ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2005 г. по делу N 3-263/05
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании противоречащими закону и
недействующими п. 1, п. 5.1, п. 7, п. 9 (в части слов "городских
округов и муниципальных районов"), п. 9.1 постановления
Губернатора Хабаровского края от 21.09.2005 N 209 "О проведении
мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет граждан
и обеспечении этих мероприятий на территории Хабаровского края",
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд
с названными требованиями, обосновав их тем, что оспариваемые
нормы постановления Губернатора Хабаровского края N 209 от
21.09.2005 приняты с превышением компетенции Губернатора
Хабаровского края и противоречат положениям Федерального закона от
28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе",
Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры
Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал заявление прокурора
Хабаровского края.
Представитель Губернатора Хабаровского края, действующий на
основании доверенности, Елкин М.А., не соглашаясь с заявленными
требованиями, просил в удовлетворении заявления прокурора края
отказать, ссылаясь на то, что постановление принято в рамках
мероприятий по мобилизационной подготовке по предмету ведения
субъекта РФ, постановлением не установлено никаких дополнительных
обязанностей, оспариваемые нормы не содержат положений,
находящихся в противоречии с действующим федеральным
законодательством.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит требования,
заявленные прокурором Хабаровского края, обоснованными и
подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
21 сентября 2005 г. Губернатором Хабаровского края принято
постановление N 209 "О проведении мероприятий по первоначальной
постановке на воинский учет граждан и обеспечении этих мероприятий
на территории Хабаровского края", которым урегулированы вопросы
организации мероприятий по первоначальной постановке граждан на
воинский учет, т.е. обеспечения исполнения гражданами воинской
обязанности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-
ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой
воинской обязанности и военной службы являются Конституция
Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы
и статуса военнослужащих, международные договоры Российской
Федерации.
Регулирование порядка проведения первоначальной постановки
граждан на воинский учет, в том числе установление сроков ее
осуществления (с 1 января по 31 марта), регламентировано ст. 9
названного Федерального закона.
Пунктом 1 постановления Губернатора Хабаровского края N 209 от
21.09.2005 также установлен срок проведения военным комиссаром
Хабаровского края мероприятий по первоначальной постановке на
воинский учет (с 1 января по 31 марта).
Таким образом, п. 1 постановления Губернатора продублированы
положения Федерального закона.
Между тем дублирование положений федерального закона в
нормативном акте субъекта Российской Федерации является допустимым
лишь при условии соблюдения принципа разграничения предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъекта
Российской Федерации, при этом дублирование норм федерального
законодательства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению
Российской Федерации, не входит в полномочия субъекта Российской
Федерации.
Кроме того, п. 1 оспариваемого постановления территориальному
органу федерального органа исполнительной власти в нарушение
ст.ст. 1, 3, 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" предписано выполнение определенных обязанностей
(обеспечение заключения договоров с организациями на
предоставление услуг, связанных с первоначальной постановкой
граждан на воинский учет).
Пунктом 5.1 постановления Губернатора края N 209 от 21.09.2005
управлению внутренних дел Хабаровского края и органам внутренних
дел районов, городов края предписано направлять по запросам
комиссариатов городов (городских округов) и муниципальных районов
края списки лиц, привлекавшихся и привлекающихся к уголовной
ответственности, состоявших и состоящих на учете за
правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических
средств, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в
немедицинских целях, а также сведения о лицах, получивших
гражданство Российской Федерации.
Нормы данного пункта противоречат положениям ст. 4 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе", которой
установлены срок, порядок предоставления органами внутренних дел
сведений, а также перечень лиц, в отношении которых эти сведения
направляются в военные комиссариаты.
Пунктом 7 оспариваемого постановления органам дознания и
органам предварительного следствия предложено информировать
военные комиссариаты по их запросам о возбуждении (прекращении) и
направлении уголовных дел в суд в отношении граждан, подлежащих
первоначальной постановке на воинский учет, а также граждан, не
состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности
и военной службе" органы дознания и предварительного следствия
обязаны в двухнедельный срок направлять такую информацию в военные
комиссариаты по факту совершения упомянутых процессуальных
действий.
В соответствии с п. 9 постановления Губернатора Хабаровского
края N 209 от 21.09.2005 установлены предписания по организации
мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет, в том
числе должностным лицам округов и муниципальных районов, что
противоречит ст.ст. 4, 9 названного Федерального закона, согласно
которым (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
такие обязанности с органов местного самоуправления сняты.
Пунктом 9.1 оспариваемого постановления предписаны не
предусмотренные федеральным законодательством обязанности:
обеспечивать своевременную и организованную явку граждан,
подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также
граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в
военные комиссариаты городов (городских округов) и муниципальных
районов края.
Установление такой обязанности противоречит ч. 1 ст. 4, ч. 2
ст. 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной
службе", согласно которым должностные лица организаций или
образовательных учреждений обязаны обеспечить гражданам,
работающим или обучающимся в указанных организациях или
учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного
комиссариата для постановки на воинский учет.
При таких обстоятельствах суд находит положения п. 1, п. 5.1,
п. 7, п. 9 (в части слов "городских округов и муниципальных
районов"), п. 9.1 постановления Губернатора Хабаровского края от
21.09.2005 N 209 "О проведении мероприятий по первоначальной
постановке на воинский учет граждан и обеспечении этих мероприятий
на территории Хабаровского края" противоречащими федеральному
законодательству, а доводы, приведенные представителем Губернатора
Хабаровского края в обоснование законности названных норм, -
несостоятельными.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующими со дня вступления в силу настоящего
решения суда п. 1, п. 5.1, п. 7, п. 9 (в части слов "городских
округов и муниципальных районов"), п. 9.1 постановления
Губернатора Хабаровского края от 21.09.2005 N 209 "О проведении
мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет граждан
и обеспечении этих мероприятий на территории Хабаровского края".
Сообщение о данном решении опубликовать в "Собрании
законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Губернатора Хабаровского края за счет средств
Правительства Хабаровского края государственную пошлину в доход
федерального бюджета в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Решение вступило в законную силу 11.01.2006.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.Барабаш
|