ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2005 г. по делу N 58-Г05-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н.Пирожкова,
судей Г.В.Макарова и В.А.Емышевой,
рассмотрела в судебном заседании от 21 сентября 2005 г.
гражданское дело по заявлению ЗАО "ОТ-ВОСТОК" о признании
противоречащей налоговому законодательству и недействующей в части
ст. 9 Закона Хабаровского края N 70 от 26 ноября 2002 года "О
транспортном налоге в Хабаровском крае" по кассационной жалобе
заявителя на решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2005 г.,
которым постановлено: "отказать ЗАО "ОТ-ВОСТОК" в удовлетворении
требований о признании противоречащей налоговому законодательству
и недействующей в части ст. 9 Закона Хабаровского края N 70 от 26
ноября 2002 года "О транспортном налоге в Хабаровском крае".
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Приамурские
ведомости".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда
оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ЗАО "ОТ-ВОСТОК" обратилось в суд с указанным выше заявлением,
ссылаясь на то, что отдельные положения данной нормы противоречат
ст.ст. 55, 356, 360 Налогового кодекса (НК) РФ, а именно, приняты
с превышением полномочий, предоставленных региональному
законодателю, и возлагают на заявителя обязанность до окончания
налогового периода уплачивать транспортный налог.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ЗАО "ОТ-ВОСТОК" ставится вопрос об отмене
решения суда и принятии нового - об удовлетворении заявленного
требования.
В обоснование жалобы указано на то, что в решении суда нет
ссылки на норму права, предусматривающую порядок уплаты платежей
по транспортному налогу в течение налогового периода. Порядок
исчисления налога установлен ст. 52 НК РФ и субъект РФ не вправе
его определять. Поскольку ст. 360 НК РФ отчетные периоды по
транспортному налогу не предусмотрены, то устанавливать их
самостоятельно регионы не могут, что касается и авансовых
платежей, то есть решение по делу принято с нарушением норм
материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению.
При вынесении решения суд исходил из того, что транспортный
налог относится к региональным налогам и субъекты РФ при его
введении вправе определять конкретные размеры налоговых ставок,
порядок и сроки уплаты налога. Оспариваемые заявителем нормы не
противоречат и согласуются с нормами действующего налогового
законодательства (ст.ст. 12, 17, 28, 55, 58, 356 - 360, 362 НК
РФ). Позиция заявителя не может быть признана обоснованной из-за
неправильного толкования вышеуказанных норм права. Что касается
понятия места нахождения транспортных средств, то и в этой части
Закон края принят в пределах предоставленных субъекту РФ
полномочий и соответствует ст.ст. 83, 356 НК РФ.
Судебная коллегия не может суждение суда первой инстанции
признать правильным, так как оно не соответствует требованиям
действующего законодательства.
Предметом оспаривания, как отмечено выше, является ст. 9
(Порядок и сроки уплаты налога) вышеназванного Закона Хабаровского
края, а именно, ее следующей части: "1. Уплата налога производится
налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств
исходя из соответствующей налоговой базы и ставки, в порядке и
сроки, установленные настоящей статьей.
Местом нахождения транспортных средств в целях настоящей статьи
признается: 1) для морских, речных и воздушных транспортных
средств - место нахождения (жительства) собственника имущества; 2)
для транспортных средств, не указанных в пункте 1 настоящей части,
- место (порт) приписки или место государственной регистрации, а
при отсутствии таковых - место нахождения (жительства)
собственника имущества. 2. Отчетным периодом по налогу признается
полугодие. 3. Налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны
представить в налоговые органы по месту нахождения транспортных
средств налоговую декларацию по итогам отчетного периода и
уплатить авансовый платеж по налогу в срок не позднее 10 июля года
текущего налогового периода. Суммы авансовых платежей по итогам
отчетного периода налогоплательщики исчисляют исходя из
установленных налоговых ставок и налоговой базы по транспортным
средствам, зарегистрированных по состоянию на 1 июля года текущего
налогового периода. По транспортным средствам, зарегистрированным
и (или) снятым с регистрации на налогоплательщика в отчетном
периоде, сумма авансового платежа исчисляется с учетом
коэффициента, рассчитанного как число полных месяцев, в течение
которых в текущем налоговом периоде данное транспортное средство
зарегистрировано на налогоплательщика, деленных на число месяцев в
налоговом периоде. Сумма авансового платежа по налогу, уплаченного
в течение налогового периода, засчитывается в счет уплаты налога
по итогам налогового периода".
Согласно п/п "ж" п. 1 ст. 20 ФЗ "Об основах налоговой системы в
РФ" и главе 28 НК РФ транспортный налог относится к региональным
налогам. Пунктом 3 ст. 12 НК РФ предусмотрено, что при
установлении региональных налогов законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов РФ
определяются в порядке в пределах, которые предусмотрены настоящим
Кодексом, следующие элементы налогового обложения: налоговые
ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а иные элементы
налогообложения по региональным налогам (объект налогообложения,
налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок
исчисления налога) и налогоплательщики определяются настоящим
Кодексом (ст.ст. 357 - 362 НК РФ). Статья 363 НК РФ предписывает,
что порядок и сроки уплаты транспортного налога устанавливаются
законами субъектов РФ.
Статьей 55 НК РФ определено, что под налоговым периодом
понимается календарный год или иной период времени применительно к
отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый
период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов,
по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Как отмечено выше, транспортный налог относится к региональным
налогам, к числу которых относятся также налог на игорный бизнес и
налог на имущество организаций. В отношении двух последних НК РФ
предусмотрено, что налог уплачивается по итогам налогового периода
(месяц) не позднее срока, установленного для подачи налоговой
декларации (ст. 371 - игорный бизнес) и уплата налога за налоговый
период (календарный год) с правом законодательного органа субъекта
РФ устанавливать (не устанавливать) отчетные периоды и авансовые
платежи (ст.ст. 379, 383 - на имущество организаций). Таким
образом, федеральный законодатель предусматривает возможность либо
невозможность разделения налогового периода на разные сроки уплаты
налога в виде авансовых платежей. Поскольку в отношении
транспортного налога НК РФ не предусмотрено авансовых платежей и
отчетных периодов, которые являются составной частью налогового
периода (календарный год), то только по истечении этого периода
возможны определение и уплата данного вида налога. Установление
отчетных периодов и авансовых платежей не относятся к порядку и
срокам уплаты налога, регулирование которых является компетенцией
субъектов РФ.
В связи с указанным, вывод по делу в этой части не может быть
признан законным и обоснованным, решение суда подлежит отмене.
Судебная коллегия находит возможным принять в этой же части новое
решение без передачи дела на рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку указание в оспариваемой норме о месте нахождения
транспортных средств в целях рассматриваемой статьи не определяет
налогоплательщика, то есть лицо, на которое зарегистрировано
транспортное средство и что входит в компетенцию федерального
законодателя, то нельзя признать убедительным довод кассатора о
том, что в этой части законодатель края вышел за установленные
главой 28 НК РФ пределы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2005 г. об отказе
в удовлетворении заявления ЗАО "ОТ-ВОСТОК" в части п. 2 и абзацев
1 - 3 п. 3 оспариваемого Закона отменить и в этой же части принять
новое решение, которым признать противоречащими федеральному
законодательству и недействующими с момента вступления решения в
законную силу п. 2 и абзацы 1 - 3 п. 3 ст. 9 Закона Хабаровского
края N 70 от 26 ноября 2002 г. "О транспортном налоге в
Хабаровском крае".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
В.Н.Пирожков
Судьи:
Г.В.Макаров
В.А.Емышева
|