УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 25 октября 2005 г. N 11-26/586
Направляем для размещения в региональном выпуске справочно-
правовой системы "КонсультантПлюс" следующую информацию,
опубликованную в N 10 (октябрь 2005 года) газеты "Налоговый
советник":
- "О налоге на имущество организаций".
И.о. руководителя Управления,
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации III ранга
А.Ф.Печерица
О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Вопрос: Какими нормами законодательства следует
руководствоваться при отнесении продукции к продукции первичной
переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья
собственного производства, при применении льготы по налогу на
имущество организаций, установленной пунктом 6 статьи 3 Закона
Хабаровского края от 25.11.2005 N 149 "О налоге на имущество
организаций в Хабаровском крае"?
Ответ: Право применять льготу в соответствии с пунктом 6 статьи
3 Закона N 149 предоставлено организациям в отношении имущества,
используемого организациями при осуществлении видов деятельности,
определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности, утвержденным Постановлением
Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст "О
принятии и введении в действие ОКВЭД", согласно кодам: 01.11.1 -
01.11.3, 01.11.6, 01.11.8; 01.12; 01.13.1, 01.13.2; 01.21 - 01.24,
01.25.1 - 01.25.4, 01.25.9; 01.3; 15.11, 15.12; 15.51.1; 15.71.1.
При отнесении продукции, производимой предприятиями,
осуществляющими указанные виды деятельности при использовании
льготируемых основных средств, к сельскохозяйственной продукции,
включая продукты первичной переработки, должен применяться
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,
продукции и услуг (ОК 004-93 (ОКДП) согласно кодам: 0111010
[0111110 - 0111470]; 0111020; [0111510 - 0111560]; 0111030;
[0111610 - 0111690]; 0112010; [0112110 - 0112121]; 0112020;
[0112210 - 0112330]; 0112030; [0112410 - 0112430]; 0112040;
[0112510 - 0112590]; 0112050; [0112610 - 0112694]; 0112060;
[0112710 - 0112890]; 0112070; [0112940 - 0112960]; 0112080;
[0112900 - 0112934]; 0113010; [0113110 - 0113482]; 0113020;
[0113500 - 0113510]; 0114010; [0114110 - 0114400]; 0116000;
0117010 [0117100 - 0117159]; 0117020 [0117210 - 0117324]; 0117030
[0117410 - 0117429]; 0117040 [0117610 - 0117680];
0118000 [0118110 - 0118203], [0118310 - 0118643]; 0121010
[0121110 - 0121194], [0121210 - 0121220], [0121310 - 0121360],
0121020 [0121400, 0121510 - 0121590, 0121800], 0121029 [0121710,
0121740]; 0122010 [0122101 - 0122109]; 0122020 [0122210 -
0122289]; 0122030 [0122310 - 0122390]; 1511011 [1511110 -
1511132]; 1511012 [1511140 - 1511160]; 1511013 [1511170 -
1511183]; 1511014 [1511190 - 1511193]; 1511021 [1511210 -
1511226]; 1511022 [1511230 - 1511249]; 1511023 [1511260 - 1511275,
1511279]; 1511024 [1511310]; 1511040 [1511610 - 1511678, 1511680 -
1511682, 1511701, 1511702]; 1511050 [1511811, 1511812, 1511870 -
1511884]; 1513010 [1513111, 1513112, 1513121]; 1513020 [1513190,
1513191]; 1513040 [1513260 - 1513283]; 1513070 [1513530 - 1513538,
1513551, 1513561 - 1513565]; 1520010 [1520111]; 1533023 [1533230 -
1533334].
Вопрос: Должна ли предоставляться льгота по налогу на имущество
организаций, по имуществу, находящемуся в краевой и муниципальной
собственности, предназначенному для водоснабжения и водоотведения,
теплоснабжения объектов жилищного фонда и переданное в управление
предприятиям, муниципальным учреждениям, с постановкой (без
постановки) на баланс в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона
N 149?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 374 главы 30 "Налог на
имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации
установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество
организаций для российских организаций признается движимое и
недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное
владение, пользование, распоряжение или доверительное управление,
внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в
качестве объекта основных средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе организаций (за исключением бюджетных
и кредитных) объектов основных средств регулируется приказами
Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" ПБУ 6/01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении
Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств". В
соответствии с указанными документами для учета движимого и
недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов
основных средств, предназначен счет 01 "Основные средства".
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 149 освобождаются
от налогообложения организации, затраты на содержание которых
полностью финансируются за счет средств краевого бюджета, - в
отношении учитываемых на балансе объектов недвижимого имущества
коммунального хозяйства, включая комплекс объектов внешнего
благоустройства, уличной дорожной сети, искусственных сооружений,
инженерной защиты города, зеленых насаждений общего пользования,
уличного освещения, сооружений санитарной уборки городов и
сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью
указанных объектов, а также сооружений дорожно-мостового
хозяйства.
Данное дополнение распространяется на правоотношения, возникшие
с 1 января 2004 года.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 149 освобождаются
от налогообложения организации в отношении имущества, находящегося
в краевой государственной и муниципальной собственности,
предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения,
объектов жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства,
уличной дорожной сети, искусственных сооружений, инженерной защиты
города, зеленых насаждений общего пользования, уличного освещения,
сооружений санитарной уборки городов и сооружений, являющихся
неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а также
сооружений дорожно-мостового хозяйства.
Данное дополнение распространяется на правоотношения, возникшие
с 1 января 2005 года.
На основании изложенного следует, что с 1 января 2004 года
освобождались от налогообложения налогом на имущество только
объекты недвижимого имущества, перечисленные в пункте 8 статьи 3
Закона N 149, находящиеся на балансе организаций любых
организационно-правовых форм собственности, но при условии, что
затраты на содержание таких объектов полностью финансировались из
краевого бюджета.
С 1 января 2005 года освобождение от налогообложения
организаций не поставлено в зависимость от финансирования и
нахождения на балансе организаций различных форм собственности.
Главное условие - чтобы перечисленные в пункте 10 статьи 3 Закона
N 149 объекты основных средств находились в краевой
государственной и муниципальной собственности. Поэтому данные
объекты могут и не передаваться предприятиям и организациям в
хозяйственное ведение или оперативное управление, а находиться в
казне администрации муниципального района.
Вопрос: Организация выкупает ветхий жилой фонд с оформлением
права собственности на данные квартиры с целью сноса и
строительства на этом месте многоквартирных жилых домов. Каков
порядок учета приобретенного недвижимого имущества для целей
налогообложения налогом на имущество организаций?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 374 главы 30 "Налог на
имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее по тексту - Налоговый кодекс) объектом налогообложения для
российских организаций признается движимое и недвижимое имущество,
(включая имущество, переданное во временное владение, пользование,
распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных
средств в соответствии с установленным порядком ведения
бухгалтерского учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Методических указаний
по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом
Минфина России от 13.10.2003 N 91н, при принятии к бухгалтерскому
учету активов в качестве основных средств необходимо
единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции, при выполнении работ
или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, то есть срока
полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или
обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Сроком полезного использования является период, в течение
которого использование основных средств приносит экономические
выгоды (доходы) организации;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа
данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды
(доход) в будущем.
Учитывая, что приобретенные квартиры не будут использоваться в
производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо
для управленческих нужд организации, так как приобретены под снос,
затраты на выкуп квартир представляют собой капитальные вложения,
связанные с созданием нового инвентарного объекта.
Таким образом, выкупленные квартиры не могут быть приняты к
учету в качестве объектов основных средств, а следовательно,
организация не будет являться плательщиком налога на имущество
организаций.
Вопрос: Являются ли объектом обложения налогом на имущество
организаций земли, принадлежащие отделу внутренних дел района на
праве постоянного (бессрочного) пользования объектом? Если нет,
обязана ли организация представлять в налоговые органы налоговую
отчетность по налогу на имущество?
Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 главы
30 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество
организаций" (далее по тексту - НК РФ) не признаются объектом
налогообложения земельные участки и иные объекты
природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Таким образом, земли, принадлежащие отделу милиции на праве
постоянного (бессрочного) пользования, не признаются объектом
обложения налогом на имущество организаций.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не
признается также объектом налогообложения имущество, принадлежащее
на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти, в которых
законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней
служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской
обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе" определен перечень федеральных
органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная
служба (далее по тексту - Закон N 53-ФЗ, в ред. федеральных
законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от
11.11.2003 N 141-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ,
от 01.04.2005 N 27-ФЗ).
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы,
исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а
также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской
Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и
дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных
органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской
Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном
органе специальной связи и информации, федеральных органах
государственной охраны, федеральном органе обеспечения
мобилизационной подготовки органов государственной власти
Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной
противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных
формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и
органах.
Согласно законодательству Российской Федерации к военной службе
приравнивается служба и в органах внутренних дел (статья 8 Закона
N 53-ФЗ).
Таким образом, имущество, используемое отделом внутренних дел
для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и
охраны правопорядка в Российской Федерации, не будет являться
объектом обложения налогом на имущество.
Если указанное имущество используется не по назначению или
сдается в аренду, то оно подлежит налогообложению в
общеустановленном порядке.
В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога
признаются российские организации. Все налогоплательщики, согласно
статье 386 НК РФ, обязаны по истечении каждого отчетного и
налогового периода представлять в налоговые органы по своему
местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного
подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по
местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении
которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога)
налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую
декларацию по налогу.
С учетом изложенного, отдел внутренних дел обязан по истечении
каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый
орган по своему местонахождению налоговые расчеты по авансовым
платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу на имущество в
общеустановленном порядке.
Вопрос: В связи с изменением порядка учета основных средств в
бюджетных учреждениях с 1 января 2005 года просьба разъяснить
порядок начисления амортизации для определения остаточной
стоимости имущества и включения в объект обложения налогом на
имущество организаций на примере двух ситуаций.
1. Компьютер стоимостью 17000 рублей (норма износа 10%) принят
на учет 10 октября 2004 года. По состоянию на 1 января 2005 года
начислен износ в сумме 1700 рублей. Срок амортизации по этой
группе 5 лет.
2. Компьютер стоимостью 17000 рублей, на который установлен
предельный срок службы 5 лет, но фактический срок эксплуатации - 8
лет (начислен износ 80%).
Ответ: С 1 января 2005 года введена в действие Инструкция по
бюджетному учету, утвержденная Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 26.08 2004 N 70н (далее - Инструкция N
70), в соответствии с которой изменился порядок бухгалтерского
учета основных средств и износа основных средств. Для отражения
данных, характеризующих степень изношенности основных средств
учреждения, вместо ранее действовавшего счета "Износ основных
средств" введен счет "Амортизация".
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
24.02.2005 N 26н утверждены Методические указания (далее -
Указания) по внедрению Инструкции по бюджетному учету.
В соответствии с пунктом 2 Указаний выходящие остатки по счетам
бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2005 года
переносятся на входящие остатки по счетам плана счетов бюджетного
учета по состоянию на 1 января 2005 года.
Учреждение переносит остатки по счетам после осуществления
операций по закрытию счетов бухгалтерского учета и составления
бухгалтерской отчетности за 2004 год. Результаты инвентаризации
должны быть отражены в бухгалтерском учете учреждения до
заключения счетов 2004 года.
Бухгалтерские операции по переводу остатков по счетам
отражаются в Справке (ф. 0504833), установленной Инструкцией N
70н, в межотчетный период (период реформации остатков по старым
субсчетам на 1 января 2005 года на новые остатки по счетам плана
счетов бюджетного учета на 1 января 2005 года).
Согласно пункту 5.7 Указаний на объекты основных средств,
приобретенные до 1 января 2005 года, в случае, если срок их
полезного использования, начисленного в порядке, установленном
Инструкцией N 70н, меньше срока, исчисленного по ранее
применявшимся нормам износа, то норма амортизации рассчитывается
как результат деления остаточной стоимости актива на оставшийся
срок полезной эксплуатации. В случае, если фактический срок
эксплуатации объекта больше вновь исчисленного, то амортизация
доначисляется до 100% в январе 2005 года.
Таким образом, по компьютеру, принятому на учет 10 октября 2004
года, износ за 2004 год начисляется по нормам, действовавшим в
2004 году, т.е. за полный календарный год (независимо от того, в
каком месяце отчетного года они приобретены). Годовая норма
амортизации, применяемая с 1 января 2005 года, определяется, как
результат от деления остаточной стоимости компьютера на 01.01.2005
(в приведенном вами примере 15300 (17000 - 1700) на оставшийся
срок полезной эксплуатации в полных годах (в вашем случае 4 года
(5 - 1).
По компьютеру, прослужившему 8 лет и износ которого по
состоянию на 01.01.2005 составляет 80%, но имеющему в соответствии
с Инструкцией N 70 срок службы 5 лет, оставшиеся 20% износа
следует начислить в межотчетном периоде - январе 2005 года.
Вопрос: На балансе организации на счете 08 "Законченные
строительством объекты основных средств, подлежащие
государственной регистрации" числится объект, по которому
закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие
первичные учетные документы по приемке-передаче, и объект
фактически эксплуатируется.
Документы по этому объекту переданы на госрегистрацию права
собственности первоначально 5 августа 2003 года и повторно 15
ноября 2004 года, однако в регистрации права собственности
организации было отказано. Арбитражный суд Хабаровского края вынес
решение о признании права собственности на данный объект, и в
настоящее время готовится пакет документов для госрегистрации
права собственности. С какого момента следует включать данное
имущество в объект обложения налогом на имущество организаций в
условиях действия главы 30 Налогового кодекса Российской
Федерации?
Ответ: До 1 января 2004 года, до вступления в действие главы 30
Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ),
затраты организаций по приобретенному объекту недвижимости,
переданному на баланс покупателю по договору купли-продажи, права
собственника на который не зарегистрированы в установленном
порядке, до перевода его в состав основных средств, в соответствии
с Изменениями и дополнениями N 5 Инструкции Госналогслужбы России
от 08.07.1995 N 33 "О налоге на имущество предприятий",
учитывались при расчете среднегодовой стоимости имущества на счете
08 "Капитальные вложения" и включались в объект обложения налогом
на имущество.
По-иному учитывать данные затраты не позволял и Приказ Минфина
России от 20.07.1998 N 33 "Об утверждении Методических указаний по
бухгалтерскому учету основных средств" (с учетом внесенных
изменений и дополнений от 28.03.2000), согласно которому принятие
объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществлялось на
основании утвержденного руководителем организации акта (накладной)
приемки-передачи основных средств, который составлялся на каждый
отдельный инвентарный объект, и иных документов, в частности,
подтверждающих их государственную регистрацию в установленных
законодательством случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что
объектом налогообложения по налогу на имущество организаций
признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе
в качестве основных средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета. Согласно пункту 52
Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств,
утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н,
введенных в действие с 1 января 2004 года, объекты недвижимости,
по которым закончены капитальные вложения, оформлены
соответствующие первичные документы по приемке-передаче, переданы
документы на государственную регистрацию, и фактически
эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке, с
первого числа месяца, следующего за месяцем введения в
эксплуатацию.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных
средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции, при выполнении работ
или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, то есть срока
полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или
обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Сроком полезного использования является период, в течение
которого использование основных средств приносит экономические
выгоды (доходы) организации;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа
данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды
(доход) в будущем.
Учитывая, что законченный строительством объект основных
средств используется в производстве продукции, при выполнении
работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в
течение длительного времени, приносит экономические выгоды
организации, не предполагается его последующая перепродажа,
организация имела право учитывать амортизацию при составлении
расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества и начислении
налога на имущество организаций по данному объекту только с 1
января 2004 года.
Отдел налогообложения прибыли (дохода)
|