ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2005 г. по делу N 3-266/05
Именем Российской Федерации
21 декабря 2005 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании п. 1 постановления
Губернатора Хабаровского края от 16.09.2005 N 204 "О краевой
программе "Обеспечение жильем молодых семей в Хабаровском крае на
2006 год" и утвержденной им краевой Программы противоречащими
федеральным и краевым законам и недействующими со дня издания,
установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд
с названными требованиями, обосновав их тем, что Губернатор края в
нарушение ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и Бюджетного кодекса Хабаровского края оспариваемым
постановлением утвердил Программу социально-экономического
развития края, тем самым вышел за рамки предоставленных
законодательством Российской Федерации и края полномочий. Кроме
того, принятием оспариваемого нормативного правового акта в
нарушение ГПК РФ преодолено решение Верховного суда Российской
Федерации о признании недействующим постановления Губернатора
Хабаровского края от 27.04.2004 N 110 "О краевой целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей в Хабаровском крае на 2005 -
2007 годы".
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского
края Зарецкий А.Г. настаивал на удовлетворении требований
прокурора Хабаровского края.
Представитель Губернатора Хабаровского края по доверенности,
Знаменская Т.П., возражала против удовлетворения заявления,
сославшись на то, что утвержденная постановлением Губернатора
Хабаровского края N 204 от 16.09.2005 краевая Программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Хабаровском крае на 2006 год"
не является программой социально-экономического развития субъекта
РФ. Анализ Программы показывает, что она не соответствует
предъявляемым на федеральном уровне требованиям к программе
социально-экономического развития субъекта РФ, т.к. она не
является комплексной. Это краткосрочная региональная целевая
программа, направленная исключительно на поддержку небольшой по
количеству категории молодых семей с целью решения их жилищных
проблем. Бюджетный кодекс РФ не содержит запрета на подготовку и
утверждение краткосрочных региональных целевых программ субъекта
РФ высшим исполнительным органом государственной власти и высшим
должностным лицом субъекта РФ. Оспариваемый нормативный правовой
акт не аналогичен постановлению, признанному недействующим
решением суда, поскольку рассматриваемая Программа рассчитана
только на 2006 год и п. 2 постановлением Губернатора края N 204 от
16.09.2005 определено предусмотреть расходы Программы в расходах
краевого бюджета на 2006 год.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит требования,
заявленные прокурором Хабаровского края, обоснованными и
подлежащими удовлетворению.
Пунктом 1 постановления Губернатора Хабаровского края N 204 от
16.09.2005 "О краевой программе "Обеспечение жильем молодых семей
в Хабаровском крае на 2006 год" утверждена краевая Программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Хабаровском крае на 2006 год".
Данная Программа разработана в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638 "О
подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав
Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", во
исполнение постановления Правительства Хабаровского края от
24.07.2003 N 14-пр "Об основных направлениях реализации
государственной молодежной политики в Хабаровском крае на 2004 -
2006 годы".
Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.07.2003 N
14-пр государственная молодежная политика определена как
приоритетное направление социально-экономического развития края.
Согласно паспорту краевой Программы "Обеспечение жильем молодых
семей в Хабаровском крае на 2006 год" целью и задачами Программы
является создание системы государственной поддержки молодых семей
в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации
в крае путем разработки и реализации способов бюджетной,
внебюджетной и организационной поддержки молодых семей при решении
ими жилищной проблемы с учетом степени нуждаемости в улучшении
жилищных условий, уровня материального достатка, наличия и
количества детей; разработки и формирования системы, включающей
социальные и рыночные механизмы решения жилищной проблемы молодых
семей; осуществления строительства на территории Хабаровского края
молодежного жилищного комплекса; обеспечения жилой площадью не
менее 100 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обозначенные мероприятия Программы реализуют приоритетное
направление государственной молодежной жилищной политики в
Хабаровском крае и характеризуют краевую Программу "Обеспечение
жильем молодых семей в Хабаровском крае на 2006 год" как программу
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации,
которая содержит экономический и социальный критерии.
Экономический заключается в том, что программа предусматривает
целевое выделение средств из краевого бюджета на строительство
жилья для молодых семей; устанавливает источник и объем
финансирования на перспективу - 2006 год; последующее
распределение жилья между участниками программы.
Социальный заключается в том, что программа имеет социальную
направленность - создание системы государственной поддержки
молодых семей в решении жилищной проблемы обеспечения жильем
молодых семей, способствующее развитию и укреплению семейных
отношений, улучшению демографической ситуации в крае.
При таких обстоятельствах суд находит, что краевая Программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Хабаровском крае на 2006 год",
утвержденная п. 1 постановления Губернатора Хабаровского края N
204 от 16.09.2005, является программой социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации.
Между тем утверждение таких программ относится к компетенции
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта РФ. Кроме этого, источник и объемы финансирования
Программы - в пределах средств, предусмотренных краевым бюджетом
на 2006 год, - установлены с нарушением требований бюджетного
законодательства.
Данный вывод суда основан на следующих правовых
обстоятельствах.
Согласно п. "г" ч. 2 ст. 5, п. "б", п. "в", п. "д" ч. 2 ст. 21
Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
руководитель высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта РФ представляет в законодательный орган субъекта РФ
проекты программы социально-экономического развития, которые
утверждаются законом субъекта РФ. Органы исполнительной власти
обеспечивают исполнение бюджета субъекта РФ и готовят отчеты об
исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ
социально-экономического развития субъекта РФ для представления их
в законодательный орган государственной власти субъекта.
Орган законодательной власти субъекта РФ, утверждая программу
социально-экономического развития, программу социальной поддержки
отдельных категорий граждан и закон о бюджете на очередной год
(которым утверждаются соответствующие расходы бюджета, перечень
программ и объем их финансирования), в пределах компетенции,
установленной п. "а" ч. 4 ст. 5, п. "в" ч. 2 ст. 21 Федерального
закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, осуществляет контроль за
исполнением бюджета субъекта РФ (в котором, в соответствии с
принципом полноты отражения доходов и расходов бюджетов,
закрепленным в ст. 32 Бюджетного кодекса РФ, отражаются все
расходы бюджета), рассматривает отчеты о выполнении программ
социально-экономического развития субъекта РФ и иных программ,
предусматривающих расходы бюджета.
В соответствии с п.п. 18, 18(1) ч. 1 ст. 14 Закона Хабаровского
края "О Правительстве Хабаровского края" Губернатор края
разрабатывает и реализует краевую политику, направленную на
комплексное социально-экономическое развитие края, руководит
деятельностью исполнительных органов государственной власти края,
направленной на реализацию краевой политики в области
экономического, экологического, социального и культурного развития
края.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 16 названного краевого Закона установлено,
что проекты программ социально-экономического развития края
разрабатываются Правительством края, представляются Губернатором
края в Законодательную Думу края, которая согласно п. 8 ст. 30.3
Устава края, п. 6 ст. 131, п. 1 ст. 144 Бюджетного кодекса
Хабаровского края их утверждает.
Согласно п. 1 ст. 144 Бюджетного кодекса Хабаровского края
Губернатор края вносит на рассмотрение Законодательной Думы
одновременно с проектом закона края о бюджетной системе края на
очередной финансовый год, в том числе проекты программ социально-
экономического развития края, проекты изменений в утвержденные
программы по мероприятиям и объемам финансирования на очередной
финансовый год.
Перечень программ и объем их финансирования, в свою очередь, в
силу п. 3 ст. 131.1, п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Хабаровского
края входит в состав показателей, представляемых для рассмотрения
и утверждения в проекте закона о бюджетной системе края, и
утверждается отдельным приложением к закону края о бюджетной
системе края на очередной финансовый год.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона Хабаровского
края от 24.12.1999 N 175 "Об основах молодежной политики в
Хабаровском крае" ассигнования на цели молодежной политики
выделяются в бюджете отдельной строкой.
Краевая Программа по обеспечению жильем молодых семей в
Хабаровском крае на 2006 год в проекте закона края "О краевом
бюджете на 2006 год" не учтена.
Таким образом, органы государственной исполнительной власти
субъекта РФ вправе принимать нормативные акты, определяющие
порядок и механизм реализации программы, принятой в рамках
исполнения бюджета после его принятия, в случае, если расходы на
такую программу предусмотрены.
Полномочий же по утверждению программ социально-экономического
развития действующим федеральным и краевым законодательством
руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ не
предоставлено, как не наделен руководитель высшего исполнительного
органа субъекта РФ и правом предусматривать финансирование данных
программ на перспективу.
Кроме того, аналогичный вопрос был предметом рассмотрения
Верховного Суда Российской Федерации (определение от 20.10.2004 по
делу N 58-Г04-39). Верховным Судом Российской Федерации принято
решение о признании недействующим со дня вступления решения в
законную силу постановления Губернатора Хабаровского края от
27.04.2004 N 110 "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем
молодых семей в Хабаровском крае на 2005 - 2007 годы",
регулирующего правоотношения по обеспечению молодых семей жильем в
Хабаровском крае, в том числе и на 2006 год.
Поскольку содержание Программы (основание для разработки, цель
программы, срок реализации - 2006 год, основные задачи,
исполнители, источник финансирования (краевой бюджет), ожидаемые
конечные результаты реализации), утвержденной постановлением
Губернатора края от 16.09.2005 N 204, аналогичны содержащимся в
Программе, утвержденной постановлением Губернатора края от
27.04.2004 N 110, признанной Верховным Судом Российской Федерации
противоречащей закону, имеет место нарушение норм гражданского
процессуального законодательства.
В силу п. 4 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании
нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено
повторным принятием такого же акта.
Согласно п. 3 названной нормы ГПК РФ решение суда о признании
нормативного правового акта или его части недействующим влечет за
собой утрату силы нормативных правовых актов, основанных на
признанном недействующим нормативном правовом акте или
воспроизводящих его содержание.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что п. 1
постановления Губернатора Хабаровского края от 16.09.2005 N 204 "О
краевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Хабаровском
крае на 2006 год" и утвержденная им краевая Программа противоречат
федеральному и краевому законодательству и подлежат признанию
недействующими.
Доводы, приведенные представителем Губернатора Хабаровского
края в обоснование законности оспариваемых положений постановления
N 204 от 16.09.2005 и утвержденной им Программы суд по мотивам,
изложенным в решении, находит несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующими со дня вступления в законную силу
настоящего решения суда п. 1 постановления Губернатора
Хабаровского края от 16.09.2005 N 204 "О краевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей в Хабаровском крае на 2006 год"
и утвержденную им краевую Программу.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в "Собрании
законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Губернатора Хабаровского края за счет средств
Правительства Хабаровского края государственную пошлину в доход
федерального бюджета в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Решение вступило в законную силу 12.01.2006.
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.Барабаш
|