УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 25 октября 2005 г. N 11-26/585
Направляем для размещения в региональном выпуске справочно-
правовой системы "КонсультантПлюс" следующую информацию,
опубликованную в N 10 (октябрь 2005 года) газеты "Налоговый
советник":
- "Отдельные вопросы применения главы 24 НК РФ".
И.о. руководителя Управления,
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации III ранга
А.Ф.Печерица
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 24 НК РФ
С 1 января 2005 года вступил силу Федеральный закон от
20.07.2004 N 70-ФЗ, который внес существенные изменения в главу 24
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Рассмотрим отдельные вопросы практики применения вышеуказанной
главы.
Во-первых, снижена максимальная ставка единого социального
налога до 26%. При этом тарифы страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование остались прежними, а именно 14%.
Таким образом, с 01.01.2005 сумма единого социального налога,
подлежащая уплате в федеральный бюджет с учетом налогового вычета
при налоговой базе до 280 тыс. руб. на каждое физическое лицо,
равна 6% (20% - 14%).
Необходимо учесть, что согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 243
Кодекса в случае, если в отчетном периоде сумма примененного
налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного
страхового взноса за тот же период, такая разница признается
занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15 числа месяца,
следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по
налогу. Поэтому начисленные страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование должны быть уплачены, в противном случае
налоговыми органами будет дополнительно начислен единый социальный
налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
С 01.01.2005 налогоплательщики при исчислении единого
социального налога в обязательном порядке применяют регрессивную
шкалу ставок, установленную статьей 241 Кодекса, если налоговая
база на конкретного работника превысит размер, установленный для
применения регрессии.
С 1 января 2005 г. отменен ряд прежних льгот по единому
социальному налогу, но при этом введены новые льготы.
Из статьи 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" Кодекса
исключен подпункт 8 пункта 1.
Это значит, что с 1 января 2005 г. суммы, выплачиваемые за счет
членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-
строительных, жилищно-строительных кооперативов (товариществ),
товариществ собственников жилья (ТСЖ) и других аналогичных
организаций лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных
организаций, подлежат налогообложению единым социальным налогом в
общем порядке.
Средства единого социального налога предназначены на выплату
базовой части трудовой пенсии и, кроме того, на финансирование
расходов по обязательному медицинскому и социальному страхованию.
В случае неуплаты единого социального налога работники лишаются
этих видов социального обеспечения, как это и происходило до
отмены подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса.
В некоторых обращениях, поступающих по поводу отмены этого
подпункта, налогоплательщики пишут, что работники этих организаций
в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ
заключили договоры добровольного пенсионного страхования и платят
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Зачем им
платить еще и единый социальный налог? В данном случае взносы,
уплачиваемые по договорам добровольного пенсионного страхования,
предназначены только на выплату страховой и накопительной частей
пенсии.
Введены льготы, применяемые организациями при выплате
вознаграждения инвалидам.
Так, до 1 января 2005 г. организация, производящая выплаты
инвалидам, была вправе воспользоваться льготой, предусмотренной
пунктом 1 статьи 239 Кодекса, только в том случае, если между
организацией и инвалидом заключен трудовой договор, т.е. инвалид
являлся работником организации. С 1 января 2005 г. льгота
применяется и в том случае, если выплаты производятся инвалидам и
на основании гражданско-правовых договоров.
С 1 января 2005 года согласно пункту 1 статьи 8 Федерального
закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2005 год" установлено, что до
принятия федерального закона об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с
материнством и на случай смерти, пособие по временной
нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за
исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний) выплачивается застрахованному лицу за первые два дня
временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с
третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда
социального страхования Российской Федерации. Сумма пособия по
временной нетрудоспособности, выплачиваемая застрахованному за
первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств
работодателя, относится к государственному пособию и на основании
пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежит налогообложению единым
социальным налогом.
При этом общий размер пособия, выплаченного за счет всех
источников, не подлежащий налогообложению единым социальным
налогом, с 1 января 2005 года составляет 12480 рублей.
Согласно Письму Минфина России от 04.03.2005 N 12-07-02/462
расходы, произведенные работодателем - бюджетной организацией на
оплату первых двух дней нетрудоспособности следует относить на
подстатью 211 "Заработная плата" экономической классификации
расходов бюджетов Российской Федерации. Коммерческие организации
согласно пункту 1 статьи 264 Налогового кодекса оплату первых двух
дней нетрудоспособности должны относить к "прочим расходам".
Возникает вопрос, как поступать в случае, если организация
произведет оплату больничных в размере, превышающем 12480 рублей.
Сумма, превышающая 12480 рублей, будет считаться обычной
выплатой в пользу физического лица и у организаций, не формирующих
налоговую базу по налогу на прибыль (бюджетные, некоммерческие),
сумма превышения подлежит налогообложению единым социальным
налогом в общеустановленном порядке.
Для коммерческих организаций - если данная надбавка не
уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций в
текущем налоговом (отчетном) периоде, то она на основании пункта 3
статьи 236 Кодекса не является объектом обложения единым
социальным налогом.
Отдел ЕСН и налогообложения
физических лиц
|