МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 20 декабря 2005 г. N 6/2
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ,
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Министерство образования края, рассматривая инновационное
образование в качестве условия его развития, целенаправленно
реализует программы и проекты, организует научные,
экспериментальные исследования, изучает и поддерживает развитие
инновационной образовательной деятельности учреждений образования,
педагогических коллективов, отдельных педагогов в соответствии с
основными направлениями модернизации общего образования, краевыми
целевыми программами.
Министерством образования края определены приоритетные
направления научно-исследовательской, опытно-экспериментальной
работы, разработаны нормативные документы по ее организации,
проводятся торги на право заключения государственного контракта на
выполнение научно-исследовательской работы. При Хабаровском
краевом институте переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров создан краевой совет по экспертизе
деятельности краевых экспериментальных площадок, авторских
разработок: программ, учебников, учебной и учебно-методической
литературы. С 2003 года в Хабаровском крае действует
Дальневосточный филиал института общего среднего образования
Российской Академии образования. С 2001 года в краевом бюджете по
отрасли "Образование" предусматриваются средства на проведение
исследовательской, экспериментальной работы.
В текущем году Комсомольский-на-Амуре государственный
педагогический университет, Дальневосточная государственная
академия физической культуры, Дальневосточная академия
государственной службы, Дальневосточный государственный
гуманитарный университет, 9 краевых, 39 муниципальных
экспериментальных площадок в 14 территориях края, 27 базовых школ
реализуют проекты по: управлению качеством образования,
совершенствованию его структуры и содержания; внедрению в
образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
формированию компетентностей учащихся; социализации детей с
особенностями в развитии в условиях образовательного учреждения;
обучению детей-инвалидов на дому с использованием информационно-
коммуникационных технологий; апробируют новые программы, учебники,
учебно-методические комплекты, современные педагогические
технологии. На проведение этих исследований из краевого бюджета
выделено 800000 рублей.
Хабаровский край включился в реализацию федеральных проектов
"Информатизация системы образования", "Разработка комплексной
системы анализа качества образования в субъектах Российской
Федерации", "Реформа системы образования", с 2003 года участвует в
широкомасштабном эксперименте по введению ЕГЭ. Идею модернизации
по введению профильного обучения в старшей школе в 2004/2005
учебном году на уровне краевого эксперимента реализовывали 98 школ
гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Вяземского, Хабаровского
районов, 28 профессиональных училищ и лицеев, 14 техникумов и
колледжей, что позволило с 1 сентября т.г. начать предпрофильную
подготовку девятиклассников во всех школах края, организовать в
рамках эксперимента в 81 школе края обучение учащихся старшей
школы по 11 профилям.
В последние годы возрос интерес к научной работе, краеведческим
исследованиям учащихся, повышается культура их научно-
исследовательской деятельности, о чем свидетельствует опыт работы
краевых физико-математической, эколого-биологической, психолого-
педагогической очно-заочных школ, проведение научно-практических
конференций старшеклассников, работа 28 научных объединений
учащихся в 11 муниципальных образованиях края.
Большую работу по научно-методическому сопровождению целевых
федеральных и краевых программ, обеспечению регионального
компонента содержания общего образования, разработке и апробации
новых технологий образования взрослых, организации консалтинговой
деятельности в форме индивидуального, группового, дистантного
консультирования, "Ярмарок образовательных услуг" проводят
кафедры, лаборатории и подразделения Хабаровского краевого
института переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров. Активизировалась работа преподавателей и сотрудников
института по подготовке диссертационных исследований, участию в
конкурсах на получение грантов.
Материалы научных семинаров, конференций, проводимых
исследований, экспериментов используются для разработки и
корректировки учебно-тематических планов, программ,
совершенствования технологий обучения, организации работы "Школы
педагога-исследователя", создания информационно-инновационного
фонда, публикуются в информационном бюллетене министерства
образования края, краевых образовательных журналах, центральных
изданиях.
Внедрение результатов научно-исследовательской, опытно-
экспериментальной деятельности в практику работы образовательных
учреждений гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурского,
Бикинского, Верхнебуреинского, Вяземского, Комсомольского,
Нанайского, Николаевского, Солнечного, Хабаровского и других
муниципальных районов позволило: выстроить преемственные
содержательные линии дошкольного и начального общего образования;
ввести УМК "Гармония", "Школа 2000..." - "Школа 2100" в начальной
школе", новые учебники по физике, географии, истории, русскому
языку; организовать изучение в рамках предметов родных языков,
культуры КМНС; создать группы кратковременного пребывания детей в
ДОУ; разработать систему критериев и организовать проведение
мониторинга оценки качества реализации программ дошкольного
образования, уровня физического развития, здоровья детей в
образовательных учреждениях края; создать модель государственно-
общественной системы работы с одаренными детьми; выстраивать
индивидуальное сопровождение детей, оказавшихся в социально
опасном положении; развивать патронатное воспитание детей.
Вместе с тем проведенный анализ организации научно-
исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности
свидетельствует о необходимости совершенствования управления этим
процессом, активизации исследований, направленных на создание
системы социального прогнозирования и инновационной деятельности в
сфере общего образования края на научной основе.
Зачастую нововведения осуществляются бессистемно,
бесконтрольно, необоснованно, не подкрепляются ни программно-
методическим, ни кадровым, ни материально-техническим
обеспечением. Не создан действенный механизм сетевого
взаимодействия высших учебных заведений, организующих проведение
научно-исследовательской работы в рамках государственного
контракта, краевых и муниципальных экспериментальных площадок,
базовых образовательных учреждений, учреждений образования,
работающих в инновационном режиме, педагогов-исследователей. По-
прежнему остаются проблемными вопросы внедрения метода проектов в
образовательный процесс, вовлечения учащихся в научно-
исследовательскую деятельность, конкурсы, конференции, фестивали,
проводимые в рамках национальной образовательной программы
"Интеллектуально-творческий потенциал России". Не в должной мере
решаются вопросы финансовой поддержки образовательных учреждений и
педагогов, работающих по-новому, учреждения специальных грантов на
развитие школ. Сложно решаются проблемы внедрения продуктов в
научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в
практику работы образовательных учреждений края из-за отсутствия
единой системы их экспертизы, инвентаризации, оценки
эффективности. Не в должной мере включились в решение обозначенных
проблем лаборатория мониторинговых и маркетинговых исследований ХК
ИППК ПК, Дальневосточный филиал института общего среднего
образования Российской Академии образования.
На основании вышеизложенного коллегия министерства образования
края решила:
1. Управлению общего образования министерства образования края
(Иванцева И.А.):
1.1. Скорректировать на 2006 - 2007 годы основные направления
научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы с учетом
основных направлений развития системы общего образования края,
реализуемых краевых программ.
1.2. Развернуть научно обоснованные, экспериментально
проверенные и апробированные инновационные модели содержания
образования, его структуры, организации и финансирования с учетом
основных приоритетов:
- реструктуризации сети образовательных учреждений;
- обеспечения качества образования;
- информатизации образования;
- поддержки талантливой молодежи;
- реализации воспитательной и социально-реабилитационной
функции образования;
- усиления роли образования в охране и укреплении здоровья
детей;
- удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного
образования;
- повышения статуса и значимости дополнительного образования
детей;
- формирования новых экономических отношений;
- создания механизмов участия институтов гражданского общества
в управлении образованием.
1.3. Создать структуру управления научно-исследовательской и
опытно-экспериментальной работой в системе общего образования
края.
1.4. Разработать до 15 марта 2006 года предложения по
совершенствованию деятельности краевых экспериментальных площадок.
1.5. Создать до 15 марта 2006 года при министерстве образования
края экспертный совет по оценке продуктов деятельности научно-
исследовательской, опытно-экспериментальной работы учреждений
образования, краевых экспериментальных площадок.
1.6. Организовать ежегодное участие образовательных учреждений
края в национальной образовательной программе "Интеллектуально-
творческий потенциал России".
1.7. Подготовить до 1 июня 2006 года пакет документов по
созданию и организации деятельности научных объединений учащихся.
1.8. Организовать ежегодное участие руководителей органов
управления образованием, образовательных учреждений края во
Всероссийском конкурсе "Лидер в образовании".
1.9. Создать в 2006 году на базе краевого центра детско-
юношеского туризма и экскурсий краевую очно-заочную школу юных
краеведов-исследователей.
1.10. Организовать работу по развитию сети летних
интеллектуальных, творческих объединений детей, профильных смен в
загородных оздоровительных лагерях.
1.11. Совместно с управлением высшего и среднего
профессионального образования (Левченко А.В.), Комсомольским-на-
Амуре государственным педагогическим университетом (Шумейко А.А.),
Дальневосточным государственным гуманитарным университетом
(Костенко М.И.) ввести в практику формирование ежегодного заказа
на выполнение практикоориентированных диссертационных
исследований, курсовых и выпускных квалификационных работ с учетом
приоритетных национальных проектов в сфере образования, основных
направлений развития системы образования края.
2. Управлению общего образования министерства образования края
(Иванцева И.А.) совместно с Хабаровским краевым институтом
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
(Кузнецова А.Г.):
2.1. Разработать в первом полугодии 2006 года новую редакцию
положений:
- О научно-исследовательской деятельности в системе общего
образования Хабаровского края;
- Об организации опытно-экспериментальной работы в системе
общего образования Хабаровского края;
- Об экспертизе деятельности экспериментальных площадок в
системе общего образования Хабаровского края;
- О педагоге-исследователе;
- О краевом экспертном совете.
2.2. Организовать проведение в феврале 2006 года круглого стола
по теме "Инновационные и экспериментальные процессы в системе
общего образования края".
2.3. Обновлять ежегодно банк данных муниципальных
экспериментальных площадок.
2.4. Создать в 2006 году совместно с муниципальными органами
управления образованием на базе образовательных учреждений
муниципальные опорные методические площадки по организации научно-
исследовательской, опытно-экспериментальной работы, деятельности
педагогов-исследователей.
2.5. В целях упорядочения организации научно-исследовательской,
опытно-экспериментальной деятельности, внедрения ее результатов в
практику работы образовательных учреждений края разработать до 1
апреля 2006 года модель сетевого взаимодействия высших учебных
заведений, краевых и муниципальных экспериментальных площадок,
базовых образовательных учреждений, педагогов-исследователей.
2.6. Организовать проведение в ноябре 2006 года краевой
выставки-форума "Инновационная деятельность образовательных
учреждений".
2.7. Организовать проведение в 2006 - 2008 годах социолого-
педагогических исследований с целью диагностики функционального
развития языков коренных малочисленных народов Севера, уровня
владения ими детьми из числа КМНС.
2.8. Организовать в целях формирования инновационного сектора
краевой образовательной системы проведение в 2007 году краевого
конкурса инновационных разработок.
2.9. Организовать проведение в июне 2006 года краевого семинара
членов советов по управлению экспериментальными площадками
"Проектирование деятельности экспериментальных площадок".
2.10. Организовать проведение в 2007 году краевых научно-
педагогических чтений "Педагогические инновации".
2.11. Оказывать научно-методическую помощь учебно-методическому
центру по сохранению и развитию родного языка, культуры и традиций
коренных малочисленных народов Севера на базе Найхинской средней
общеобразовательной школы Нанайского района.
2.12. Определить до 1 апреля 2006 года порядок экспертизы,
хранения и использования продуктов научно-исследовательской и
опытно-экспериментальной работы с учетом их новизны,
педагогической целесообразности, обоснования внедрения,
организационно-методической обеспеченности внедрения, степени
доступности для педагогической общественности.
2.13. Разработать до 1 июня 2006 года механизм внедрения в
практику работы образовательных учреждений края результатов научно-
исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
2.14. Организовать в рамках лаборатории мониторинговых и
маркетинговых исследований проведение мониторинга эффективности
внедрения продуктов научно-исследовательской и опытно-
экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях края.
2.15. Организовать проведение в декабре 2006 года краевого
семинара "Итоги научно-исследовательской и опытно-
экспериментальной работы в системе общего образования края. Пути
внедрения".
3. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.):
3.1. Разработать и включить до 1 августа 2006 года в программы
переподготовки и повышения квалификации руководителей
образовательных учреждений специальный курс по организации научно-
исследовательской, опытно-экспериментальной работы, управлению
инновационными процессами.
3.2. Организовать в 2006 году на базе ХК ИППК ПК работу
постоянно действующего семинара для руководителей муниципальных
органов управления образованием, образовательных учреждений,
методических служб по управлению инновационной деятельностью.
3.3. Продолжить работу "Школы педагога-исследователя",
организовать проведение консультаций, целевых семинаров-
практикумов, семинаров-лабораторий для различных категорий
педагогических работников, работающих в инновационном режиме.
3.4. Создать до 1 сентября 2006 года профессиональные
педагогические сообщества с использованием современных
информационных технологий.
3.5. Продолжить работу по апробированию учебников, программ,
учебно-методических комплектов, новых образовательных технологий
на базе опорных образовательных учреждений.
3.6. Пополнять постоянно банк данных о педагогах-
исследователях.
3.7. Оказывать научно-методическую и практическую помощь
образовательным учреждениям, педагогам-исследователям в реализации
авторских программ и проектов.
3.8. Размещать ежегодно на сайте ХК ИППК ПК материалы по научно-
исследовательской, опытно-экспериментальной работе (нормативно-
правовая документация; учреждения, работающие в инновационном
режиме; педагоги-исследователи; направления, темы научных
исследований, экспериментов, организуемых учреждениями
образования; продукты научно-исследовательской и опытно-
экспериментальной деятельности, эффективность их внедрения, др.).
4. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
4.1. Создать необходимые условия по введению в образовательный
процесс инновационных образовательных программ.
4.2. Осуществлять научно-методическую, материальную поддержку
образовательных учреждений, педагогов, работающих в инновационном
режиме.
4.3. Оказывать содействие педагогическим коллективам базовых
образовательных учреждений в апробировании учебных программ,
учебников, учебно-методических комплектов, новых образовательных
технологий.
4.4. Повысить ответственность руководителей образовательных
учреждений за системность, обоснованность проведения
экспериментов, введения инноваций.
4.5. Организовать в 2006 году работу научных объединений
учащихся, активизировать их научно-исследовательскую деятельность.
4.6. Оказывать научно-методическую, организационную поддержку
педагогам, учащимся, изъявившим желание принять участие в
конкурсах, конференциях, фестивалях, проектах национальной
образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал
России".
5. Управлениям министерства образования края (Иванцева И.А.,
Довжко Ф.Е., Левченко А.В., Ковтунов А.С.), сектору информатизации
министерства образования края (Флейдер Н.Г.), Хабаровскому
краевому институту переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров (Кузнецова А.Г.) оказывать организационную и
методическую помощь муниципальным органам управления образованием,
образовательным учреждениям по участию в федеральном эксперименте
по введению ЕГЭ, федеральных проектах "Информатизация системы
образования", "Разработка комплексной системы анализа качества
образования в субъектах Российской Федерации", "Реформа системы
образования", краевом эксперименте по введению профильного
обучения в старшей школе.
6. Отделу педагогических кадров министерства образования края
(Михалева Г.Г.) создать в 2006 году на базе Хабаровского краевого
Дома работников образования клуб педагогов-исследователей "Доживем
до понедельника".
7. Главным редакторам краевых образовательных журналов ввести в
журналах постоянную рубрику "Инновационные и экспериментальные
процессы в системе образования".
8. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на
Иванцеву И.А., первого заместителя министра образования края.
Председатель коллегии
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Целуйко
|