АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2005 г. по делу N А73-12015АП/2005-20
Арбитражный суд в составе:
судьи Кулешова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного
заседания Нарутто Я.В.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного
управления государственного автодорожного надзора к
индивидуальному предпринимателю Умарову Эркину Иристаевичу о
привлечении к административной ответственности по части 3 статьи
14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях,
при участии:
от административного органа: не явились (извещен надлежащим
образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ)
от лица, привлекаемого к административной ответственности:
Филимоненко Т.Н.
Суд
установил:
Дальневосточное управление государственного автодорожного
надзора (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный
суд Хабаровского края с заявлением N 03/3553 от 02.09.2005 о
привлечении индивидуального предпринимателя Умарова Эркина
Иристаевича к административной ответственности по части 3 статьи
14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени
и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в
судебное заседание не обеспечил.
Представитель Умарова Э.И. с требованием административного
органа не согласилась и пояснила, что в действиях предпринимателя
отсутствует состав административного правонарушения.
Заслушав представителя предпринимателя, исследовав материалы
дела, суд считает, что Умаров Э.И. подлежит привлечению к
административной ответственности по следующим основаниям.
Умаров Э.И. осуществляет предпринимательскую деятельность на
основании свидетельства о государственной регистрации N 27:23-
ИП009610/1 от 17.12.2003, выданного администрацией г. Хабаровска.
Зарегистрирован Инспекцией МНС России по Центральному району г.
Хабаровска 17.12.2004 за основным государственным регистрационным
номером 304272135200119.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на
основании лицензии АСС-27-033774 от 16.02.2004, выданной
Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции.
В ходе проверки, проведенной 31.08.2005 на основании
распоряжения N 07-371 от 30.08.2005 государственным инспектором
Пономаревой Н.Ю., установлено, что индивидуальным предпринимателем
Умаровым Э.И. при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
допущен ряд нарушений условий лицензии. По результатам проверки
составлен акт инспекторской проверки N 254 от 31.08.2005.
31.08.2005 в отношении Умарова Э.И. и с его участием составлен
протокол N 279 об административном правонарушении, из которого
следует, что 31.08.2005 в 16 часов 10 минут по ул. Суворова, 80А,
на автобусной остановке "Вторсырье" водитель Дегтярев Д.В.
осуществлял перевозку пассажиров в количестве 7 человек по
маршруту N 333с на автобусе DAEWOO BS-106, государственный номер
Х639НМ27, без паспорта маршрута N 333с, без схемы маршрута с
указанием опасных участков, без графика движения, утвержденных в
установленном законодательством порядке.
От объяснений и подписи в протоколе предприниматель отказался.
В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1
Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов
исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и
территориальных органов, а также иных государственных органов,
осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и
контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции
соответствующего органа.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995
N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и
дополнениями) юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность,
связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны
организовать работу водителей в соответствии с требованиями,
обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона мероприятия по
организации дорожного движения осуществляются в целях повышения
его безопасности и пропускной способности дорог федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся
автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных
мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной
документации, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона РФ от 06.06.1991 N
1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации
в области транспорта относится руководство транспортными
предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной
собственности, осуществление контроля за работой иных транспортных
предприятий и организаций, обслуживающих население города,
утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
Пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР,
утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969
N 12, предусмотрено, что движение автобусов и таксомоторов на
маршрутах организуется по расписанию, порядок утверждения которого
устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом в РСФСР.
Согласно абзацу 1 пункта 55 Правил организации пассажирских
перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом
Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, а также параграфу 5
Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в
РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N
176 (в редакции 12.06.1990), расписания движения автобусов и
таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах
утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными
комитетами городских, районных Советов народных депутатов.
В статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" предусмотрено, что организация пассажирских перевозок
является предметом ведения органов местного самоуправления. В
соответствии со статьей 72 Закона РФ "О местном самоуправлении в
Российской Федерации" привлечение предприятий и организаций, не
являющихся муниципальной собственностью, к транспортному
обслуживанию перевозок населения производится только на договорной
основе.
В данном случае законодатель предоставил органам местного
самоуправления право по организации мер по безопасности дорожного
движения, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных
осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по
перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Составление, утверждение паспортов, схем маршрутов и графиков
движения местного транспорта возложено на администрацию города
Хабаровска на основании решения Хабаровской городской Думы от
16.07.2002 N 231 "Об утверждении положения об организации
перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе
Хабаровске".
Согласно пункту 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности
перевозок автобусами, утвержденного Приказом Министерства
транспорта РФ от 08.01.1997 N 2 владельцы автобусов обязаны
составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных
перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Пунктом 5.2.2 Положения предусмотрена обязанность владельцев
автобусов разрабатывать графики (расписания) движения на основе
определения нормативных значений скоростей движения автобусов, на
маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с
учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей,
регламентируемых действующими нормативными документами.
Согласно пункту 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности
движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих
перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства
транспорта РФ от 09.03.1995 N 27 предусмотрено, что на каждый
маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен
паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные
документы должны своевременно вноситься данные об изменении
дорожных условий.
Пунктом 5.7.4 Положения предусмотрено, что каждый водитель,
выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские
рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на
маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных
пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных
участков.
В соответствии с пунктом 4.15 Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, с целью оценки
соответствия технического состояния и уровня содержания
автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений,
железнодорожных переездов и т.д. требованиям безопасности движения
комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной
власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их
открытием и в процессе эксплуатации. Соответствие маршрутов
требованиям безопасности движения определяются по основаниям,
изложенным в пункте 4.16 Положения.
В соответствии с пунктом 4.17 результаты обследования
оформляются актом, в котором делается заключение комиссии о
возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных
маршрутов. Решение вопросов об открытии маршрутов или продолжении
эксплуатации в соответствии с пунктом 4.18 входит в компетенцию
органа исполнительной власти.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по
перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной
опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они
обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством
требования и условия.
Суд отклоняет, как несостоятельные, доводы предпринимателя об
отсутствии у него обязанности по утверждению в установленном
порядке схемы маршрута, графика движения и паспорта на маршрут N
333с. Согласно действующему законодательству каждый владелец
автобуса обязан представить указанные документы на утверждение в
органы местного самоуправления, в данном случае, в администрацию
г. Хабаровска.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о
лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным
транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
10.06.2002 N 402, одним из лицензионных требований и условий при
осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным
транспортом является выполнение требований, установленных
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные
требования и условия - совокупность установленных положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий,
выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении
лицензируемого вида деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением
условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях административным
правонарушением и влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров
оплаты труда.
Таким образом, административный орган правомерно расценил
действия предпринимателя как административное правонарушение и
обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении
его к административной ответственности.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих его ответственность,
судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 205 - 206 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Индивидуального предпринимателя Умарова Эркина Иристаевича, 2
июня 1968 года рождения, уроженца с. Б-Воды Сайрамского района
Чимкентской области, проживающего: г. Хабаровск, ул. Королева, 14,
кв. 36, зарегистрирован Инспекцией МНС России по Центральному
району г. Хабаровска 17.12.2004 за основным государственным
регистрационным номером 304272135200119, привлечь к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях и
подвергнуть штрафу в размере 30 (тридцати) минимальных размеров
оплаты труда, на сумму 3000 (три тысячи) рублей в доход
федерального бюджета Российской Федерации.
На решение может быть подана в десятидневный срок апелляционная
жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского
края.
Судья
А.В.Кулешов
|