УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПИСЬМО
от 18 января 2006 г. N 01/2-80
В соответствии с договором о сотрудничестве и обмене
информацией направляем для размещения в ИПС
"КонсультантПлюс:ХабаровскийВыпуск" протокол совещания-семинара
Федеральной антимонопольной службы с участием полномочного
представителя Президента РФ в ДФО, представителей органов
исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующих субъектов,
финансовых организаций, представителей научных и общественных
объединений, состоявшегося в г. Хабаровске 19 октября 2005 года.
Тема совещания-семинара: "Осуществление контроля и надзора за
соблюдением антимонопольного законодательства в Дальневосточном
федеральном округе"
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Руководитель управления
В.А.Бодров
Приложение
к письму
Хабаровского УФАС
от 18 января 2006 г. N 01/2-80
ПРОТОКОЛ
СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
С УЧАСТИЕМ АППАРАТА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ,
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ФИНАНСОВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,
НАУЧНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
от 19 октября 2005 года
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛИ - В.А.Трегубов, А.Н.Голомолзин
ПРИСУТСТВОВАЛИ: см. приложение 1
Осуществление контроля и надзора
за соблюдением антимонопольного законодательства
в Дальневосточном федеральном округе
ВЫСТУПИЛИ: Трегубов В.А., Голомолзин А.Н., Бодров В.А., Трякин
В.В., Игнатьев Ю.А., Яковлева Т.И., Левинталь А.Б., Вьюгина Н.В.,
Винников А.А., Гребенюк С.Г., Левит В.М.
Заслушав информацию заместителя руководителя Федеральной
антимонопольной службы Голомолзина А.Н., руководителя Хабаровского
УФАС России Бодрова В.А., руководителей территориальных органов
Федеральной антимонопольной службы, других выступающих, участники
совещания отмечают, что существенными факторами, сдерживающими
социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального
округа, являются антиконкурентные действия хозяйствующих
субъектов, прежде всего субъектов естественных монополий, а также
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
По результатам рассмотрения заявлений и проведения проверок в 1
полугодии 2005 года в отношении органов власти и управления
территориальными антимонопольными органами на территории ДФО
возбуждено 35 дел по признакам нарушения Закона РСФСР от
22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках". В добровольном порядке без
возбуждения дела устранено 6 правонарушений. Как и в прошлые
периоды, более 50% дел возбуждены в отношении органов местного
самоуправления.
Для федерального округа в целом наиболее характерными рынками
(сферами деятельности), на которых хозяйствующие субъекты чаще
всего подвергаются незаконным регулятивным действиям со стороны
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
иных наделенных функциями и правами указанных органов власти
органов или организаций, являлись рынки в сфере рыбохозяйственной
деятельности. Эти нарушения зафиксированы в Приморском крае,
Магаданской, Сахалинской и Камчатской областях. Кроме этого,
регулятивным действиям, ограничивающим конкуренцию, подвергались
организации в сфере торговли (розничной реализации нефтепродуктов,
оборота алкогольной продукции, оптовой торговли). В Амурской
области наибольшее количество правонарушений отмечено в сфере
услуг перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В соответствии с возложенными функциями антимонопольные органы
России оказывают содействие развитию конкуренции, осуществляют
государственный контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства в части предупреждения, ограничения и пресечения
злоупотреблений, связанных с доминирующим положением хозяйствующих
субъектов (в том числе субъектов естественных монополий) на
товарных рынках.
В первом полугодии 2005 года территориальными антимонопольными
органами на территории ДФО только в отношении субъектов
естественных монополий возбуждено 20 дел (из них в сфере
энергетики - 5, в отношении ОАО "РЖД" - 5, ОАО "Дальсвязь" - 4),
выдано 14 предписаний, из них 2 обжалованы в суд и признаны судами
правомерными. Наиболее распространенные виды правонарушений:
навязывание невыгодных условий договоров и необоснованные
требования передачи финансовых средств.
Продолжают иметь место факты несоблюдения Федерального закона
от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке
финансовых услуг" (далее - Закон "О защите конкуренции").
В первом полугодии 2005 года территориальными органами ФАС
России в Дальневосточном федеральном округе возбуждено 28 дел по
признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке
финансовых услуг, из них 23 по инициативе УФАС России. Наибольшее
количество дел - 22 дела - возбуждено по признакам нарушения
статей 12, 13, 14 Закона "О защите конкуренции" со стороны
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
Значительную часть нарушений составляют факты заключения
органами исполнительной власти и местного самоуправления договоров
с финансовой организацией для осуществления отдельных операций со
средствами соответствующего бюджета без проведения открытого
конкурса. Особенно часто такие факты встречаются в сфере
обязательного страхования ответственности владельцев
автотранспорта, при привлечении кредитов коммерческих банков на
покрытие кассового разрыва в бюджете или на покрытие дефицита
бюджетов.
Предприятия региона не рассматривают рынок ценных бумаг как
механизм привлечения финансовых ресурсов, реальные инвестиционные
возможности фондового рынка несопоставимы с потребностями
экономики регионов. Для развития данного сегмента финансового
рынка необходимо решение ряда серьезных проблем, таких как: отмена
ограничений объема выпускаемых облигаций размером уставного
капитала компании или гарантиями третьих лиц, упрощение процедуры
эмиссии краткосрочных корпоративных облигаций, размещение и
обращение их путем проведения торгов на фондовой бирже, повышение
информационной открытости акционерных обществ, снижение требований
по раскрытию информации небольшими организациями.
По-прежнему существенной проблемой при работе антимонопольных
органов с финансовыми организациями является получение полной и
достоверной информации, необходимой для анализа их деятельности и
конкурентной среды на рынке финансовых услуг.
Существенной проблемой правоприменительной практики
антимонопольных органов остается отсутствие единообразной судебной
практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по
вопросам применения антимонопольного законодательства.
В целях совершенствования деятельности по осуществлению
контроля и надзора за соблюдением антимонопольного
законодательства и развития конкуренции на товарных рынках и рынке
финансовых услуг на территории Дальневосточного федерального
округа
РЕШИЛИ:
1. Рекомендовать ФАС России:
1.1. продолжить работу по дальнейшему совершенствованию
действующей нормативной правовой базы в сфере антимонопольного
регулирования;
1.2. предусмотреть в ст. 22 проекта Федерального закона "О
защите конкуренции" доступ антимонопольного органа к банковской
тайне;
1.3. подготовить предложения в Правительство Российской
Федерации по внесению изменений в нормативные правовые акты,
регулирующие отношения в сфере обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств в
части установления предельных ставок;
1.4. подготовить разъяснение позиции Федеральной
антимонопольной службы в отношении исполнения функций страховой
организации территориальными фондами обязательного медицинского
страхования;
1.5. разработать методические документы по вопросам реализации
территориальными органами полномочий, предусмотренных п. 4.1.4
Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной
службы, утвержденного Приказом ФАС России от 13.10.2004 N 135, в
части осуществления контроля и надзора за соблюдением
законодательства о естественных монополиях;
1.6. разработать и в установленном порядке ввести в действие
Положение (Правила) о рассмотрении антимонопольными органами дел о
нарушениях Федерального закона "О естественных монополиях" и
Положение о порядке представления антимонопольным органам
ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 7
вышеназванного Закона;
1.7. предусмотреть увеличение финансирования статьи
"транспортные расходы" в пределах утвержденного плана с целью
активизации деятельности по проведению проверок соблюдения
антимонопольного законодательства органами местного
самоуправления, хозяйствующими субъектами с выездом в
муниципальные образования;
1.8. обобщить арбитражную практику по вопросам применения
антимонопольного законодательства;
1.9. поручить Управлению по контролю и надзору в области
недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС России:
- в срок до 1 декабря 2005 года направить в территориальные
органы ФАС России, расположенные в Дальневосточном федеральном
округе, предложения по демонополизации ЖКХ для их последующего
предоставления органам государственной власти и местного
самоуправления;
- организовать работу по разъяснению функций службы в части
реализации норм нового Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Рекомендовать территориальным органам ФАС России
Дальневосточного федерального округа:
2.1. обеспечить сопровождение приоритетных национальных
проектов в части соблюдения органами исполнительной власти
требований антимонопольного законодательства при размещении
бюджетных средств;
2.2. проанализировать соблюдение требований антимонопольного
законодательства при размещении заказов на поставки товаров,
работ, услуг для нужд субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления в 2005 году. По результатам анализа в срок до 1
февраля 2006 года направить органам государственной власти
субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
Дальневосточного федерального округа рекомендации по
предупреждению нарушений требований законодательства при
размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг - с учетом
норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд";
2.3. активизировать проведение проверок соблюдения
антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,
органами местного самоуправления с выездом в муниципальные
образования;
2.4. разработать и осуществить в срок до 01.01.2007 комплекс
превентивных мер по обеспечению условий добросовестной конкуренции
на региональном рынке потребительского кредитования в части
раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов;
2.5. обеспечить мониторинг и контроль мероприятий по разделению
естественно-монопольных и потенциально-конкурентных сфер
деятельности в электроэнергетике, подготовку перечня
энергоснабжающих организаций, которые могут быть отнесены к
изолированным энергосистемам;
2.6. обеспечить мониторинг и контроль процессов выбора
управляющих организаций для многоквартирных жилых домов.
3. Управлению ФАС России по Хабаровскому краю в срок до 1
декабря 2005 года обобщить правоприменительную практику
территориальных органов ФАС России, действующих на территории
Дальневосточного федерального округа, в отношении субъектов
естественных монополий: ОАО "Дальсвязь", ОАО "РЖД", ФГУП "Почта
России". Информацию направить в ФАС России и в контрольное
управление аппарата полномочного представителя Президента
Российской Федерации в ДФО.
4. Рекомендовать Главным федеральным инспекторам оказывать
содействие антимонопольным органам Дальневосточного федерального
округа в обеспечении взаимодействия с территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления при осуществлении антимонопольного контроля в сфере
товарных рынков и рынка финансовых услуг.
5. Рекомендовать Главным управлениям Центрального банка
Российской Федерации, территориальным отделам РО ФСФР России,
территориальным органам ФАС России, расположенным на территории
Дальневосточного федерального округа, принять меры по усилению
взаимодействия и координации деятельности по обеспечению
соблюдения антимонопольного законодательства финансовыми
организациями и развития конкуренции на рынке финансовых услуг в
ДФО.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и органам местного самоуправления:
6.1. принять меры по неукоснительному исполнению требований
Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых
услуг" при привлечении финансовой организации для осуществления
отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, в том
числе не допускать создания отдельным финансовым организациям
преференций;
6.2. устанавливать периодичность проведения конкурса по выбору
финансовых организаций для осуществления отдельных операций со
средствами соответствующего бюджета в законодательных актах
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
6.3. организовать обучение специалистов органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления требованиям по проведению конкурсов для
государственных и муниципальных нужд, в том числе в части
антимонопольной практики;
6.4. разработать и осуществить в 2006 году комплекс мер по
демонополизации сферы ЖКХ;
6.5. обеспечить своевременное представление по запросу
управлений ФАС России информации о размещении заказов на поставки
товаров, работ, услуг;
6.6. принять участие в расширенном совещании ФАС России по
вопросам организации городских и пригородных пассажирских
автотранспортных перевозок;
6.7. обеспечить проведение разъяснений порядка выбора
гражданами, проживающими в многоквартирных домах, управляющих
компаний, а также подготовить мероприятия по проведению ОМСУ
конкурсов по отбору управляющих компаний в тех случаях, если до
01.03.2006 граждане самостоятельно не выберут управляющую
компанию;
6.8. обеспечить разделение естественных монополий (передача
электроэнергии) и конкурентных (производство и сбыт
электроэнергии) видов деятельности организаций электроэнергетики,
находящихся в государственной собственности субъектов Российской
Федерации или в муниципальной собственности, а также принятие
соответствующих тарифных решений в отношении указанных
организаций.
Помощник Полномочного
представителя Президента
Российской Федерации в ДФО
В.А.Трегубов
Заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной
службы
А.Н.Голомолзин
|