МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 15 ноября 2005 г. N 5/2
ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ В 2005 ГОДУ
И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ ЭКСПЕРИМЕНТА НА 2006 ГОД
Заслушав и обсудив доклад первого заместителя министра
образования Хабаровского края И.А.Иванцевой по итогам проведения
эксперимента по введению единого государственного экзамена в
Хабаровском крае в 2005 году, коллегия отмечает, что во исполнение
постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N
119 "Об организации эксперимента по введению единого
государственного экзамена", Губернатора Хабаровского края от
03.02.2005 N 17 "О продлении срока проведения эксперимента по
введению единого государственного экзамена на 2005 год на
территории Хабаровского края", утвержденной министерством
образования Хабаровского края Программы подготовки и проведения
эксперимента по введению ЕГЭ в 2005 году, других нормативно-
правовых документов, министерство образования края совместно с
муниципальными органами управления образования и образовательными
учреждениями высшего и среднего профессионального образования
продолжили участие в эксперименте по введению единого
государственного экзамена в Хабаровском крае (далее -
эксперимент).
В эксперименте принимали участие все 19 муниципальных
образований края, 14105 выпускников из 360 общеобразовательных
учреждений, включая выпускников прошлых лет. Из 60 учебных
заведений высшего и среднего профессионального образования
различных организационно-правовых форм участвовало 39 (в 2004 году
- 38), в том числе 13 высших (9 вузов и 4 филиала) и 26 средних
специальных учебных заведений (в 2004 году - 12 вузов и 26 средних
специальных учебных заведений). Остальные учебные заведения
принимали свидетельства о результатах сдачи экзаменов в период
итоговой аттестации.
В текущем году расширился перечень специальностей, участвующих
в едином государственном экзамене. Общее количество специальностей
в вузах края, участвующих в ЕГЭ, составило 214 (92,9%) (2004 год -
175 специальностей - 83,3%). Количество специальностей ссузов
Хабаровского края, на которые вступительные испытания проводились
в форме и по материалам ЕГЭ, осталось неизменным - 57 из 75.
Приоритетными в работе по введению единого государственного
экзамена в 2005 году были обозначены следующие направления:
- участие в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ в
труднодоступных и отдаленных районах (Приказ Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки "Об организации проведения
единого государственного экзамена в труднодоступных и отдаленных
местностях в 2005 году" от 15.04.2005 N 980);
- апробация технологии приема вступительных испытаний в вузы по
материалам ЕГЭ в компьютерной форме;
- повышение информационной безопасности при доставке контрольно-
измерительных материалов в муниципальные органы управления
образованием, проведении единого государственного экзамена;
- подготовка кадров муниципальных органов управления
образованием, работающих с базами данных и программами мониторинга
единого государственного экзамена.
По итогам эксперимента были получены следующие результаты:
1. Создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая
база, регламентирующая проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ,
работу государственных экзаменационных комиссий, организацию
приема в вузы, ссузы и другие аспекты.
2. В эксперименте по введению единого государственного экзамена
участвовали труднодоступные и отдаленные районы края.
3. На территории края совершенствовалась технология
Федерального центра тестирования и прошла апробацию технология
компании КРОК АИС "Экзамен".
4. На базе Тихоокеанского государственного университета 23
абитуриента сдали экзамен по географии в компьютерной форме.
5. С целью повышения информационной безопасности при проведении
ЕГЭ приобретен опыт межведомственного взаимодействия министерства
образования с Управлением специальной связи по Хабаровскому краю.
6. На базе РЦОИ обучено 19 операторов ЭВМ муниципальных органов
управления образованием, 12 специалистов, ответственных за ЕГЭ в
труднодоступных и отдаленных районах края.
7. Растет доступность получения высшего образования жителями
края. Зачислено по результатам ЕГЭ 7879 (78,7%) выпускников (2003
г. - 3655 (39,15%), 2004 г. - 6889 (68,0%).
8. Результаты единого государственного экзамена стали
использоваться для объективной и сравнительной оценки
подготовленности выпускников.
В течение двух лет наблюдается тенденция снижения процента
неудовлетворительных отметок по русскому языку, химии (в 1,3
раза), физике (в 2 раза), географии (в 1,2 раза) и тенденция
повышения по математике, биологии (в 1,2 раза), истории России (в
1,8 раза), обществознанию (в 1,3 раза).
Отмечен рост процента качества по всем предметам за исключением
математики и истории России (математика - от 39,2% до 31,3%;
история - от 39,4% до 36,9%):
по русскому языку (от 41,5% до 43,9%);
химии (от 33,0% до 52,7%);
физике (от 24,6% до 38,5%);
биологии (от 34,0% до 39,3%);
географии (от 25,1% до 37,2%).
В целом по Хабаровскому краю средний процент отличных и хороших
оценок продолжает оставаться ниже границ, установленных в среднем
по Российской Федерации (исключение - литература).
По всем предметам за два года в крае увеличилась доля верных
ответов частей "А", "В" и "С" за исключением химии (часть "В":
показатель упал с 40,4 до 29,2). Сравнивая среднекраевой
показатель решаемости заданий по предметам ЕГЭ с российским,
отмечаем их значительное расхождение по всем частям (от 0,5 по
русскому языку в части "А" до 10,5 по химии в части "С").
В ходе эксперимента выявились нерешенные и вновь возникшие
проблемы, нуждающиеся в дальнейшей проработке в 2006 году:
- принятые меры по улучшению качества образования не сложились
в целостную систему;
- недостаточная подготовка педагогических кадров к проведению
объективной оценки учебных достижений выпускников;
- реальные задачи, выполняемые региональным центром обработки
информации в ходе проведения эксперимента, пришли в противоречие с
функциями центра, утвержденными в 2003 г. Положением о
региональном центре обработки информации;
- не решены вопросы об организации обучения педагогических
кадров в области педагогических измерений.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию об итогах проведения в 2005 г.
эксперимента по введению единого государственного экзамена на
территории края.
2. Отметить целенаправленную организационную работу
министерства образования края, муниципальных органов управления
образованием, советов ректоров вузов и директоров ссузов по
введению единого государственного экзамена.
3. Продолжить проведение в 2006 г. эксперимента по введению ЕГЭ
в 19 муниципальных образованиях края по 9 общеобразовательным
предметам: математике, русскому языку, физике, химии, истории
России, биологии, обществознанию, географии, литературе.
Установить, что десятый предмет - английский язык - будет
проводиться в форме и по материалам ЕГЭ в трех муниципальных
образованиях - гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурском
районе.
4. Управлению общего образования (И.А.Иванцева):
4.1. Предусмотреть совершенствование краевых нормативных
документов по организации и проведению эксперимента.
4.2. С целью совершенствования условий подготовки
педагогических кадров к реализации задач эксперимента провести
мониторинг обеспечения учителей, библиотек образовательных
учреждений программно-методической литературой, периодическими
научно-методическими изданиями.
4.3. Организовать проведение письменных экзаменов по алгебре и
русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений края по
новой системе государственной (итоговой) аттестации за курс
основной школы.
5. Управлениям общего образования (И.А.Иванцева), высшего и
среднего профессионального образования (А.В.Левченко) министерства
образования Хабаровского края:
5.1. В срок до 15.12.2005 разработать и утвердить приказом
министерства образования края Программу подготовки и проведения
эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2006
году.
5.2. Продолжить работу по осуществлению контроля за
обеспечением информационной безопасности процедур проведения ЕГЭ в
крае.
5.3. Обеспечить контроль за прозрачностью и открытостью
проведения и зачисления в высшие учебные заведения края по итогам
региональных олимпиад учреждений высшего профессионального
образования.
6. Управлению высшего и среднего профессионального образования
(А.В.Левченко) усилить контроль за процедурой проведения ЕГЭ в
период вступительных испытаний, формированием базы данных
абитуриентов края.
7. Управлению высшего и среднего профессионального образования
(А.В.Левченко), ректору Дальневосточного государственного
гуманитарного университета (М.И.Костенко), Хабаровскому краевому
институту переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров (А.Г.Кузнецова) рассмотреть вопрос о включении отдельного
или специального курса по изучению основ теории педагогических
измерений в содержание программ дополнительного педагогического
образования.
8. Управлению общего образования (И.А.Иванцева) совместно с
Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров (А.Г.Кузнецова):
8.1. В связи с расширением основных направлений деятельности
регионального центра обработки информации в срок до 01.02.2006
переработать Положение о региональном центре обработки информации.
8.2. Привести штатное расписание и должностные инструкции
специалистов регионального центра обработки информации в
соответствие с рекомендациями Минобразования и науки Российской
Федерации от 16.03.2004 N 03-51-56ин/36-03.
9. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров (А.Г.Кузнецова) продолжить
работу по подготовке учителей для работы в условиях профильного
обучения.
10. Управлению общего образования (И.А.Иванцева) совместно с
советом ректоров высших профессиональных учебных заведений
(С.Н.Иванченко), Хабаровским краевым институтом переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров (А.Г.Кузнецова.):
10.1. В срок до 25.12.2005 разработать региональное Положение о
конкурсе контрольно-измерительных материалов и тестовых заданий
для единого государственного экзамена.
10.2. Организовать проведение в срок до 01.05.2006 краевого
конкурса контрольно-измерительных материалов и тестовых заданий
для единого государственного экзамена.
11. Муниципальным органам управления образованием:
11.1. Организовать работу по выполнению Программы подготовки и
проведения эксперимента по введению единого государственного
экзамена в 2006 году.
11.2. Провести мониторинг деятельности образовательных
учреждений, показывающих низкие результаты обученности выпускников
в течение 2003 - 2005 г., и в срок до 01.07.2006 предоставить в
министерство образования аналитический отчет по его итогам.
11.3. Организовать в общеобразовательных учреждениях систему
внутришкольного мониторинга по наиболее сложным и неусвоенным
учащимися темам, обозначенным в аналитических материалах
председателей предметных подкомиссий государственной
экзаменационной комиссии Хабаровского края.
11.4. Совместно с районными методическими службами обеспечить
участие педагогических коллективов общеобразовательных учреждений
в краевом конкурсе контрольно-измерительных материалов и тестовых
заданий для единого государственного экзамена.
11.5. Усилить контроль за организацией образовательного
процесса в общеобразовательных учреждениях края.
12. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на
управление общего образования (И.А.Иванцева), управление высшего и
среднего профессионального образования (А.В.Левченко).
Председатель коллегии
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Целуйко
|