиеся к нескольким
отчетным периодам (что должно прямо вытекать из условий договора),
учитываются при исчислении налоговой базы в течение этих периодов.
Положениями главы 25 Кодекса не предусмотрено в отношении
большинства расходов соблюдение указанного принципа. И для целей
налогообложения возможность учета расходов в течение нескольких
отчетных периодов может быть обусловлена только условиями
заключенного сторонами договора.
Если условиями договора нельзя определить срок, к которому
относятся произведенные расходы, то такие расходы признаются
таковыми в момент их возникновения согласно нормам главы 25
Кодекса.
Вопрос: Возможно ли создание резерва на ремонт основных средств
вновь образованной организации?
Ответ: Статьей 260 Кодекса для обеспечения в течение двух и
более налоговых периодов равномерного включения расходов на
проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе
создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в
соответствии с порядком, установленным статьей 324 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 324 Кодекса налогоплательщик, образующий
резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в
такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств,
определяемой как сумма первоначальной стоимости всех
амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по
состоянию на начало налогового периода, в котором образуется
резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств и
нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком
самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих
расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан
определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих
расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности
осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены
элементов основных средств (в частности, узлов, деталей,
конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом
предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт
не может превышать среднюю величину фактических расходов на
ремонт, сложившуюся за последние три года.
Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для
проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта
основных средств в течение более одного налогового периода, то
предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на
ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на
финансирование указанного ремонта, приходящегося на
соответствующий налоговый период в соответствии с графиком
проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих
налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не
осуществлялись.
Таким образом, чтобы правильно сформировать резерв, у
организации должны быть следующие обязательные для этого данные:
- стоимость амортизируемых основных средств на начало
налогового периода;
- фактическая сумма расходов на ремонт за предыдущие три года
(или иной фактический период деятельности в пределах трех лет) и
частное от этой суммы при делении на три;
- график проведения ремонтов, в том числе приходящихся на
текущий налоговый период;
- сметная стоимость этих ремонтов. Расходы на "сложный" ремонт
в расчет не берутся;
- отдельный расчет дополнительных сумм в резерв на "сложный"
ремонт при отсутствии такого вида ремонта в предыдущие периоды.
Учитывая вышеизложенное, организация, у которой не было
ремонтов основных средств в течение предыдущих трех лет, а также
вновь созданные организации не могут создавать резерв на обычный
ремонт основных средств по причине отсутствия средней величины
фактических расходов за последние три года, как основного
показателя для исчисления предельной величины создаваемого
резерва. Резерв может быть сформирован только из дополнительных
сумм, которые в соответствии с учетной политикой организации будут
направлены на проведение особо сложного и дорогого ремонта
основных средств. При этом сумма отчислений лимитируется сметой и
учитывается в целях налогообложения в соответствии с графиком
проведения ремонта.
Отдел налогообложения прибыли
(дохода)
|