ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2005 г. по делу N 3-243/05
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании противоречащими закону и
недействующими п. 4 постановления Губернатора Хабаровского края от
06.09.2005 N 193 "Об обеспечении поступлений налога на доходы
физических лиц от иностранной рабочей силы", п. 1 (1.1 - 1.4), п.
3.2 (3.2.1 - 3.2.3), п. 4.1; приложений 1, 2 Порядка организации
взаимодействия министерств края и территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти по обеспечению
соблюдения предприятиями, организациями и частными
предпринимателями трудового и налогового законодательства при
привлечении иностранной рабочей силы, утвержденного постановлением
Губернатора Хабаровского края от 06.09.2005 N 193,
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с названными
требованиями, сославшись на то, что оспариваемые нормы
постановления Губернатора Хабаровского края от 06.09.2005 N 193 и
утвержденного им Порядка организации взаимодействия министерств
края и территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти по обеспечению соблюдения предприятиями, организациями и
частными предпринимателями трудового и налогового законодательства
при привлечении иностранной рабочей силы приняты с превышением
компетенции Губернатора Хабаровского края, противоречат
Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации", Постановлению
Минтруда Российской Федерации от 29.04.2003 N 23, принятому во
исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от
30.10.2002 N 782. Кроме того, нормами Порядка производится
вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по
распоряжению муниципальным имуществом.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры
Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал заявление прокурора
края.
Представитель Губернатора Хабаровского края, по доверенности
Малышев С.А., не соглашаясь с заявленными требованиями, просил
заявление оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что
оспариваемые нормы регулируют вопросы соблюдения законодательства
на территории Российской Федерации, а не вопросы привлечения
иностранной рабочей силы. Содержащиеся в Порядке рекомендации
главам муниципальных образований даны в рамках полномочий,
предоставленных Указом Президента Российской Федерации N 773 от
02.07.2005.
Кроме того, оспариваемый акт Губернатора Хабаровского края
является организационно-распорядительным, а не нормативно-
правовым, в связи с чем представителем Губернатора края заявлено
ходатайство о передаче дела на рассмотрение по подсудности в
Центральный районный суд Хабаровска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит требования,
заявленные прокурором Хабаровского края, обоснованными и
подлежащими удовлетворению.
Губернатором Хабаровского края принято постановление N 193 от
06.09.2005 "Об обеспечении поступлений налога на доходы физических
лиц от иностранной рабочей силы".
Данным постановлением утвержден Порядок организации
взаимодействия министерств края и территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти по обеспечению
соблюдения предприятиями, организациями и частными
предпринимателями трудового и налогового законодательства при
привлечении иностранной рабочей силы (далее - Порядок).
Пунктом 1 (1.1 - 1.4) Порядка определена схема, по которой
отраслевые министерства края производят согласование заявок
предприятий, организаций и частных предпринимателей
(работодателей) на привлечение иностранной рабочей силы,
установлена форма согласования заявок и порядок их учета (1.1,
приложение 1 к Порядку).
Определены обстоятельства, подлежащие учету при согласовании
заявок работодателям на привлечение иностранной рабочей силы
(1.2): представление информации о наличии вакантных или созданных
работодателем рабочих мест (1.2.1); возможность обеспечения
привлекаемой иностранной рабочей силы жильем, заработной платой в
размерах не ниже прожиточного уровня, установленного на территории
края (1.2.2); обеспечение регистрации иностранных работников в
органах внутренних дел и налоговых органах, регистрации
заключенных трудовых договоров в органах местного самоуправления
(1.2.3); представление работодателем ежемесячных сведений
отраслевому министерству края по форме согласно приложению 2 к
настоящему Порядку (1.2.4).
Предусмотрены основания для отказа в согласовании заявок
(невыплата заработной платы иностранным физическим лицам и
неудержание с нее налога на доходы физических лиц) (1.3), а также
определены условия внесения предложений в уполномоченные органы
для принятия решений о приостановлении или отзыве у работодателя
разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (нарушение
трудового и налогового законодательства) (1.4).
Пунктом 4.1 Порядка предписано отраслевым министерствам края
ежегодно заключать соглашения с работодателями об обеспечении ими
норм законодательства при привлечении и использовании иностранной
рабочей силы. Пунктом 4 постановления установлено, что названные
соглашения подлежит заключить до 15 ноября 2005 г.
Нормами п. 3.2 (3.2.1 - 3.2.3) определены мероприятия, которые
надлежит проводить главами муниципальных образований края в целях
осуществления мер по ликвидации несанкционированной торговли на
муниципальных рынках и торговых предприятиях, легализации доходов
иностранных физических лиц.
Суд находит, что названные нормы Порядка, приложения 1 и 2 к
Порядку, а также нормы п. 4.1 Порядка и п. 4 постановления
Губернатора края N 193 от 06.09.2005, которые направлены на
исполнение упомянутых положений Порядка, приняты с превышением
компетенции Губернатора Хабаровского края, а кроме того,
противоречат действующему федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-
ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" законодательство о правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению
Российской Федерации.
Таким образом, установление порядка привлечения и использования
иностранной рабочей силы находится в компетенции федеральных
органов государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 18 названного Федерального закона квота на
выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую
Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно
утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем
субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по
обустройству иностранных граждан.
Вопросы подготовки и рассмотрения предложений по определению
квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в
Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности
(в том числе порядок рассмотрения заявок работодателей)
регламентирован Постановлением Минтруда Российской Федерации от
29.04.2003 N 23, принятым во исполнение Постановления
Правительства Российской Федерации от 30.10.2002 N 782.
Форма, порядок подачи работодателями в Межведомственные
комиссии заявок о потребности в иностранной рабочей силе и условия
их рассмотрения органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации определены упомянутым Постановлением Минтруда
Российской Федерации от 29.04.2003 N 23.
Порядок согласования заявок работодателей на привлечение
иностранной рабочей силы, утвержденный постановлением Губернатора
Хабаровского края от 06.09.2005 N 193 "Об обеспечении поступлений
налога на доходы физических лиц от иностранной рабочей силы" (п. 1
(1.1 - 1.4), 3.2 (3.2.1. - 3.2.3), 4.1, приложения 1, 2 Порядка),
не соответствует положениям, установленным Порядком подготовки и
рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу
иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию
в целях осуществления трудовой деятельности, утвержденным
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 29.04.2003 N 23.
Так, п. 1.4 Порядка предусмотрены условия внесения предложений
в уполномоченные органы для принятия решений о приостановлении или
отзыве у работодателя разрешения на привлечение иностранной
рабочей силы (нарушение трудового и налогового законодательства).
Между тем действующее федеральное законодательство не связывает
вопросы предупреждения и пресечения нарушений налогового и
трудового законодательства с установленным порядком получения и
использования работодателем разрешения на привлечение иностранной
рабочей силы (ч. 8, 11, 12 ст. 18 Федерального закона "О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N
154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" в ведении муниципальных образований
находятся вопросы местного значения. В силу ст. 1 ГК Российской
Федерации физические и юридические лица свободны в установлении
своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых
не противоречащих законодательству условий договора.
При таком положении суд находит обоснованными доводы прокурора
края о том, что нормами п. 3.2 (3.2.1 - 3.2.3) Порядка
производится вмешательство в компетенцию органов местного
самоуправления по вопросам распоряжения муниципальным имуществом,
свободы заключения договоров, в том числе возложением обязанности
включения договорных условий по предоставлению торговых мест и
площадей иностранным физическим лицам (п. 3.2.1 - 3.2.2) и
установлением обязанностей, не входящих в полномочия органов
местного самоуправления, а именно: организации совместно с УВД
края проверок соблюдения иностранными физическими лицами,
осуществляющими деятельность на торговых рынках, законодательства
РФ (п. 3.2.3).
С учетом изложенного суд находит, что оспариваемые прокурором
края нормы постановления Губернатора Хабаровского края N 193 от
06.09.2005 и утвержденного данным постановлением Порядка
противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию
недействующими.
Доводы представителя Губернатора края о том, что оспариваемый
прокурором акт не носит нормативный характер, затрагивает права
конкретно определенного круга лиц и по своей природе является
индивидуальным правовым актом, в связи с чем заявление прокурора
края должно рассматриваться районным судом, суд находит
несостоятельными.
Из содержания постановления Губернатора Хабаровского края N 193
от 06.09.2005 и утвержденного им Порядка видно, что данным актом
установлены нормы поведения для неопределенного круга лиц, в т.ч.
работодателей, желающих использовать и использующих иностранную
рабочую силу. Нормы данного акта содержат указания по
регулированию процесса согласования заявок на привлечение
иностранной рабочей силы, т.е. рассчитаны на неоднократное
применение, действуют независимо от того, возникли или
прекратились конкретные правоотношения. Издано постановление
руководителем высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ.
Таким образом, оспариваемый акт обладает всеми признаками
нормативного правового акта.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ рассмотрение дел об оспаривании
нормативных правовых актов органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и
законные интересы граждан и организаций, отнесено к подсудности
краевого суда.
По приведенным в решении мотивам суд считает несостоятельными
ссылки представителя Губернатора на то, что оспариваемые нормы
постановления и Порядка регулируют вопросы соблюдения
законодательства на территории РФ, а не вопросы привлечения
иностранной рабочей силы.
Доводы о том, что рекомендации, содержащиеся в п. 3.2 Порядка
для глав муниципальных образований, укладываются в рамки
полномочий, предоставленных высшему должностному лицу Указом
Президента РФ N 773 от 02.07.2005, основаны на неверном
истолковании норм права.
Полномочия, предоставленные высшему должностному лицу субъекта
РФ названным Указом, необходимо рассматривать во взаимосвязи с
положениями п. "д" ст. 7 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", которым высшему должностному лицу
субъекта РФ предоставлено право организовывать взаимодействие
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с
федеральными органами исполнительной власти и их территориальными
органами, органами местного самоуправления и общественными
объединениями в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что
законодательство о правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации относится к исключительному ведению
Российской Федерации, то законных оснований для применения
Губернатором Хабаровского края властных полномочий в данном случае
не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу
настоящего решения суда п. 4 постановления Губернатора
Хабаровского края от 06.09.2005 N 193 "Об обеспечении поступлений
налога на доход физических лиц от иностранной рабочей силы"; п. 1
(1.1 - 1.4), п. 3.2 (3.2.1 - 3.2.3), п. 4.1, приложения 1 и 2
Порядка организации взаимодействия министерств края и
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
по обеспечению соблюдения предприятиями, организациями и частными
предпринимателями трудового и налогового законодательства при
привлечении иностранной рабочей силы, утвержденного постановлением
Губернатора Хабаровского края от 06.09.2005 N 193.
Сообщение о данном решении опубликовать в газете "Тихоокеанская
звезда".
Взыскать с Губернатора Хабаровского края за счет средств
Правительства Хабаровского края государственную пошлину в доход
федерального бюджета в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.Барабаш
|