АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2005 г. по делу N А73-14304АП/2005-20
Арбитражный суд в составе:
судьи Кулешова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного
заседания Нарутто Я.В.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного
управления государственного автодорожного надзора к
индивидуальному предпринимателю Пе Пу Сой о привлечении к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от административного органа: Пономарева Н.Ю. - специалист 1-й
категории,
от лица, привлекаемого к административной ответственности:
Филимоненко Т.Н.
Суд
установил:
Дальневосточное управление государственного автодорожного
надзора (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный
суд Хабаровского края с заявлением N 03/3813 от 28.09.2005 о
привлечении индивидуального предпринимателя Пе Пу Сой к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа на требовании настаивал
и привел доводы, изложенные в заявлении о привлечении к
административной ответственности.
Представитель Пе Пу Сой с требованием административного органа
не согласился и пояснил, что отсутствуют как событие, так и состав
административного правонарушения. Кроме того, административным
органом в ходе проверки нарушены требования действующего
законодательства.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав
материалы дела, суд считает, что предприниматель подлежит
привлечению к административной ответственности по следующим
основаниям.
Пе Пу Сой осуществляет предпринимательскую деятельность на
основании свидетельства о государственной регистрации N 27:23-
ИП002939/1 от 24.01.2001, выданного Регистрационной палатой
Хабаровского края по государственной регистрации юридических лиц.
Зарегистрирован Межрайонной инспекцией МНС России N 3 по
Хабаровскому краю 17.12.2004 за основным государственным
регистрационным номером 304272018000072.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на
основании лицензии АСС-27-034007 от 11.08.2004, выданной
Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции.
В ходе проверки, проведенной 15.09.2005 на основании
распоряжения N 07-398 от 06.09.2005 государственным инспектором
Пономаревой Н.Ю., установлено, что индивидуальным предпринимателем
Пе Пу Сой при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
допущен ряд нарушений условий лицензии.
28.09.2005 в отношении Пе Пу Сой и в его отсутствие, при
надлежащем извещении, составлен протокол N 339 об административном
правонарушении, из которого следует, что 15.09.2005 в 12 часов 30
минут по ул. Ленинградская, 3 в г. Хабаровске водитель Киселев
В.Г. на принадлежащем предпринимателю автобусе DAEWOO BS-106,
государственный номер АА20827, осуществлял перевозку пассажиров по
маршруту N 333с без паспорта маршрута, без схемы маршрута с
указанием опасных участков, без графика движения, утвержденных в
установленном законодательством порядке.
В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1
Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов
исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и
территориальных органов, а также иных государственных органов,
осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и
контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции
соответствующего органа.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995
N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и
дополнениями) юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность,
связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны
организовать работу водителей в соответствии с требованиями,
обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона мероприятия по
организации дорожного движения осуществляются в целях повышения
его безопасности и пропускной способности дорог федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся
автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных
мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной
документации, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона РФ от 06.06.1991 N
1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации
в области транспорта относится руководство транспортными
предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной
собственности, осуществление контроля за работой иных транспортных
предприятий и организаций, обслуживающих население города,
утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
Пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР,
утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969
N 12, предусмотрено, что движение автобусов и таксомоторов на
маршрутах организуется по расписанию, порядок утверждения которого
устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом в РСФСР.
Согласно абзацу 1 пункта 55 Правил организации пассажирских
перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом
Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, а также параграфу 5
Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в
РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N
176 (в редакции 12.06.1990), расписания движения автобусов и
таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах
утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными
комитетами городских, районных Советов народных депутатов.
В статье 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" предусмотрено, что организация пассажирских перевозок
является предметом ведения органов местного самоуправления. В
соответствии со статьей 72 Закона РФ "О местном самоуправлении в
Российской Федерации" привлечение предприятий и организаций, не
являющихся муниципальной собственностью, к транспортному
обслуживанию перевозок населения производится только на договорной
основе.
В данном случае законодатель предоставил органам местного
самоуправления право по организации мер по безопасности дорожного
движения, в том числе посредством выбора перевозчиков, способных
осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по
перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Составление, утверждение паспортов, схем маршрутов и графиков
движения местного транспорта, разработка и открытие новых
маршрутов возложено на администрацию города Хабаровска на
основании решения Хабаровской городской Думы от 16.07.2002 N 231
"Об утверждении Положения об организации перевозки пассажиров
автомобильным транспортом в городе Хабаровске".
Согласно пункту 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности
перевозок автобусами, утвержденного Приказом Министерства
транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны
составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных
перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Пунктом 5.2.2 Положения предусмотрена обязанность владельцев
автобусов разрабатывать графики (расписания) движения на основе
определения нормативных значений скоростей движения автобусов на
маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с
учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей,
регламентируемых действующими нормативными документами.
Согласно пункту 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности
движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих
перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства
транспорта РФ от 09.03.1995 N 27, предусмотрено, что на каждый
маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен
паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные
документы должны своевременно вноситься данные об изменении
дорожных условий.
Пунктом 5.7.4 Положения предусмотрено, что каждый водитель,
выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские
рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на
маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных
пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных
участков.
В соответствии с пунктом 4.15 Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, с целью оценки
соответствия технического состояния и уровня содержания
автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений,
железнодорожных переездов и т.д. требованиям безопасности движения
комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной
власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их
открытием и в процессе эксплуатации. Соответствие маршрутов
требованиям безопасности движения определяются по основаниям,
изложенным в пункте 4.16 Положения.
В соответствии с пунктом 4.17 результаты обследования
оформляются актом, в котором делается заключение комиссии о
возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных
маршрутов. Решение вопросов об открытии маршрутов или продолжении
эксплуатации в соответствии с пунктом 4.18 входит в компетенцию
органа исполнительной власти.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по
перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной
опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они
обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством
требования и условия.
Факт административного правонарушения административным органом
доказан и нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В частности, он подтверждается: протоколом об административном
правонарушении N 339 от 28.09.2005, актом инспекторской проверки
от 15.09.2005 N 299, путевым листом от 15.09.2005 N 1, паспортом
транспортного средства.
Суд отклоняет как несостоятельные доводы предпринимателя об
отсутствии у него обязанности по утверждению в установленном
порядке схемы маршрута, графика движения и паспорта на маршрут N
333с, поскольку согласно действующему законодательству каждый
владелец автобуса обязан представить указанные документы на
утверждение в органы местного самоуправления, в данном случае, в
администрацию г. Хабаровска.
Суд отклоняет как несостоятельные доводы предпринимателя о
нарушении административным органом при проведении проверки
требований Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)", поскольку в
соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона мероприятия
по контролю проводились на основании распоряжения и в соответствии
с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона, при наличии информации о
незаконном открытии маршрута. Количество внеплановых мероприятий
законом не ограничено.
Тот факт, что акт проверки составлен в отсутствие
предпринимателя, не свидетельствует о нарушении административным
органом требований Федерального закона. Распоряжение на проверку и
служебное удостоверение были представлены до ее проведения
водителю Киселеву В.Г. При этом предприниматель надлежащим образом
был извещен о времени и месте составления протокола об
административном правонарушении.
Суд не находит каких-либо нарушений действующего
законодательства в том, что проверка проводилась 15.09.2005
государственным инспектором Пономаревой Н.Ю., а протокол об
административном правонарушении 28.09.2005 был составлен
государственным инспектором Бельской Г.Г.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о
лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным
транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
10.06.2002 N 402, одним из лицензионных требований и условий при
осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным
транспортом является выполнение требований, установленных
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные
требования и условия - совокупность установленных положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий,
выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении
лицензируемого вида деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением
условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях административным
правонарушением и влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты
труда.
Таким образом, административный орган правомерно расценил
действия предпринимателя как административное правонарушение и
обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении
его к административной ответственности.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность
предпринимателя, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 205 - 206 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Индивидуального предпринимателя Пе Пу Сой, 29 сентября 1953
года рождения, уроженца п. Старица Углегорского района Сахалинской
области привлечь к административной ответственности по части 3
статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 30 (тридцати)
минимальных размеров оплаты труда на сумму 3000 (три тысячи)
рублей в доход федерального бюджета Российской Федерации.
На решение может быть подана в десятидневный срок апелляционная
жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского
края.
Судья
А.В.Кулешов
|