ГЛАВА ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2005 г. N 212
О СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА И НАПРАВЛЕНИЯХ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дополнительное образование детей является важным структурным
элементом общего образования города Комсомольска-на-Амуре.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с
Законом РФ "Об образовании", Законом РФ "О дополнительном
образовании" от 12.07.2001, Межведомственной программой развития
системы дополнительного образования детей на 2002 - 2005 учебные
годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2000 N
1847-р.
Дополнительное образование города Комсомольска-на-Амуре решает
задачи социальной адаптации, профессионального самоопределения,
занятости детей и подростков во внеурочное время и реализуется
через сеть, включающую 13 учреждений дополнительного образования
детей в отраслях "образование", "физическая культура и спорт",
"культура", "молодежная политика". Кроме того, реализуются
программы дополнительного образования в кружках, секциях,
объединениях, студиях организованных на базе общеобразовательных
школ и Межшкольных учебных комбинатов.
Работа в системе дополнительного образования детей организована
по следующим направлениям: техническое творчество; спортивно-
техническое; туристско-краеведческое; эколого-биологическое;
военно-патриотическое; художественно-эстетическое; декоративно-
прикладное; культурологическое.
Анализ занятости школьников показывает, что в 2005/2006 учебном
году в музыкальных и художественных школах занимается 1526
учащихся; в детско-юношеских спортивных школах - 4339 учащихся, в
Центрах "Юность", "Дземги" - 3715 учащихся, в учреждениях
дополнительного образования детей - 9652 кружковцев. Таким
образом, только в учреждениях дополнительного образования
занимается 19239 детей и подростков. На базе общеобразовательных
школ действует 429 кружков, объединений, секций различной
направленности с общим охватом 17857 учащихся.
В целом система дополнительного образования города позволяет
обеспечить занятость 38073 детей и подростков. Развернутая сеть
дополнительного образования позволяет учащимся посещать несколько
кружков, секций, объединений. В системе дополнительного
образования города занимаются школьники, учащиеся профессиональных
училищ, студенты ССУЗов, воспитанники детских домов, школ-
интернатов, детских садов.
Анализ обеспеченности педагогическими кадрами системы
дополнительного образования города показывает, что в 13
учреждениях дополнительного образования города задействовано -
606,4 штатных единицы. В общеобразовательных школах в 2005 - 2006
учебном году в соответствии с количеством учащихся задействовано
187,5 штатных единиц педагогов дополнительного образования. Таким
образом, в целом в системе дополнительного образования города
действует 793,9 штатных единицы педагогических работников.
С целью обеспечения доступности дополнительного образования в
городе реализуется проект "Школа полного дня". Для реализации
проекта в школах в две смены задействованы спортивные залы,
мастерские, кабинеты информатики.
В рамках межведомственного взаимодействия на базе
общеобразовательных школ работают 15,25 ставок тренеров-
преподавателей детско-юношеской школы, 20,2 ставок педагогов-
организаторов Центров "Юность" и "Дземги".
Анализ распределения ставок педагогов дополнительного
образования по направлениям деятельности в общеобразовательных
школах показывает, что на техническое творчество выделено 50,08
штатных единиц, на спортивно-оздоровительное 31,3 штатные единицы,
на художественно-эстетическое - 58,28 штатные единицы, туристско-
краеведческое 14,65 штатных единиц. 33,19 штатных единицы
используется на эколого-биологическое, военно-патриотическое и
культурологическое направления.
За последние три года проведена большая работа по разработке,
совершенствованию и внедрению программ дополнительного образования
детей, соответствующих нормативным требованиям. В учреждениях
дополнительного образования реализуется 185 программ, в том числе
80% - модифицированных, 11% - типовых, 8% - авторских, 1% -
экспериментальных. Отделом по физической культуре и спорту
организована работа по обновлению учебных программ по 14 видам
спорта.
Одним из ведущих направлений развития дополнительного
образования детей является его интеграция с общим образованием,
которая реализуется через развитие школьных научных обществ,
предметных кружков, очно-заочных школ. Такая работа успешно
организована в МОУ СОШ N 4, 8, 14, 16, 23, 25, 26, 27, 30, 32, 33,
36, 38, 50, 51, гимназиях N 9, 45, лицее N 1, ЭБЦ, ЦЮТ, ЦДиЮТиЭ
"Экзотур" (директора Пичугова И.В., Цибульская Н.А., Алешкина
Г.М., Овсейко Т.Г., Паздникова Л.А., Шугина И.Н., Сенкевич Е.Е.,
Капустина В.И., Кныш А.В., Курточкина Н.И., Загорских В.И.,
Вологжанина И.И., Радченко Н.И., Воробьева Н.Б., Шутенок Т.Н.,
Атрохименок Н.М., Шушунова Л.С., Выборова О.Н., Пяталова В.М.,
Торгашев П.Н.). Около 5000 школьников Центрального и Ленинского
округов получают предпрофильную и профильную подготовку по
различным специальностям на базе Межшкольных учебных комбинатов.
Данное направление является приоритетным, так как создает условия
для социальной адаптации, профессионального самоопределения
учащихся и ориентировано на профессиональную подготовку учащихся.
На базе общеобразовательных школ в 2005 - 2006 учебном году
действует 60 кружков (1240 учащихся) технической направленности,
их количество увеличилось на 4,5% по сравнению с 2004 годом.
Школьники занимаются ремонтом и изготовлением мебели,
хозяйственного инвентаря, пошивом швейных изделий, изготовлением
сувенирной продукции. Анализ показал хорошо организованную работу
мастерских школ N 1, 13, 16, 22, 24, 25, 27, 31, 32, 33, 41, 53,
гимназии N 9, детских домов N 1, 4 (директора Кускова Л.А.,
Иванова Т.И., Овсейко Т.Г., Ермоленко Г.В., Шугина И.Н., Капустина
В.И., Макаров С.А., Кныш А.В., Курточкина Н.И., Хавкина В.П.,
Максимова Л.Ю., Шутенок Т.Н., Булдыгерова Л.В., Хименчук Л.Н.).
В Центральном округе разработана и действует программа по
изготовлению мебели для дошкольных образовательных учреждений.
Производительный труд по изготовлению, ремонту мебели, пошиву
постельных принадлежностей для детских садов организован в рамках
уроков труда, кружковой работы, организации производительного
труда, оплачиваемого из надтарифного фонда учителям трудового
обучения и педагогам дополнительного образования. Всего
прикладным, техническим творчеством и производительным трудом
охвачено более 50% школьников.
Большую роль в развитии технического творчества играет Центр
юных техников (директор Пяталова В.М.). В данном учреждении 1517
учащихся занимаются программированием, авиамоделизмом,
судомоделизмом, фотоделом, радиоконструированием, начальным
техническим моделированием, кино и фотоделом, картингом,
конструированием малой габаритной техники, декоративно-прикладным
творчеством (и другими направлениями), осуществляется начальная
допрофессиональная подготовка.
В Центрах "Юность" и "Дземги" одним из главных направлений
деятельности также является техническое творчество и временная
занятость подростков. В 2004 году в кружках технического
творчества обучалось 436 подростков, в 2005 году - 455 человек.
В 2004 - 2005 году трудоустроено 3200 подростков. Продолжают
работу программы "Муравей" - летний трудовой лагерь для
подростков, состоящих на учете в ПДН, и проект "Двор моей мечты".
Разработана новая программа деятельности "Великой победе наши
дела". Молодежное объединение "Труд и занятость" реализует
программу "Мой труд любимому городу".
Туристско-краеведческое направление дополнительного образования
детей представлено кружками и секциями в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей.
Всего данным видом деятельности занимаются 3579 учащихся (13,1%
от общего числа). В том числе в Центре детского и юношеского
туризма и экскурсий "Экзотур" 1294 воспитанника занимаются
туризмом, краеведением, спортивным ориентированием, водным
слаломом (33,6 ставок педагогов дополнительного образования).
Ежегодно педагоги и воспитанники осуществляют более 100 походов
разной категории сложности, организуют туристические лагеря в
каникулярное время. За последние 3 года подготовлено 2 чемпиона
мира, Европы и 11 чемпионов России по спортивному ориентированию.
Особенностью эколого-биологического направления в нашем городе
является его практическая направленность. Всего этим видом
деятельности занимается 3019 учащихся или 11,0% от общего числа
школьников. Школьники принимают активное участие в выращивании
цветочной рассады для озеленения города, в создании городского
яблоневого сада. Около 560 школьников привлечено к участию в
экологических патрулях. Координатором данного направления является
эколого-биологический Центр (директор Выборова О.Н.), где
занимаются 1509 воспитанников. Силами кружковцев и педагогов
проводятся акции "День практической помощи парку "Судостроитель",
очистка территории Силинского водозабора, систематические работы
по природоохранной деятельности, озеленению и благоустройству
территорий города, сбору макулатуры.
Важное место в структуре дополнительного образования занимает
физкультурно-спортивное направление.
В 17 спортивных базах ДЮСШ и 18 спортивных залах
общеобразовательных школ 4339 подростков занимаются по 21 виду
спорта. За 9 месяцев 2005 года детско-юношескими спортивными
школами подготовлено 1 Мастер спорта Международного класса, 24
Мастера спорта России, 34 кандидата в мастера спорта, 78
спортсменов 1 разряда, 1480 спортсменов массовых разрядов.
Кроме того, физкультурно-массовая работа организована в каждой
общеобразовательной школе. Всего в школах 83 спортивные секции с
общим охватом 2319 учащихся.
Особое место в структуре дополнительного образования занимает
художественно-эстетическое творчество.
Такая работа организована в школах искусств городского отдела
культуры, в творческих коллективах, созданных в
общеобразовательных школах, Дворцах культуры, учреждениях
дополнительного образования. Всего занято 8178 учащихся.
Сложившаяся система проведения городских, краевых и
международных конкурсов, выставок, фестивалей позволяет выявлять и
поддерживать юные дарования, способствовать профориентационной
деятельности.
Лауреатами международных и региональных конкурсов в 2005 году
среди воспитанников школ искусств стали 57 учащихся.
Анализ участия и качество выступлений в ежегодном городском
фестивале самодеятельного художественного творчества
образовательных учреждений показывает, что увеличилось количество
хоровых коллективов до 19, вырос уровень исполнительской культуры
школьных хореографических коллективов, детских театральных
коллективов.
Вместе с тем, в системе дополнительного образования имеют место
серьезные проблемы.
Анализ занятости детей "группы риска", состоящих на учете в
инспекции по делам несовершеннолетних, показывает недостаточное
вовлечение "трудных" подростков во внеурочную деятельность. Не
внедряются новые современные формы работы по профилактике вредных
привычек, рискованному поведению в учреждениях дополнительного
образования.
Анализ результатов участия в краевом конкурсе школьных музеев
военно-патриотической направленности в 2005 году показал
недостаточное методическое сопровождение данной работы со стороны
городского Дворца творчества детей и молодежи (директор Минтиненко
Н.В.).
Анализ деятельности художественных коллективов городского
Дворца творчества (директор Минтиненко Н.В.) выявил, что нет
стабильного творческого роста в ансамбле танца "Багульник",
недостаточна работа по хореографической подготовке воспитанников.
В музыкально-хоровой студии "Эхо" недостаточна работа с солистами
в части репертуара, костюмов, вокальной подготовки детей.
Анализ учебных планов и методического обеспечения хоровых
студий городского Дворца творчества и Дома детского творчества
Ленинского округа (директора Минтиненко Н.В., Суркова В.Т.)
выявил, что количество часов на теоретическую подготовку завышено,
и не соответствует целям хоровой студии.
В ходе контроля за распределением педагогических ставок в Доме
детского творчества Ленинского округа (директор Суркова В.Т.)
выявлено необоснованное введение 17,6 ставок для работы на базе
общеобразовательных школ без учета имеющейся лицензии на
образовательную деятельность.
Анализ жанрового разнообразия художественных коллективов
показывает, что недостаточно детских фольклорных коллективов,
народных ансамблей, духовых оркестров.
Слабо организована работа по повышению квалификации
преподавателей школ искусств и руководителей творческих
коллективов Дворцов культуры, низкий приток молодых специалистов в
эти учреждения.
Остается проблема развития технического творчества и
производительного труда на базе мастерских образовательных
учреждений. Так в городском Дворце творчества детей и молодежи
(директор Минтиненко Н.В.) не уделяется должного внимания развитию
технического творчества подростков старшего возраста. Нет
результатов развития кружка радиоэлектроники, слабая
востребованность и популярность у кружка по деревообработке.
Недостаточно активно развивается производительный, практически
направленный труд на базе МУК N 3 (директор Кузнецов Г.А.), ДЮЦ
"Дземги" (директор Головнина О.А.).
Одной из нерешенных проблем является привлечение
профессиональных педагогических кадров для работы в кружках
технической направленности.
В Центрах внешкольной работы "Юность", "Дземги" не решен вопрос
работы педагогов-организаторов, не определены четкие критерии их
результативной деятельности. Имеют место факты нерационального
распределения должностей по направлениям деятельности, зачастую из
Центров в школу в рамках межведомственного взаимодействия
направляются педагоги или организаторы невостребованных
специальностей. Так в МОУ СОШ N 36 направлен педагог-организатор
для работы в школьном музее. В ходе контроля выявлено, что данная
работа не ведется, педагог ведет кружок изобразительного
искусства.
В условиях финансирования оплаты труда работников
общеобразовательных школ за счет средств краевого бюджета не
включена в краевые субвенции оплата труда педагогов
дополнительного образования общеобразовательных школ, введенных из
расчета 0,005 ставки на одного учащегося постановлением главы
администрации города "Об утверждении типовых штатов и норматива
оплаты труда в общеобразовательных учреждениях города Комсомольска-
на-Амуре".
При этом имели место факты нерационального использования ставок
педагогов дополнительного образования в общеобразовательных школах
N 8, 15, 37 (директора Цыбульская Н.А., Чжан О.Л., Тамбовская
С.А.). Используется не по назначению часть ставок в МОУ СОШ NN 16,
29, 37 (директора Овсейко Т.Г., Соколова В.Ю., Тамбовская С.А.).
В ходе фронтальных проверок ДЮСШ выявлено, что не на должном
уровне осуществляется контроль по ведению документации, учету
посещаемости учебно-тренировочных занятий, имеет место формальное
отношение к заполнению протоколов контрольно-переводных
нормативов, инструктажу по технике безопасности воспитанников.
Не налажено в должной мере межведомственное взаимодействие по
определению необходимого количества ставок педагогических
работников востребованных у детей направлений деятельности, в
условиях реализации проекта "Школа полного дня".
По итогам 10 месяцев в ЦВР "Юность" на 17,4% от годового,
выполнен план по платным услугам, что свидетельствует об
отсутствии контроля со стороны руководителя учреждения и отдела по
делам молодежи Центрального округа.
Требуют обновления, нового технического оснащения авиамоделизм,
картинги, музыкальные инструменты, лабораторное оборудование для
биолого-экологических занятий.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995
N 154-ФЗ постановляю:
1. Начальникам отделов образования администрации города,
Центрального и Ленинского округов администрации города (Т.И.Худа,
С.С.Федоренко, и.о. Горелова И.В.), и.о. начальника отдела по
делам молодежи администрации города (Данилова В.А.), начальнику
отдела по физической культуре и спорту администрации города
(Ткаченко В.Г.):
1.1. Указать на недостаточную работу по реализации проекта
"Школа полного дня".
1.2. В срок до 01.03.2006 представить на утверждение главе
администрации города проект "Школа полного дня" на 2006 - 2008
годы с учетом демографической ситуации, необходимым количеством
штатных единиц, востребованных направлений деятельности и
критериев результативности работы.
1.3. Организовать контроль целевого использования
педагогических ставок и отработки педагогических часов в
соответствии с нагрузкой по тарификации.
1.4. Обеспечить выполнение требований Закона РФ "Об
образовании", ст. 26 в части обеспечения прав граждан на получение
дополнительного образования, обратив особое внимание на детей
"группы риска".
1.5. Усилить контроль за программно-методическим обеспечением
деятельности педагогов дополнительного образования, тренеров-
преподавателей.
2. Начальнику отдела образования администрации города
(Т.И.Худа):
2.1. Провести анализ материально-технического состояния и
разработать в срок до 01.02.2006 мероприятия по укреплению
материально-технической базы учреждений дополнительного
образования.
2.2. В срок до 01.03.2006 создать городской координационный
методический Совет по дополнительному образованию.
3. Начальнику отдела по физической культуре и спорту
администрации города (Ткаченко В.Г.):
3.1. Обеспечить контроль за посещаемостью учебно-тренировочных
занятий, ведению учебной документации ДЮСШ.
4. Начальнику отдела культуры и средств массовой информации
(Исаев А.Ф.):
4.1. В срок до 01.02.2006 разработать мероприятия по повышению
квалификации и методическому сопровождению педагогов школ
искусств, руководителей творческих коллективов учреждений
культуры, образования.
4.2. Принять меры по развитию жанрового разнообразия детских
творческих коллективов учреждений культуры, образования.
5. Начальнику отдела по делам молодежи администрации города
(и.о. начальника Данилова В.А.), начальникам отделов по делам
молодежи и физической культуре Центрального и Ленинского округов
администрации города (Канакина О.В., Мельников А.В.):
5.1. В срок до 01.03.2006 представить на утверждение структуру
сетевого взаимодействия Центров внешкольной работы "Юность",
"Дземги" с общеобразовательными школами по реализации проекта
"Школа полного дня".
5.2. Обеспечить контроль за рациональным использованием
педагогических ставок с учетом приоритетных направлений
(техническое, прикладное, физкультурно-оздоровительное)
дополнительного образования и занятости учащихся в рамках
реализации проекта "Школа полного дня".
5.3. В срок до 01.03.2006 разработать мероприятия по развитию
технического творчества и производительного труда в Центрах
внешкольной работы "Юность", "Дземги".
6. Руководителям общеобразовательных учреждений, учреждений
дополнительного образования детей, школ искусств, детско-юношеских
спортивных школ:
6.1. Обеспечить целевое использование ставок педагогических
работников, тренеров-преподавателей.
6.2. Принять меры по действенной реализации модели "Школа
полного дня", организации досуга и внеурочной занятости детей и
подростков, обратив особое внимание на детей "группы риска",
подростков, состоящих на учете в инспекции по делам
несовершеннолетних.
6.3. Припять меры по сохранению, укреплению и развитию
материально-технической базы учреждений, усилив работу по
привлечению дополнительных средств в местный бюджет за счет
оказания платных дополнительных образовательных услуг.
6.4. Усилить контроль за программно-методическим обеспечением
деятельности педагогов дополнительного образования, руководителей
творческих коллективов, тренеров-преподавателей.
7. Контроль исполнения постановления возложить на заместителя
главы администрации города Родионову Н.Г., заместителей главы
администрации города, начальников Центрального и Ленинского
округов администрации города Рулева В.С., Сафонова С.И.
8. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава города
В.П.Михалев
|