ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2005 г. по делу N 3-238/05
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании противоречащим закону и
недействующим постановления Правительства Хабаровского края от
29.07.2005 N 90-пр "Об основных направлениях экономического и
социального развития Хабаровского края на период до 2010 года",
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с названными
требованиями, сославшись на то, что данным нормативным правовым
актом, как следует из его содержания, с превышением полномочий
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации принята
Программа социально-экономического развития субъекта Российской
Федерации.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры
Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал требования, заявленные
прокурором края.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности
Богомолов А.В., не соглашаясь с заявлением, просил в его
удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Основные направления,
утвержденные оспариваемым постановлением, являются прогнозом
социально-экономического развития Хабаровского края, а не
программой социально-экономического развития края. Основные
направления не осуществляют бюджетного планирования, так как
запланированные ими мероприятия не предусматривают финансирование
за счет бюджета края. Прогнозы инвестиций для осуществления данных
мероприятий включены в оспариваемый акт по инициативе
соответствующих хозяйствующих субъектов, и в установленном порядке
с ними согласованы.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, суд находит требования, заявленные прокурором
Хабаровского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.07.2005 N
90-пр "Об основных направлениях экономического и социального
развития Хабаровского края на период до 2010 года" утверждены
Основные направления экономического и социального развития
Хабаровского края на период до 2010 года и Перечень основных
проектов по модернизации и реконструкции действующих производств,
вводу новых мощностей и производственных объектов Хабаровского
края до 2010 года, а также установлены мероприятия органам
исполнительной власти края по исполнению утвержденных Основных
направлений.
Содержание оспариваемого прокурором Хабаровского края
постановления характеризует его как программу социально-
экономического развития субъекта Российской Федерации, так как
постановлением утверждаются перспективное развитие Хабаровского
края во всех отраслях хозяйственной деятельности и социальных
областях до 2010 года, цели и задачи социально-экономической
политики, прогноз (перспективы) ожидаемых социально-экономических
результатов реализации указанной Программы, а также механизмы
реализации программных задач, перспективное финансовое
планирование средств краевого бюджета.
Суд находит, что упомянутое постановление Правительства
Хабаровского края противоречит федеральному и краевому
законодательству, принято с превышением полномочий Правительства
Хабаровского края.
Данный вывод суда основан на следующих правовых
обстоятельствах.
В соответствии с подп. "г" п. 2 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N
184-ФЗ от 6 октября 1999 г. с последующими изменениями и
дополнениями, утверждение программ социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации отнесено к основным
полномочиям законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичный порядок вытекает из бюджетных полномочий
законодательных и исполнительных органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным
законодательством.
Согласно п. 8 ст. 30.3 Устава Хабаровского края, п. 6 ст. 131,
п. 1 ст. 144 Бюджетного кодекса Хабаровского края утверждение
программ социально-экономического развития края отнесено к
полномочиям Законодательной Думы Хабаровского края.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 37 Устава края, п. 2 ч. 2 ст. 16
Закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края"
Правительство края разрабатывает для представления Губернатором
края в Думу проекты программ социально-экономического развития
Хабаровского края.
Пунктом 1 ст. 144 Бюджетного кодекса Хабаровского края
установлено, что Губернатор края вносит на рассмотрение
Законодательной Думы одновременно с проектом закона края о
бюджетной системе края на очередной финансовый год, в том числе
проекты программ социально-экономического развития края, проекты
изменений в утвержденные программы по мероприятиям и объемам
финансирования на очередной финансовый год.
Перечень программ и объем их финансирования, в свою очередь, в
силу п. 3 ст. 131.1, п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Хабаровского
края, входит в состав показателей, представляемых для рассмотрения
и утверждения в проекте закона о бюджетной системе края, и
утверждается отдельным приложением к закону края о бюджетной
системе края на очередной финансовый год.
Таким образом, поскольку расходы бюджета принимаются
законодательным органом края на соответствующий год, Правительство
края как исполнительный орган не вправе предусматривать
финансирование краевых целевых программ на перспективу.
Однако Правительством края в нарушение порядка, установленного
бюджетным законодательством, в утвержденном оспариваемом
постановлением Перечне основных проектов модернизации и
реконструкции действующих производств, вводу новых мощностей и
производственных объектов Хабаровского края до 2010 года
установлен объем финансирования на 2005 - 2010 год.
Кроме того, орган законодательной власти субъекта Российской
Федерации, принимая программу социально-экономического развития и
закон о бюджете на очередной финансовый год, осуществляет контроль
за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (в котором в
соответствии с принципом полноты отражения доходов и расходов
бюджетов, закрепленным в ст. 32 Бюджетного кодекса РФ, отражаются
все расходы бюджета), рассматривает отчеты о выполнении программ
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и
иных программ, предусматривающих расходы бюджета.
В силу указанных норм федерального законодательства все расходы
краевого бюджета подлежат отражению, а его исполнение, в том числе
по расходам, соответствующему контролю законодательным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 26 ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" нормативные
правовые акты субъекта Российской Федерации обязательны для
исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской
Федерации органами государственной власти, другими
государственными органами и государственными учреждениями,
органами местного самоуправления, организациями, общественными
объединениями, должностными лицами и гражданами.
При таком положении утверждение п. 1 постановления Перечня
основных проектов по модернизации и реконструкции действующих
производств, вводу новых мощностей и производственных объектов
Хабаровского края до 2010 года, в части определения мероприятий,
осуществляемых и финансируемых самостоятельно различными
хозяйствующими субъектами частной формы собственности, также
находится вне пределов компетенции высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку
предусмотренные в Перечне мероприятия приобретают императивный
характер для хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, суд считает, что постановление
Правительства Хабаровского края от 29.07.2005 N 90-пр "Об основных
направлениях экономического и социального развития Хабаровского
края на период до 2010 года" противоречит федеральному и краевому
законодательству и подлежит признанию недействующим.
Доводы представителя Правительства края о том, что основные
направления являются прогнозом социально-экономического развития
Хабаровского края, поскольку запланированные Основными
направлениями мероприятия не предусматривают финансирование за
счет бюджета края, несостоятельны, поскольку в разделе Источники
финансирования Перечня основных проектов в области газоснабжения,
сельского хозяйства, транспорта и связи, туризма, дорожного
хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства предусмотрено
финансирование, в том числе за счет средств краевого бюджета.
Кроме того, в названном Перечне предусмотрены и объемы
финансирования программ на период до 2010 года, тем самым нарушен
установленный бюджетным законодательством порядок, поскольку
расходы бюджета на 2006 - 2010 годы органом законодательной власти
субъекта РФ не утверждены.
Также несостоятельными являются и ссылки представителя
заинтересованного лица на ФЗ от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О
государственном прогнозировании и программах социально-
экономического развития Российской Федерации", поскольку данным
Федеральным законом определены цели и содержание системы
государственных прогнозов социально-экономического развития
Российской Федерации и его действие на субъекты Российской
Федерации не распространяется и, следовательно, нормы данного
Закона не могут применяться субъектами РФ по аналогии.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу
данного решения суда постановление Правительства Хабаровского края
от 29.07.2005 N 90-пр "Об основных направлениях экономического и
социального развития Хабаровского края на период до 2010 года".
Сообщение о настоящем решении опубликовать в "Собрании
законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Правительства Хабаровского края в доход федерального
бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Решение вступило в законную силу 22.02.2006.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.Барабаш
|